Тема №18. Рубежный контроль

2. Цель: способности решать лингвистическими средствами реальные коммуникативные задачи в конкретных речевых ситуациях научной сферы, сформировать знание о композиционно-смысловой организации научного текста (планы свернутого и развернутого содержания), уметь определять типы, объем и виды дополнительной научной информации, заложенной в тексте

3. Задачи обучения:

Студент должен знать: - как развивается информация текста, строить его логико-композиционную основу;

- иметь представление об особенностях функционирования системы языка в научном дискурсе;

- сформировать знания о языковых формах выражения различных типов информации научного текста;

Студент должен уметь: - использовать научную литературу по специальности с целью получения информации, способствующей формированию профессиональной компетенции;

- извлекать из текста необходимую информацию, описывать, обобщать и интерпретировать ее в учебно-профессиональном общении;

- использовать систему предметных и языковых знаний для решения задач учебно-профессионального общения;

Вариант 1

Задание 1. Прочитайте текст «Простейшие».

ПРОСТЕЙШИЕ

Что такое простейшие? Под этим названием объединяется множество самых разнообраз­ных организмов, имеющих один общий отли­чительный признак: тело их состоит всего из одной клетки.

Первым человеком, увидевшим простейших под микроскопом, стал в 1676 г. голландский натуралист Антони ван Левенгук. Своё открытие Левенгук сделал, рассматривая под микроско­пом перцовый настой, и потому назвал увиден­ных «зверушек» животными — по-латыни «инфузории».

Как учёные XVII—XVIII вв. представляли се­бе простейших? Среди мыслителей того времени находились и такие, которые говорили, что сам Бог, скрыв простейших от невооружённого гла­за, выразил своё нежелание того, чтобы человек изучал их. Достаточно сказать, что даже основа­тель систематики шведский биолог Карл Линней не стал углубляться в дебри «невидимого мира» и в своей книге «Система природы» описал его как один-единственный род, характерно назван­ный «хаос инфузориум».

Одни учёные доказывали, что простейшие устроены столь же совершенно, как высшие жи­вотные и растения, и отличаются от них только малым размером. Другие утверждали, что про­стейшие — всего-навсего «комочки живой сли­зи», никакого внутреннего строения не имею­щие. Сегодня мы можем подвести итог этому спору. Устроены простейшие часто даже слож­нее, чем любая отдельная клетка многоклеточно­го организма, но, конечно, более просто, чем такой организм в целом.

Понадобилось два столетия после открытия Левенгука, чтобы чётко отделить простейших от иных организмов. Лишь к началу XX в. Учёные проникли в мир паразитических простейших и узнали, что такие тяжёлые заболевания, как малярия, сонная болезнь, преследовавшие чело­века с древних времён, вызываются паразитами-простейшими.

(По С. Т. Исмаиловой)

Задание 2. Составьте простой вопросный план.

Задание 3. Определите тип предложений 3 абзаца текста.

Задание 4. Составьте тезисы глагольного строя.

Задание 5. Напишите справочную аннотацию.

Вариант 2

Задание 1. Прочитайте текст. Письменно ответьте на вопросы: Какими свойствами обладает алюминий? В чем заключается его особенность? В каких сферах жизнедеятельности могут применять сплав алюминия? Перечислите.

СВОЙСТВА АЛЮМИНИЯ

Алюминий находится в главной подгруппе третьей группы периодической системы. Он характеризуется наличием трех электронов в наружном электронном слое атома и восьми электронов во втором электронном слое.

Алюминий представляет собой блестящий серебристо-белый металл. Он относится к лёгким металлам (плотность ρ = 2,7 г/см3). Температура плавления алюминия + 660 °С, температура кипения + 2250 °С. Алюминий отличается высокой электро- и теплопроводностью. По электропроводности он уступает только серебру, меди и золоту.

Алюминий – химически активный металл. Он образует многочисленные соединения. Алюминий обладает высокой коррозийной стойкостью, т.е. даже при обычных условиях его поверхность покрывается тонкой (0,00001 мм), но очень прочной оксидной плёнкой, которая защищает его от дальнейшего окисления. Алюминий горит в кислороде только при высокой температуре и только в виде порошка. Так же происходит его взаимодействие с серой. Алюминий взаимодействует с галогенами: с хлором и бромом он реагирует при обычной температуре, а с йодом – при нагревании или в присутствии воды как катализатора. При повышенной температуре алюминий реагирует со многими неметаллами и сложными веществами. При сильном нагревании он реагирует с азотом (800 °С) и углеродом (2000 °С). С водородом непосредственно не реагирует.

Алюминий обладает способностью активно восстанавливать многие металлы из оксидов. При этом реакция обычно сопровождается выделением большого количества тепла и повышением температуры до 1200…3000 °С. Благодаря высокой химической (восстановительной) активности алюминий применяется для производства многих металлов, например, марганца, хрома, ванадия, вольфрама и других. Алюминий растворяется в растворах щелочей и некоторых кислот. Например, разбавленные соляная и серная кислоты легко растворяют алюминий, особенно при нагревании. С концентрированными азотной и серной кислотами алюминий не взаимодействует.

Кроме того, алюминий обладает ценными механическими и технологическими свойствами. Он отличается высокой пластичностью и поэтому легко подвергается ковке, прокатке. Чистый алюминий обладает малой прочностью и твёрдостью, поэтому он в основном идёт на получение сплавов.

Сплавы на основе алюминия обладают высокими механическими и технологическими свойствами.

Главные преимущества сплавов алюминия – малая плотность (2,5…2,8 г/см3), достаточная стойкость против атмосферной коррозии, простота получения и обработки.

Задание 2. Составьте простой назывной план.

Задание 3. Составьте опорный конспект.

Задание 4. Составьте тезисы глагольного строя.

Задание 5.Напишите справочную аннотацию.

Задание 6.Определите тип предложений 5-го абзаца. Подчеркните предикативный центр.

Литература.

Основная литература:

1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.

2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.

Дополнительная литература:

1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.

2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)

3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.

4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.

6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.

7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)

8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)

Наши рекомендации