Развитие познавательных способностей младших школьников. приводит его в движение. В это же время за маятником показывает 3 репродукции, одну за дру­гой

приводит его в движение. В это же время за маятником показывает 3 репродукции, одну за дру­гой.

задание учащимся: Подсчитать число качаний маятника и пересказать содержание репродукций.

У трех человек из каждой команды ведущий спрашивает, сколько раз качнулся маятник. Затем по одному человеку из каждой команды рассказывают содержание показанных репродукций.

Выигрывает та команда, которая дала более пра­вильные ответы.

Игра «лови мяч»

Для проведения этой игры ребята разбиваются на две команды. Встают друг против друга.

У играющих два мяча: темный и светлый.

инструкция участникам: Светлый мяч надо ловить всегда, а темный надо ловить только тогда, когда его бросают молча. Если бросивший мяч крикнет «Лови», ловить его нельзя. Поймавший такой мяч выбывает из игры.

Игра заканчивается тогда, когда в одной из команд не остается ни одного игрока.

Победителем становится команда, сохранившая не­сколько игроков.

Игра «ПЕРЕДАЙ СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЙ»

Всех участников игры разбивают на три ко­манды.

Ведущий и два его помощника читают три четверостишия, но сначала все по очереди читают первую строчку из каждого четверостишия, потом вторую, затем третью, а потом и четвертую.

ВНИМАНИЕ

При таком прочтении трудно сразу уловить со­держание каждого четверостишия, поэтому чтение можно повторить.

задание 1-й команде — передать смысль первого четверостишия, задание 2-й команде — передать смысл второго четверостишия, задание 3-Й команде — передать смысл третьего четверостишия. Стихотворе­ния должны быть сюжетного характера.

НАПРИМЕР:

Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

А. Барто

Побежала мышка-мать Тетю лошадь в няньки звать:

«Приходи к нам, тетя лошадь, Нашу детку покачать».

С. Маршак

Тут зайчиха выходила И медведю говорила:

«Стыдно старому реветь, Ты не заяц, а медведь».

К. Чуковский

196 Развитие познавательных способностей младших школьников

Эти игры также можно организовать дома, уча­стниками их становятся члены семьи: родители, дети.

Игра «числа» успешно может быть проведена в паре. Считая от 1 до 30, взрослый и ребенок называют цифры поочередно. При этом оба должны быть внимательны, вместо чисел, содержащих 3 или делящихся на 3, следует хлопать в ладоши. Тот, кто ошибается, в этой игре проигрывает. Можно провести эту игру несколько раз. Можно несколько изменить задание: например, предложить считать от 1 до 40 и не называть числа, которые содержат 4 и делятся на 4, а вместо этого, например, подпрыгнуть и сказать «Ай да я!» и т. д.

Игра «ПОЕМ ВМЕСТЕ» будет организована несколь­ко иначе. Петь будет или один ребенок, или с кем-то из родителей. Второй взрослый при этом будет выполнять роль ведущего. Ведущий объясняет, что после одного хлопка следует начинать петь, если будет два хлопка, следует продолжать петь, но уже мысленно. Один хлопок — снова надо петь вслух.

Игра «наоборот» также может быть организована родителями с детьми дома. Кто-то из родителей становится ведущим. Именно он будет показывать какие-либо движения, а ребенок должен делать на­оборот.

Игра «запрещенные движения». При проведении этой игры дома взрослый должен выполнять роль ведущего, объяснить ребенку, что следует повторять все его движения, кроме одного. Следует предуп­редить ребенка, что он должен быть внимателен.

ВНИМАНИЕ

Игра «ПОИСК ПРЕДМЕТА». Кто-либо из родителей младшего школьника заранее готовит несколько мелких предметов: значок, ластик, колечко и т. д. Ребенка попросите внимательно рассмотреть все в комнате, а затем он должен выйти из комнаты. В это время на видное место положите мелкий предмет. Ребенок, сделав один круг по комнате, должен назвать появившийся предмет.

Игра «пишущая машинка» также может быть организована дома. Взрослый играет вместе с ре­бенком. Например, взрослый предлагает ребенку распечатать такую фразу: «Травка зеленеет, сол­нышко блестит». Взрослый и ребенок по очереди называют буквы, а когда надо поставить знак препинания, они должны вместе топнуть ногой, в конце строки — хлопнуть в ладоши (возможно выполнение этого задания — расставить знаки препинания — одним ребенком).

Игра «найди ошибки». При организации игры дома следует подготовить заранее какой-либо текст. Взрослый должен предупредить ребенка, чтобы тот слушал внимательно. После этого предлагают другой текст, уже с изменениями. Задача ребенка — найти и исправить все ошибочные суждения. Чем больше ошибок исправляет ребенок, тем внима­тельнее он слушал.

Игра «два дела одновременно» может быть организована точно так же, как и с группой ребят. Только на оба вопроса, сколько колебаний сделал маятник и какие репродукции показаны, будет отвечать один ребенок.

Игра «передай смысл стихотворения». Дома роль ведущего и двух его помощников должны сыграть члены семьи (мама, папа, бабушка). Каждый из взрослых будет зачитывать строчки из своего чет­веростишия. Ребенку можно дать задание сначала , передать смысл четверостишия, которое читала мама, потом того, которое читал папа, а при третьем прочтении — третьего четверостишия, которое читала бабушка.

Наши рекомендации