Задачи третичной профилактики

I. Формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики).

II. Создание групп взаимопомощи.

III. Взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы».

IV. Работа с семьей. В большинстве случаев у сформировавшихся алкоголиков и наркоманов не хватает сил и мужества самостоятельно преодолеть зависимость. Чтобы вернуться к жизни, от которой они хотели убежать с помощью наркотиков, им необходима помощь друзей и родных, нужны такт, доверие, создание у больного ощущения безопасности и самостоятельности, а также уверенности в том, что его любят.

Принципы работы

1. Партнерство.

2. Единство психосоциальных и биологических методов воздействия.

3. Ступенчатость (этапность) - объективно-обоснованный переход от медицинских к медико-психологическим и далее – к психолого-социальным мероприятиям.

4. Долгосрочность – до полного восстановления нормативного психофизического состояния и социального статуса пациента.

5. Интегрированность – взаимодействие с различными государственными, общественными и частными структурами для полной поддержки пациентов в вопросах ресоциализации – приобретение профессии, учеба, трудоустройство, юридическая и правовая защита.

Успешность профилактической работы может быть возможна только при соучастии широкого круга специалистов, невозможно выполнить весь объем мероприятий силами специалистов одного узкого направления. Необходима организация межведомственного взаимодействия в области профилактики алкогольной и наркотической зависимости.

Основные направления профилактической работы

Психологическое – коррекция неправильного воспитания и ранних аномалий развития личности; индивидуальная психолого-педагогическая работа с «трудными» подростками, уязвимыми в отношении девиантного поведения и членами их семей.

Педагогическое – последовательное антиалкогольное, антиникотиновое и антинаркотическое воспитание в школе с I по XI класс; формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Санитарно-гигиеническое – повышение санитарной грамотности и культуры населения; антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения; искоренения вредных для здоровья привычек.

Здравоохранительное - развитие и совершенствование нарколо-гической службы; осуществление мер по уменьшению распространенности пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании и их последствий; широкая антинаркотическая работа всей общемедицинской сети.

Социальное – обеспечение социальной и правовой защиты детей и подростков, обеспечение мониторинга представлений, взглядов, оценок в отношении ПАВ в подростковой среде; упорядочение потока печатной и видеопродукции, освещающей проблему наркомании в СМИ.

Административно-правовое - определяет правовое поле для реализации мер профилактики с целью преодоления пьянства и алкоголизма, минимизации курения; строгое соблюдение законодательства об уголовной ответственности за приобщение к потреблению наркотиков (особенно детей и подростков).

Экономическое – финансирование программ борьбы с любыми формами наркотизма и с наркобизнесом.

Работа в семье

Проблема алкоголизма и употребления наркотиков – это, в первую очередь, проблема микросоциального окружения подростка. Обычно под микросоциальной средой понимается ближайшее, более или менее стойкое окружение человека, которое так или иначе влияет на образ жизни подрастающего поколения, способствует воспитанию его в духе нетерпимого отношения к ПАВ или же приобщает к их употреблению. Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростка, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или прошлом. Семья может выступать в качестве пассивного созерцателя проблемы или в качестве первичного звена активной помощи проведения рекомендаций по профилактике зависимости.

Наши рекомендации