Индивидуальность педагогического подхода
Известно, что в институт поступают люди разного возраста, приехавшие из разных мест, разной степени одарённости и восприимчивости.
Кто-то приехал из села или маленького городка сразу после окончания школы и с трудом адаптируется в Москве. Его внимание рассредоточено, выбравшись из-под домашней опеки, он не может справиться с бытовыми трудностями и приспособиться к восприятию новой информации, не умеет распределить своё время. Кто-то родился в Петербурге или в Нижнем Новгороде, учился в училище или институте, приехал покорять Москву и точно знает, что ему нужно. Он будет внимательным, собранным, будет стараться получить у педагога максимум информации и активно работать самостоятельно.
Конечно, и в том и в другом варианте могут быть исключения, но в любом случае, группа состоит из разных студентов и преподаватель при прохождении материала должен учитывать это. Важно стараться
Стр. 27
направить усилия старших (по возрасту или сознательности) студентов на помощь младшим и отстающим.
На индивидуальных же занятиях необходимо конкретизировать задания по каждому разделу курса в зависимости от потребностей, возможностей и способностей учащихся. Бывает так, что активный, одарённый, помогающий педагогу на групповых занятиях студент из Южно-Сахалинска или Вологды нуждается в кропотливых индивидуальных занятиях по исправлению говора. А застенчивый, неуверенный в себе москвич, проверив себя на индивидуальных занятиях и убедившись в том, что он делает всё правильно, вдруг «расцветает» в присутствии группы.
Задачи, стоящие перед групповыми занятиями:
• создание спокойной, доброжелательной атмосферы, в которой и
студент, и педагог чувствуют себя комфортно;
• налаживание творческой дисциплины;
• мотивация необходимости овладения всеми разделами предмета
«Сценическая речь»;
• понимание речевых норм и речевых ошибок студентов;
• развитие речевого слуха;
• первоначальное овладение техникой сценической речи;
• осознанное развитие мышц, необходимых для активной работы речевого аппарата;
• получение заданий для самостоятельной работы;
• зарождение творческой инициативы учащихся.
Задачи, стоящие перед индивидуальными занятиями:
• выявление индивидуальных речевых недостатков;
• мотивация целесообразности исправления речевых недостатков;
• снятие психологических барьеров общения;
• налаживание профессионального и человеческого контакта;
• контроль навыков, полученных на групповом занятии;
• отработка упражнений, необходимых для автоматизации, с учётом индивидуальных особенностей студента;
• обоснование выбора и разбор индивидуального материала для работы;
• контроль самостоятельной работы студента.
Стр. 28
Задание:
- Продолжить список возможного использования групповых и индивидуальных занятий для максимальной эффективности учебного процесса.
- Сформулировать задачи, стоящие перед групповыми и индивидуальными занятиями 1,2,3 и 4 семестров.
- Прописать основные темы индивидуальных занятий по семестрам и составить примерные планы по различным разделам предмета.
- Продумать речевые ошибки студентов, которые могут влиять на изменение хода индивидуального занятия.
Урок. Прогон (репетиция). Показ (зачёт)
Построение рядового урока в течение семестра, прогона и показа по технике речи, наряду с общими методическими закономерностями имеет ряд различий. Эти различия связаны с задачами, стоящими перед каждым из перечисленных вариантов педагогической практики.
Задачи урока, как правило, ограничиваются объяснением или отработкой определённых умений и навыков. Например, развитие мышц дыхательно-голосовой опоры, проверка звучания резонаторной системы, корректировка звуков русского языка, разбор и анализ текста и т.п. Поэтому построение урока может быть достаточно вольное. Главное, чтобы педагог определил для себя разделы и упражнения, которые студенты должны проделать и освоить за данный урок.
При этом необходимо помнить, что существует учебная программа и преподаватель обязан её придерживаться. В рамках программы возможна любая педагогическая фантазия, выбор и разработка материала, а также новые упражнения. Однако все эти «пробы» не могут идти в разрез с общими требованиями воспитания актёра и должны быть направлены на максимальное раскрытие творческой индивидуальности студента, а не на поиски средств самовыражения педагога.
Для того, чтобы учебный процесс соответствовал учебной программе, преподаватель в начале семестра должен ознакомиться с ней и, учитывая количество выделенных часов, соизмерить свои планы с реальными возможностями. Нельзя расширять рамки одного раздела за счет неполного прохождения другого!
Стр. 29.
Задача первого года обучения - подготовка речевого аппарата студента к звучанию.
Для этого педагог должен определить индивидуальные особенности каждого студента и предложить ему методику поэтапного устранения речевых недостатков, используя как групповые, так и индивидуальные занятия.
На групповых занятиях педагог дает основные положения по всем разделам, на индивидуальных - проверяет и закрепляет пройденный материал.
Индивидуальные занятия первого семестра в основном посвящены дикции и орфоэпии, второго семестра - постановке речевого голоса, третьего и четвёртого - разбору и анализу прозаических и стихотворных текстов. Безусловно, в каждом отдельном случае педагог может корректировать распределение времени на индивидуальных занятиях по своему усмотрению. При этом на групповых занятиях необходимо научить студента при выполнении общих упражнений добиваться верного индивидуального звучания по всем разделам предмета.
В течение первого месяца первого семестра занятия обычно ведутся по двум разделам - дыханию и дикции. Преподаватель свободен в распределении материала внутри каждого занятия. В начале второго месяца вводятся еще два раздела - постановка голоса и орфоэпия. Это объясняется тем, что занятия по голосу требуют предварительной постановки дыхания, а более позднее включение раздела орфоэпии позволяет иногородним студентам адаптироваться к московской речи, принятой в московских театрах.
За первые два-три месяца обучения студентам необходимо познакомиться с азами всех четырех разделов. К началу третьего месяца педагог должен подобрать предварительный материал для зачёта. Зачёт проходит, как правило, в последних числах декабря.
В начале второго семестра (после почти 1.5-месячного перерыва) педагог восстанавливает в памяти студентов пройденный материал, продолжает дикционные, дыхательные и голосовые разминки, двигается вперёд по программе, а примерно в конце марта - начале апреля подбирает материал для зачёта. В апреле - начале мая курс сдаёт контрольный урок по орфоэпии. Зачёт проходит, как правило, в последних числах мая - первых числах июня.
Стр. 30
Задача второго года обучения - автоматизация навыков техники речи и освоение авторского текста (анализ, теоретический и практический разбор, исполнительское мастерство).
Групповые занятия третьего семестра посвящены разминкам и освоению теоретических основ логики речи (проза), индивидуальные -расширению технических возможностей студентов по всем разделам предмета и практическому освоению логики речи. Зачёт обычно проходит в 10-ых числах января.
Занятия четвёртого семестра проводятся примерно также, учитывая прохождение теории и практики стихосложения. В апреле, начале мая курс сдаёт контрольный урок по теории (логика прозы и стиха). Заключительный экзамен по технике речи проходит, как правило, в первую неделю июня.
На уроке, в рабочей атмосфере преподаватель может проконтролировать работу каждого учащегося, уточнить его цель, предложить новую задачу и различные методы ее решения. На уроке важно понять и пройти процесс обучения! Процесс подразумевает осознание, многократное повторение и закрепление определенного навыка. Для полноценного освоения того или иного упражнения студенту необходимо вырабатывать самоконтроль, что возможно при полном внутреннем сосредоточении, т.е. работе в условиях публичного одиночества.
Процесс обучения не является единомоментным действием. Это длительное совместное и индивидуальное осознание профессиональных речевых особенностей актерской профессии. Преподаватель не ориентирует студентов на то, что выбранная программа делается специально к показу. Напротив, в течение второй половины любого семестра спокойно, без спешки работает над текстами, объясняя студентам, что в них они должны реализовать навыки, полученные в упражнениях. Внимание студентов нужно акцентировать на процессе работы, а не на стремлении к результату. Только в этом случае студент младшего курса сможет раскрепоститься, т.е. добиться мышечной и психологической свободы и, поняв техническую сторону поставленной перед ним задачи, показать, насколько результативно пройден им и освоен материал. Именно с этой точки зрения педагог должен оценивать готовность студента к зачёту на младших курсах.
Нужно учитывать, что в зависимости от индивидуальности студента или группы результаты работы могут быть разными. Этого не нужно
Стр. 31
бояться. При благоприятных условиях бывает, что технически точно выполненное упражнение первого курса вырастает в номер, который в дальнейшем может демонстрироваться в «класс-концерте», на «вечере первокурсника» и представлять методы работы кафедры сценической речи. Может быть и просто точно сделанное упражнение. И то и другое имеет право на существование.
Подводя итоги сказанному выше, хочется еще раз повторить, что главное - увлечь студентов процессом работы, направить их внимание на обстоятельное освоение технических навыков профессии актёра, и только тогда, можно ожидать желаемого результата.
Как правило, перед зачётом предполагается три полноценных прогона.
Задача прогонов - собрать все упражнения и тексты, которые были отобраны и отработаны во время семестра, и выстроить их в определённую, методически точную последовательность.
Иногда на прогоне студенты показывают новые упражнения, с настойчивым желанием включить их в программу зачёта. Практика показывает, что если упражнение, сделанное в последний момент, пропущено педагогом, то оно все равно остаётся неотработанным и в экстремальных условиях показа проходит неудачно. Студенты на своём и на чужом примере должны понимать, что положительный результат может дать только кропотливый, систематический труд.
Особое внимание рекомендуется обратить на дисциплину прогонов. Недопустимы опоздания или отсутствие студентов. Не проверенный на прогоне материал, как правило, в условиях зачёта теряет свою точность, а студент - сценическое обаяние.
Первый прогон часто бывает самый «грязный» и сумбурный. Задача преподавателя посмотреть всё, что было сделано, и принять решение по окончательному отбору. После первого прогона должна последовать вдумчивая работа по «выстраиванию» логики показа.
На показе педагог, ограниченный временными рамками, может продемонстрировать направление своей работы или вынести для обсуждения пробные, спорные позиции. Поэтому каждую тему раздела представляют несколько самых наглядных и отработанных упражнений.
При отборе, а соответственно при снятии групповых и индивидуальных упражнений с показа, важно донести до сознания студента, что:
· процесс работы на данном этапе важнее результата,
Стр. 32
· на зачёт выносится только «чистый» материал,
· навыки, не освоенные на протяжении семестра, не могут быть «наработаны» за два дня прогонов,
· результаты труда не пропадут, а обязательно проявятся в следующем семестре.
Второй прогон желательно проводить в «логике зачёта», т.е. проделывать упражнения в той последовательности, в которой они будут выполняться на зачёте или экзамене. Это даст возможность студентам адаптироваться к необходимым изменениям. Так как отбор упражнений и текстов уже произведён, то преподаватель имеет время и возможность для повторов и уточнений.
В этот же день необходимо определить форму одежды, чтобы студенты могли заранее её приготовить.
Третий прогон полезно начать с технических повторов. Проверка переходов, перестановок и последовательностей кусков откладывается в памяти и сводит «на нет», организационные «накладки».
Например:
• объявить упражнение и студентов, которые его делают,
• выход студентов,
• уход студентов,
• перестановка и т.д.
При этом само упражнение (во время технического прогона) проделывать не надо.
Затем следует «чистый» прогон. Он даёт возможность студентам распределить свои силы на весь показ.
После каждого прогона педагог делает общие и индивидуальные замечания.
Так что же такое публичный показ по технике сценической речи? Чем он отличается от урока? Как структурировать показ? Какие упражнения выносить на показ, а какие нет? Каковы критерии отбора упражнений на первоначальном и финальном этапе? Можно ли вносить элементы театрализации в показ по технике речи? Если да, то что является ее основой? Такие и подобные вопросы стоят перед каждым преподавателем по сценической речи в театральном вузе, на стадии становления педагогической индивидуальности, а ответы на них являются основой методического обсуждения кафедры.
Стр. 33
Уточним педагогическую задачу подготовки студентов к показу. Студент вместе с преподавателем должен продемонстрировать кафедре процесс освоения необходимых элементов? Возможно ли это в присутствии большого количества зрителей? Или же студент должен показать результат пройденных в течение семестра занятий? Тогда что мы можем назвать чистым результатом упражнений по технике речи?
На наш взгляд, во время показа, необходимо продемонстрировать кафедре методику преподавания - путь (часть пути), по которому преподаватель ведет студентов к обозначенной цели. В таком случае, понятен и отбор упражнений и структура их построения. Студенты при точном определении предлагаемых обстоятельств, существуя на площадке с учётом зрительского восприятия, показывают результат процесса, т.е. понятое, усвоенное упражнение в групповом или индивидуальном варианте.
Однако необходимо учитывать еще одно обязательное условие пуб-" личного показа - его действенную основу. Зачем? С какой целью преподаватель выводит студентов на показ? Ответ на этот вопрос, вероятно, может быть разным, но радость публичного творчества, желание показать зрителям понятые и освоенные упражнения создает атмосферу праздника. Эта атмосфера отличается от рабочей, собранной атмосферы урока, но именно она даёт ощущение театра. Именно в момент показа студент чувствует себя артистом и учится сценическому мастерству в присутствии своего первого зрителя.
Поставленный вопрос затрагивает ещё одну важнейшую тему - тем-по-ритм показа. Умение вести, направлять, контролировать студентов в процессе зачётов и экзаменов является одним из важнейших элементов педагогического профессионализма. Замедление или же ускорение тем-по-ритма могут нарушить адресность происходящего и безвозвратно потерять желаемую атмосферу. Если педагог во время показа неосознанно ускоряет темп упражнений, он лишает студента возможности осуществить необходимый процесс. Ускоренный темп ведет к демонстрации, изображению - голому результату. Замедление темпа может привести к чрезмерному сосредоточению и потере зрительского интереса. Педагог подобен дирижеру - его воля организует и ведёт студентов к самостоятельным выявлениям.
В основе методики заложен принцип - обучение по всем разделам предмета идёт по пути «от простого к сложному». Это и есть принцип
Стр. 34
построения показа. Каждое упражнение имеет свое место в непрерывной цепочке комплексного освоения предмета в целом. Каждое упражнение показа имеет свою задачу и двигает студента по пути освоения методики.
Методика может быть показана более или менее подробно - это зависит от педагогической индивидуальности, от особенностей той или иной группы учащихся, от этапа работы и т.п.
В отличие от урока, блок упражнений на одну тему может быть ограничен двумя, тремя, пятью заданиями, которые в свою очередь имеют определенное развитие и смыкаются с другими темами и разделами предмета.
К примеру, различия между тренировочным блоком упражнений первых четырех семестров довольно существенные. Показ первого семестра является наиболее подробным, т.к. на начальном этапе обучения идет освоение основополагающих элементов всех разделов предмета. Показ второго семестра включает в себя сжатый вариант отработанных первичных навыков, усложненные групповые упражнения с учётом комплексных задач освоения предмета в целом и подробный индивидуальный «отчет» каждого студента о его дальнейшем продвижении по всем разделам предмета. Показы третьего и четвертого семестров направлены на закрепление пройденного материала на литературной основе. Демонстрация тренировочных упражнений рассматривается, как подготовка речевого аппарата студента к индивидуальному звучанию.
Критерии отбора упражнений связаны с точностью выполнения технического и творческого задания. Первоначальный отбор подразумевает дальнейшую отработку. Хорошая идея, актёрская фантазия, сценическое обаяние не могут заменить профессионализм! Этот принцип играет значительную роль в финальном отборе. В противном случае театрализация станет не результатом труда и добросовестного отношения к делу, а самодостаточным явлением. В основе яркости формы должна лежать точность и чёткость действий, иначе она не имеет смысла.
Таким образом, можно утверждать, что показ по технике речи отличается от урока по технике речи, имеет свои задачи и особенности и является промежуточным звеном между процессом обучения технике сценической речи и его результатом - выступлением студента с отрывком по художественному чтению и работой в дипломных спектаклях выпускного курса. В свою очередь, понимание целей и задач показа будет
Стр. 35
способствовать уточнению педагогических целей и точности психологической подготовки студентов.
После показа проходит закрытое обсуждение, в котором участвуют: педагоги, работающие на курсе, художественный руководитель курса, заведующий кафедрой, члены кафедры, магистранты и стажёры кафедры. В конце обсуждения необходимо выставить оценки (в ведомость или внутренние).
При этом учитывается:
• работа студента на протяжении семестра,
• дисциплина,
• умение самостоятельно работать,
• проявление творческой фантазии,
• собранность на прогонах,
• работа студента на показе.
Желательно при этом иметь оценки предыдущего семестра, для того, чтобы наглядно прослеживать восходящее или нисходящее движение студента от показа к показу.
Далее преподаватель вместе с художественным руководителем курса проводят подробный разбор, подводят итоги работы, в обязательном порядке делают индивидуальные замечания по работе в семестре и по показу, дают студентам задание на каникулы.
Следующим этапом работы для начинающего преподавателя должен стать подробный самоанализ. В него входит:
• анализ замечаний и поощрений, высказанных на методическом заседании кафедры,
• анализ взаимосвязей между педагогическими целями и формулировками и точностью выполнения студентами конкретных упражнений,
• уточнение своих педагогических позиций,
• письменное подведение итогов.
После самостоятельного анализа рекомендуется подробным образом оговорить показ и его результаты с научным руководителем, а также сопоставить своё и его мнение. Важно понять, что из задуманного получилось, а что нет. Ещё важнее отдать себе отчёт, почему конкретные упражнения не получились. Варианты могут быть следующие:
Стр. 36
• упражнение было неверно отобрано или неточно определено его место в логическом построении показа;
• упражнение было верно отобрано, но неточно сформулированы студентам его цели и задачи;
• упражнение было верно отобрано, сформулировано, но педагог не смог добиться чёткого выполнения данного упражнения.
В зависимости от определения ошибки можно сделать вывод, что у начинающего преподавателя в данный момент является наиболее проблемным - методика обучения, методология или коммуникативная культура. Многократный анализ и самоанализ поможет избежать стандартных и индивидуальных ошибок работы и построения показа.
Задание:
- Определить критерии отбора упражнения (урок, показ).
- Прописать варианты разминок по темам и разделам предмета, с учётом определённого этапа обучения (1,2,3,4 семестры).
- Составить несколько вариантов разминок каждого семестра, в зависимости от возможного подбора проблемных студентов в группе.
Стр. 37