Семинар: Поговорим немного о дизайне!
ТЕМА 1.
Развитие сложно-структурированного профессионального мышления дизайнера».
Формирование профессионально мышления дизайнера – это сложная многоуровневая система практических и аналитических заданий. Дилетант может сразу войти в водоворот мыслительных фантазий и выдавать рисовальные «шедевры», имеющие цель:
а) привлечь интерес коммерческий (сообразно культуре покупателя);
б) реализовать личностный эпатажный настрой на привлечение внимания без осмысления функционально-социального назначения авторской работы.
Будущий специалист-дизайнер (бакалавр, магистр) не может сразу войти в «водоворот рисовального творчества» по выпуску продукции. Он должен изучить, увидеть, понять и предложить новый продукт, востребованный в современном социуме (села, города, края, страны). Соответственно, и отношение к профессии дизайнера сегодня у российского населения всех возрастов уважительное.
В основу многих программ подготовки дизайнеров заложена концепция развития «креативного мышления» дизайнеров, что связано с необходимостью многовариантного решения поставленной задачи в учебном курсовом проекте. Креативное мышление, на наш взгляд, является второй стадией «специфического дизайнерского» мышления. Первой стадиейявляется «концентрированное» мышление, позволяющее зафиксировать внимание на выполнении поставленной задачи.
Третья стадия- структурированное мышление. Это связано с тем, что дизайнер должен «видеть» не только предмет и его внешний вид, но и его внутреннюю структуру – конструкцию, крепления. Кроме того, когда дизайнер начинает работать со знаковой системой, то навык структурированного мышления необходим. Четвертая стадия- комбинированное мышление, которое развивается постепенно, как навык «конструктивно-образного воображения». Пятая стадия- вариативное мышление. Это связано с тем, что дизайнер должен предложить 2-3 варианта эскизов для заказчика. Только после того, как заказчик выберет один из предложенных вариантов, дизайнер может доработать проект. Как видим, формирование профессионального мышления дизайнера опирается на разработанный алгоритм практических и аналитических заданий. Финальным/комбинированным показателем подготовленности студента является учебный курсовой проект.
На первом ознакомительном этапе формирование «дизайнерского видения/глазомера» мы связываем с освоением эстетических нормативов представления практической работы:
· навык/мастерство художественного и композиционного оформления графической работы,
· паспарту, авторский логотип,
· шрифт, название работы, имя автора.
Тезис 1.Темы практического задания должны вводить студента в гуманитарно-технологическое пространство, где можно реализовать «продукт мыслительного воображения» в продукт арт-дизайна.
Формула педагогического тренинга
для подготовки дизайнеров-графиков
1 стадия –концентрированное мышление (осмысление задания),
2-стадия –креативное или комбинаторное мышление
(теоретический уровень),
3 стадия –структурированное мышление (навык дифференциации объемов,
предметов, знаковых систем, графического наследия в системе
изобразительного искусства),
4 стадия –комбинированное мышление, которое развивается постепенно,
как результат конструктивно-образного воображения, создавая
объект с метафорической образностью),
5 стадия -вариативное мышление (представление 2-3 вариантов решения поставленной задачи по проектированию объемного дизайн-объекта),
6 стадия - креативное или комбинаторное мышление (практический уровень) как результат профессиональной подготовленности.
Семинар: Поговорим немного о дизайне!
Сегодня понятие «дизайн» звучит очень часто, можно сказать, оно «витает» в воздухе. Дизайн придает вещам совершенно другое особенное «благоухание». В то же время дизайн - тема для фельетонов, в газетах и журналах, а сегодня и в интернете. Интерес, который вызывает к себе дизайн, говорит о его признании наряду с другими культурными направлениями, как поэзия, архитектура, спорт, театр и т.д. известные дизайнеры сегодня становятся популярными как звезды спорта и эстрады, они имеют ауру притягательности благодаря своей профессии. Многие фирмы работают до тех пор, пока их продукция пользуется именем дизайнера как художественной сигнатурой.Очень часто мы наблюдаем, как цена товара, например, в моделировании одежды или оформлении интерьера, зависит от имени дизайнера.
На вопрос «что такое дизайн?» также трудно ответить, как и на вопрос «что такое искусство?». К определению дизайна невозможно применить одну формулировку, так как многие факторы соединяются в теории и практике дизайна.
Попытаемся хотя бы контурно обрисовать широкие горизонты понятия «дизайн». Чем больше появляется определений дизайна, тем меньше остается ясности и четкости его определения. Например, рекламисты и специалиста маркетинга имет разное понимание о дизайне, так как выбирают для своей деятельности совершенно разные аспекты.
Обратимся к этимологии (первоначальному значению) термина «дизайн». Смысловые корни термина восходят к латинскому слову designare - обозначать, определять. Итальянское слово disegno со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи.
Этимология (первоначальное значение) англоязычного понятия «дизайна» охватывает несколько смысловых рядов.
Генетически первичным является ряд определений «декоративного порядка». Это - узор, орнамент, декор, украшение, убранство.
Ко второмуряду определений относятся «проектно-графические» трактовки дизайна. Это - набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертеж, конструкция.
Третий рядопределений выходит за рамки прямого проекта. Это план, предположение, замысел, намерение, то есть до-проектное состояние предполагаемого объекта.
Четвертый рядопределений неожиданно «драматический». Это затея, ухищрение, умысел или даже интрига. Это широкий спектр англоязычных значений в сочетании с острой социальной направленностью традиционного дизайна при особом внимании к проблемам «человеческих факторов» повлиял на обозначение новых разновидностей проектной деятельности.
Так что же кроется за этим понятием «дизайн»? Ещё в 16 веке в Англии понятие «дизайн» сразу обозначало три направления деятельности:
Ä первое - план чего-либо, что можно реализовать;
Ä второе - рисунок, зарисовка проекта для художественного изделия;
Ä третье - объект, использующий искусство.
Запомнить! Сегодня термин дизайн» аккумулирует в себе все процессы, связанные с художественно-технологической деятельностью:
v проектирование промышленной продукции(индустрии);
v создание объектов в системе городской визуальной культуры;
v проектирование художественно-зрелищных комплексов;
v обновление интерьеров;
v оформление пространственной среды с помощью искусственных ландшафтов;
v проектирование и художественное оформление полиграфической продукции;
v разработка плакатного жанра с помощью художественно-графических и метафорических возможностей.
Официально история дизайна начинается вместе с первыми шагами индустриализации, переходом на массовое изготовление продукции - это середина XIX века.
В России до сегодняшнего времени нет чёткого разграничения отечественных терминов. Такой термин как «художественное конструирование», как правило, используется в среде промышленного дизайна, он используется также как определение официальное, государственное. Термин «художественное проектирование» используется в среде художников, искусствоведов, культурологов.
Давайте договоримся!Мы будем чаще использовать термин «художественное проектирование», потому что в графическом дизайне, супер-графике и рекламе основное внимание уделяется проектированию, в том числе, с помощью компьютерных технологий.
Тема 2.
Дизайн - новая профессия
Непрерывное развитие дизайна как новой профессии насчитывает более ста лет. Эту дату определяют по движению «Связь искусства и ремёсел», которое в Англии возглавил Уильям Моррис в середине XIX века. Это движение нашло отражение в культуре США, Финляндии, Швеции. Именно в это время были сформулированы главные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на формирование школ и художественно-проектных направлений в дизайне.
Согласно другой сложившейся традиции, дату возникновения профессии дизайнера переносят на начало ХХ века, когда художники заняли ведущие посты в ряде отраслей промышленности и получили возможность формировать фирменный стильпредприятий, влиять на политику выпуска приборов, автомобилей, радиоаппаратуры.
Существует и третье мнение, согласно которому о дизайне как о профессии можно говорить только после появления первых дипломированных специалистов по дизайну - когда сложились школы и методики преподавания, где упорядочены знания и гуманитарно очерчены границы в профессии дизайнера. Это произошло в 1920-е годы, когда в советской России ряд художественных институтов был преобразован в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). В Германии в эти годы открылся БАУХАУС, где в основу преподавания был положен синтез всех предметно-пространственных искусств.
Есть и четвертая точка зрения, которая ставит дизайн в зависимость от торговли, производства, бытовой культуры. Хронология начинается в 1930-х годов, со времени выхода западных стран из экономического кризиса, когда дизайн (особенно в США) стал действенным фактором увеличения сбытатоваров. Согласно этой точке зрения, дизайн есть инструмент маркетинга, вспомогательный процесс бизнеса.
Все это говорит о том, что за годы развития дизайна накопилось множество теоретико-хронологических работ, которые и схожи между собой, и отражают особенности развития дизайна.