Составление словосочетаний, предложений, текста

Данный вид продуктивных упражнений содействует формированию умений свободного владения языковыми средствами, формированию навыков нормативного, точного, целесообразного словоупотребления и сочетания слов по смыслу.

1) Отличительным свойством художественной речи является образность. Приведите пример необычного поэтического образного выражения. Попробуйте описать звездное небо с помощью образных слов. Постарайтесь передать личные чувства, ощущения.

2) Расскажите о слове, истории развития его значений. Используйте словари и научно-популярную литературу.

На уроках литературы анализ средств языковой выразительности происходит при изучении стихотворений. Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию, нужно обладать некоторыми теоретико-литературными знаниями. Они должны охватить три основных раздела:

1) образность поэтической речи (и вообще язык поэзии);

2) поэтический синтаксис;

3) стихосложение (ритмические особенности стиха).

Освоение этих знаний всегда идеткак бы по двум линиям. При чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность.

Теоретический материал должен даваться постепенном усложнениии системе. Обычно вначале понятие вводится как рабочее, как термин. Затем постепенно происходит его обогащение. Ведь любые элементы поэтической речи или стиховой структуры (метафора, повтор как элемент поэтического син­таксиса и т. д.) индивидуальны у разных поэтов. Чем больше конкретных впечатлений и наблюдений у школьников, тем более емким становится для них уже освоенное понятие. Поэтому, например, термин «метафора» усвоенный в 5 классе, более глубоко будет осознан выпускником школы. Теоретические зна­ния-понятия о поэзии не могут быть раз навсегда усвоенными; они динамичны, конкретизация их при встрече с новыми произве­дениями требует от учащихся дополнительных наблюдений, добавочного осмысления, нового творческого освоения.

Конечно, изобретать новые методы и приемы каждый раз невозможно. В арсенале педагога постоянно сохраняются живое слово, выразительное чтение, словесное рисование, разнообразные формы и виды беседы, и т. д. Но важно, во-первых, чтобы учитель всегда думал об учениках, об их заинтересованности в том или ином методе, приеме, форме анализа; во-вторых, необходимо, чтобы методы и приемы соответствовали природе изучаемого поэтического явления и, в-третьих, чтобы они были гибкими, видоизменялись и усложнялись от класса к классу и от произве­дения к произведению. Тогда они не будут выглядеть однооб­разно и трафаретно, а всегда останутся эффективными и инте­ресными для учащихся. Возьмем, например, такой прием, как сопоставление. Можно сопоставлять несколько стихотворений с целью выяснить их художественное свое­образие (например, в V классе естественно сопоставлять стихи разных поэтов об осени, а в IX классе — стихи Пушкина, Лермон­това и Некрасова о любви). Но можно сопоставить и произведения одного поэта для выяснения его творческой эволюции (например, стихотворения Пушкина «Погасло дневное светило...» и «К морю» как разные ступени пушкинского романтизма). Во всех случаях важен не прием как самоцель, а пробуждение с его помощью творческого отношения к поэзии, художественной концепции автора.

Таким образом, методика работы над средствами языковой выразительности, как в начальной, так и в основной школе строится следующим образом: каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы.

1. Обнаружение слова в тексте; (так возникает познавательная задача);

2. Семантизация – (занесение в словарик, формирование понятий);

3. Выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы;

4. Введение новых слов в текст, свою речь, то есть их активизация, исправление допущенных ошибок.

Освоение знаний, развитие художественного мышления, эстетическое воспитание школьников при изучении лирики успешнее осуществляется в тех случаях, когда та или иная концепция, тот или иной вывод не даются им в готовом виде, а приобретаются в процессе поиска.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2000.

2. Босая О.И. Методическое пособие по русскому языку. – Волгоград: изд. «Учитель-АСТ», 2002.

3. Голуб И. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 2001.

4. Голуб И. Упражнения по стилистике. – М.: Рольф, 2002.

5. Горшков А. И. Основы русской словесности: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1995.

6. Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Просвещение, 1996.

7. Косивцева Л.И. Методическое пособие по литературе. – Волгоград: изд. «Учитель», 1999.

8. Крамаренко Н.О. Методическое пособие по русскому языку. – Волгоград: изд. «Учитель», 2003.

9. Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи//Русский язык в школе, №3, 1996, С. 3-7.

10. Купалова А.Ю. методическое пособие по русскому языку. – М. Дрофа, 2000.

11. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. – М.: Просвещение, 1999.

12. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1991.

13. Лолуа В.В. Формирование культуры речи школьников в процессе лингвистического анализа художественного текста: автореферат доктора педагогических наук. – М., 2002.

14. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000.

15. Львов М.Р. Методика развития речи. – М.: Просвещение, 2002.

16. Львов М.Р. Хрестоматия по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1999.

17. Менькова Е.В. Методическое пособие по литературному чтению. – Волгоград: изд. «Учитель-АСТ», 2002.

18. Методика развития речи на уроках русского языка /под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.

19. Никитина Е.И. Уроки развития речи к учебному пособию. – М.: Дрофа, 2000.

20. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. – М.: Рольф, 2001.

21. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. – М.: Издательский Дом «Оникс», 2003.

22. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М.: Просвещение, 2000.

23. Скоркина Н.М. Методическое пособие по литературе. – Волгоград: изд. «Учитель», 2002.

24. Федоренко Л.П. Анализ и практики методики обучения русскому языку. – Курск: изд. КГПИ, 1994.

25. Энциклопедический словарь юного литературоведа /сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988.

26. Энциклопедический словарь юного филолога /под ред. В.М. Кожевникова. – М.: Советская энциклопедия, 1987.

Наши рекомендации