Разработка методики выполнения задания
I. Выяснить математическую сущность задания. Для этого нужно:
• решить задание;
• продумать возможные способы решения и их оформление;
• выяснить математические основы способов решения.
II. Определить методическиеосновы выполнения задания.
Для этого нужно:
1) определить назначениезадания;
2) продумать мотивациювыполнения задания;
предложить возможные варианты организации работы над заданием во время урока. Предусмотреть две ситуации:
Задание используется при изучении нового материала. Основы: методика формирования умений. В диалоге озвучиваются основные этапы выполнения задания | Задание предложено для закрепления. Основы: после анализа условия составляется план работы с заданием, а далее следует самостоятельная работа учащихся. В диалоге задаются общие вопросы типа: «Как мы поступаем, если требуется...?», «С чего начинаем...?», «Что делаем дальше?» и т. п. |
Продумывать вопросы для подведения итогов по выполнению задания. |
4) предусмотреть возможные трудности и ошибкии продумать оказание помощи учащимся для их преодоления или предупреждения.
III.Разработать или подобрать дополнительные задания:
• для предварительной работы;
• на отработку отдельных этапов выполнения задания;
• на закрепление для тех, кто может испытывать затруднения при выполнении задания.
Примервыполнения задания, связанного с нахождениемзначения выражения:
1. Составьте свою схему решения примера и сравните с предложенной:
Найдите значение числового выражения.
2. Составьте схему решения примера и решите его:
Выясним математическую сущность задания
Это задание на все действия с десятичными дробями. Числовое выражение содержит скобки, что влияет на выбор порядка действий. Последнее действие - умножение, значит, на основе переместительного закона умножения результат не изменится, если изменить порядок работы с его компонентами. Поэтому задание может быть выполнено по следующей схеме (с последующим заполнением):
Решение задания в тетрадях выглядит так: записано условие примера, в нем расставлен порядок действий; начерчена своя схема решения; в ней разными пастами отмечены данные числа и результаты промежуточных действий; подсчеты результатов выполняются на черновиках; в схеме выделен окончательный результат, он же записан и в данном примере.
Определим методические основы выполнения задания
1.Задание направленона обучение учащихся решению примеров на все действия, где очень важен правильный порядок действий и составление выражений для каждого действия.
2. Мотивироватьвыполнение задания можно так: «Часто приходится передавать сообщение разными способами. При выполнении заданий на все действия можно не выписывать отдельно каждое действие, а рисовать схемы. В них можно увидеть, какие действия выполняются, с какими числами, что делать с полученным результатом. Иногда это очень удобно, особенно, если работать с машинами».
3. Организация работы с заданием.
Рассмотрим ситуацию, когда задания такого типа являются новыми для ребят.
Вариант 1
(Если большинство учащихся самостоятельно не могут справиться с заданием, то предполагается фронтальная организация
работы.)
На этапе анализаусловия задания и поиска решениявозможен такой диалог (условие примера и схема его выполнения записаны на доске заранее):
• Что известно в задании? (Дан пример на все действия.)
• Как мы обычно поступаем, когда надо решить пример на все действия? (Сначала определяем порядок действий, а потом выполняем каждое действие.)
• Есть ли правило, по которому можно определить порядок действий? (Сначала выполняют действия в скобках, а потом слева направо действия умножения или деления, а затем действия сложения или вычитания.)
• Так мы обычно работали, а что просят сделать в данном задании? (Составить схему решения примера.)
• Попробуйте описать, что вы видите на предлагаемой схеме. (Выслушиваются ответы.)
• Попробуйте описать начало работы по схеме. (Нужно 7,38 умножить на 4,5.)
• Что делать с результатом? (Его надо запомнить или отдельно выписать.)
• Можно ли было начать с другого участка схемы? (Можно было 65,24 разделить на 13,048.)
• Что в таком случае сделали бы с результатом? (Вписали бы в свободный кружок, к которому подходит стрелки от чисел 65,24 и 13,048.)
• Есть другой вариант начала работы? (Можно 15,2 умножить на 0,2, а результат записать в свободный кружок, к которому подходят стрелки от чисел 15,2 и 0,2.)
• Выберите для себя начало работы по схеме и попробуйте расставить порядок всех дальнейших действий. (Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.)
• Есть ли вопросы по схеме? Итак, со схемой разобрались, теперь вернемся к примеру. Связана ли предложенная схема с заданным примером? Если да, то назовите, что в них общего. (В них одни и те же числа, одни и те же операции действий, один и тот же порядок действий.).
• Вернемся к заданию. Что просят сделать? (Составить свою схему решения.).
• Как вы предполагаете выполнить это задание? Чем ваша схема может отличаться от рассмотренной? (Необязательно рисовать кружки, можно строить только прямоугольники, можно поменять расположение отдельных частей. Важно только, чтобы порядок действий соответствовал примеру, и было ясно, с какими числами работаем, что делаем с результатом.).
• Посмотрите на другой вариант построения начала схемы:
(Здесь показано, с какими числами работаем, какое действие выполняем, куда записать результат.)
Затем ученики продолжают по очереди строить схему на доске.
Вариант 2
Ученики самостоятельно продумают ответы на вопросы:
а) Как устроена схема?
б) Как работать по схеме?
в) Как схема связана с примером?
Затем кто-то из учеников объясняет свой ответ (выступает в роли учителя), остальные ученики задают уточняющие вопросы. Если вопросов не будет, то сам учитель такие вопросы должен задать с тем, чтобы помочь каждому разобраться с заданием. («Как ты догадался, с какого участка начать, какое действие выполнять, что делать с результатом?», «Можно ли было начать с другого участка схемы?»)
Рассмотрим ситуацию, когда задание предложено для закрепления.
Условие примера записывается на доске и сообщается задание: «Составить схему решения примера». Далее возможен такой диалог по обсуждению плана работы:
• Из чего состоит схема решения? (Это фигуры для данных чисел и для результатов действий, это знаки действий, стрелки для движения по схеме.)
• Как мы поступаем, если требуется составить схему решения примера? (Определяем порядок действий, описываем схематически каждое действие.)
• Расставьте порядок действий и скажите, с какого действия начнете составление схемы.
Дальнейшая организацияможет быть такой:
• ученики по очереди строят фрагменты схемы;
• пара учеников выполняют построение одной схемы на доске;
• пара учеников выполняют построения своих схем на доске;
• все ученики работают самостоятельно по составлению схемы, а затем обсуждаются интересные варианты;
• конструируются схемы с помощью наглядного пособия. По окончании составления схемы ученики самостоятельно ее
заполняют, затем сверяют результаты последнего действия и промежуточных результатов.
Завершая работу с заданием, важно задать вопрос: «Что полезного учтем на будущее?»-(Привыполнении примеров на все действия удобно строить схемы; схемы можно составлять по-разному; возможен различный порядок работы со схемой.)
Задание 2 можно предложить на дом, предварительно предложив ученикам задать по заданию уточняющие вопросы.