Разработка методики выполнения задания

I. Выяснить математическую сущность задания. Для этого нужно:

• решить задание;

• продумать возможные способы решения и их оформление;

• выяснить математические основы способов решения.

II. Определить методическиеосновы выполнения задания.
Для этого нужно:

1) определить назначениезадания;

2) продумать мотивациювыполнения задания;

предложить возможные варианты организации работы над заданием во время урока. Предусмотреть две ситуации:

Задание используется при изу­чении нового материала. Основы: методика формирова­ния умений. В диалоге озвучиваются основные этапы выполнения задания Задание предложено для закрепления. Основы: после анализа условия составляется план работы с заданием, а далее следует самостоятельная работа учащихся. В диалоге задаются общие вопросы типа: «Как мы поступаем, если требуется...?», «С чего начинаем...?», «Что делаем дальше?» и т. п.
Продумывать вопросы для подведения итогов по выполнению задания.

4) предусмотреть возможные трудности и ошибкии продумать оказание помощи учащимся для их преодоления или предупреждения.

III.Разработать или подобрать дополнительные задания:

• для предварительной работы;

• на отработку отдельных этапов выполнения задания;

• на закрепление для тех, кто может испытывать затруднения при выполнении задания.

Примервыполнения задания, связанного с нахождениемзначения выражения:

1. Составьте свою схему решения примера и сравните с предложенной:

Разработка методики выполнения задания - student2.ru Найдите значение числового выражения.

 
  Разработка методики выполнения задания - student2.ru

2. Составьте схему решения примера и решите его:

Разработка методики выполнения задания - student2.ru

Выясним математическую сущность задания

Это задание на все действия с десятичными дробями. Числовое выражение содержит скобки, что влияет на выбор порядка действий. Последнее действие - умножение, значит, на основе переместительного закона умножения результат не изменится, если изменить порядок работы с его компонентами. Поэтому задание может быть выполнено по следующей схеме (с после­дующим заполнением):

       
    Разработка методики выполнения задания - student2.ru
 
  Разработка методики выполнения задания - student2.ru

Решение задания в тетрадях выглядит так: записано условие примера, в нем расставлен порядок действий; начерчена своя схема решения; в ней разными пастами отмечены данные числа и результаты промежуточных действий; подсчеты результатов выполняются на черновиках; в схеме выделен окончательный результат, он же записан и в данном примере.

Определим методические основы выполнения задания

1.Задание направленона обучение учащихся решению примеров на все действия, где очень важен правильный порядок действий и составление выражений для каждого действия.

2. Мотивироватьвыполнение задания можно так: «Часто приходится передавать сообщение разными способами. При выполнении заданий на все действия можно не выписывать отдельно каждое действие, а рисовать схемы. В них можно увидеть, какие действия выполняются, с какими числами, что делать с полученным результатом. Иногда это очень удобно, особенно, если работать с машинами».

3. Организация работы с заданием.

Рассмотрим ситуацию, когда задания такого типа являются новыми для ребят.

Вариант 1

(Если большинство учащихся самостоятельно не могут справиться с заданием, то предполагается фронтальная организация

работы.)

На этапе анализаусловия задания и поиска решениявозможен такой диалог (условие примера и схема его выполнения записаны на доске заранее):

• Что известно в задании? (Дан пример на все действия.)

• Как мы обычно поступаем, когда надо решить пример на все действия? (Сначала определяем порядок действий, а потом выполняем каждое действие.)

• Есть ли правило, по которому можно определить порядок действий? (Сначала выполняют действия в скобках, а потом слева направо действия умножения или деления, а затем действия сложения или вычитания.)

• Так мы обычно работали, а что просят сделать в данном задании? (Составить схему решения примера.)

• Попробуйте описать, что вы видите на предлагаемой схеме. (Выслушиваются ответы.)

• Попробуйте описать начало работы по схеме. (Нужно 7,38 умножить на 4,5.)

• Что делать с результатом? (Его надо запомнить или отдельно выписать.)

• Можно ли было начать с другого участка схемы? (Можно было 65,24 разделить на 13,048.)

• Что в таком случае сделали бы с результатом? (Вписали бы в свободный кружок, к которому подходит стрелки от чисел 65,24 и 13,048.)

• Есть другой вариант начала работы? (Можно 15,2 умножить на 0,2, а результат записать в свободный кружок, к которому подходят стрелки от чисел 15,2 и 0,2.)

• Выберите для себя начало работы по схеме и попробуйте расставить порядок всех дальнейших действий. (Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.)

• Есть ли вопросы по схеме? Итак, со схемой разобрались, теперь вернемся к примеру. Связана ли предложенная схема с заданным примером? Если да, то назовите, что в них общего. (В них одни и те же числа, одни и те же операции действий, один и тот же порядок действий.).

• Вернемся к заданию. Что просят сделать? (Составить свою схему решения.).

• Как вы предполагаете выполнить это задание? Чем ваша схема может отличаться от рассмотренной? (Необязательно рисовать кружки, можно строить только прямоугольники, можно поменять располо­жение отдельных частей. Важно только, чтобы по­рядок действий соответствовал примеру, и было ясно, с какими числами работаем, что делаем с результатом.).

• Посмотрите на другой вариант построения начала схемы:

 
  Разработка методики выполнения задания - student2.ru

(Здесь показано, с какими числами работаем, какое действие выполняем, куда записать результат.)

Затем ученики продолжают по очереди строить схему на доске.

Вариант 2

Ученики самостоятельно продумают ответы на вопросы:

а) Как устроена схема?

б) Как работать по схеме?

в) Как схема связана с примером?

Затем кто-то из учеников объясняет свой ответ (выступает в роли учителя), остальные ученики задают уточняющие вопросы. Если вопросов не будет, то сам учитель такие вопросы должен задать с тем, чтобы помочь каждому разобраться с заданием. («Как ты догадал­ся, с какого участка начать, какое действие выполнять, что делать с результатом?», «Можно ли было начать с другого участка схемы?»)

Рассмотрим ситуацию, когда задание предложено для закрепления.

Условие примера записывается на доске и сообщается зада­ние: «Составить схему решения примера». Далее возможен такой диалог по обсуждению плана работы:

• Из чего состоит схема решения? (Это фигуры для данных чисел и для результатов действий, это знаки действий, стрелки для движения по схеме.)

• Как мы поступаем, если требуется составить схему решения примера? (Определяем порядок действий, описываем схематически каждое действие.)

• Расставьте порядок действий и скажите, с какого действия начнете составление схемы.

Дальнейшая организацияможет быть такой:

• ученики по очереди строят фрагменты схемы;

• пара учеников выполняют построение одной схемы на доске;

• пара учеников выполняют построения своих схем на доске;

• все ученики работают самостоятельно по составлению схемы, а затем обсуждаются интересные варианты;

• конструируются схемы с помощью наглядного пособия. По окончании составления схемы ученики самостоятельно ее

заполняют, затем сверяют результаты последнего действия и промежуточных результатов.

Завершая работу с заданием, важно задать вопрос: «Что полезного учтем на будущее?»-(Привыполнении примеров на все действия удобно строить схемы; схемы можно составлять по-разному; возможен различный порядок работы со схемой.)

Задание 2 можно предложить на дом, предварительно предложив ученикам задать по заданию уточняющие вопросы.

Наши рекомендации