Тема 6. Воспитательная работа в вузе. Понятие о воспитании, профессиональном воспитании, воспитательной
Понятие о воспитании, профессиональном воспитании, воспитательной
системе и воспитательной работе в вузе. Принципы организации воспитания в вузе.
Цель, задачи и содержание воспитательной работы в вузе. Понятие о профессиональном воспитании.
Научно-педагогические основы управления воспитательным процессом в вузе:
организационно-педагогический, функциональный и профессиографический подходы.
Преподаватель в системе воспитательного процесса в
вузе. Цель, задачи и содержание воспитательной деятельности. Формы, технологии
и методы воспитательной деятельности преподавателя вуза.
Деятельность
куратора студенческой группы как элемент управления воспитательным процессом в
вузе. Направления и содержание деятельности куратора.
Понятие о воспитательном мастерстве преподавателя, его
место в системе профессионального мастерства. Личность преподавателя и ее
влияние на развитие личности студента. Учет индивидуальных особенностей,
интересов, способностей и социального опыта студентов при организации воспитательного
процесса.
Критерии эффективности воспитательного процесса в
вузе.
Тема 7. Профессиограмма преподавателя высшей школы
Профессиональная деятельность вузовского
преподавателя, ее цель и задачи, структура и характерные особенности.
Компоненты профессионально-педагогической деятельности преподавателя.
Профессиограмма
преподавателя высшей школы как научно-теоретическая модель, содержащая
совокупность профессионально значимых личностных качеств, профессиональных
способностей, знаний, умений и компетенций.
Требования к профессионально значимым личностным
качествам преподавателя. Место и роль педагогической направленности в структуре
личности преподавателя. Профессиональная этика преподавателя.
Требования к общепрофессиональным и специальным
знаниям, умениям и компетенциям преподавателя.
Должностные обязанности преподавателя высшей школы.
Характеристика учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и
организационно-методической деятельности преподавателя. Критерии оценки труда
преподавателя высшей школы как единства преподавательской,
научно-исследовательской и воспитательной деятельности.
Тема 8. Профессионально-педагогическое мастерство вузовского преподавателя
Профессиональная деятельность и личность преподавателя
высшей школы, формирование его мастерства и профессионализма, профессиональной
компетентности и профессионально-педагогической культуры.
Понятие о мастерстве, профессиональном мастерстве,
педагогическом мастерстве. Различные научно-теоретические подходы к определению
сущности педагогического мастерства. Мастерство преподавателя как комплекс
свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной
деятельности. Гуманистическая направленность, профессиональные знания,
педагогические способности и педагогическая техника в структуре
профессионального мастерства преподавателя. Критерии и показатели уровня развития
педагогического мастерства преподавателя высшей школы.
Педагогическая умелость, педагогическое мастерство,
педагогическое творчество, педагогическое новаторство, их характеристика,
признаки отличия и соотношение.
Понятие о воспитательном мастерстве преподавателя, его
место в системе профессионального мастерства. Личность преподавателя и ее
влияние на развитие личности студента. Учет индивидуальных особенностей,
интересов, способностей и социального опыта студентов при организации
воспитательного процесса.