Каковы же критерии оценки деятельности директора школы?
Практика показывает, что от уровня работы руководителя в значительной степени зависит успешность работы всего школьного коллектива. Вот почему критерии оценки деятельности директора школы — важное средство повышения качества работы школы, они не только дают возможность объективно проанализировать работу руководителя школы, но и служат определенным ориентиром, эталоном, обеспечивая направление деятельности, распределение сил, пути совершенствования педагогического мастерства и уровня руководства администрации школы.
Закон об образовании ясно и четко определяет круг обязанностей директора школы. Он несет ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, повышение работников, связь школы с семьей, а также за хозяйственно-финансовое состояние школы.
Оценка деятельности руководителя школы определяется:
— по результатам работы школы;
— по личному вкладу директора школы в организацию учебно-воспитательной работы;
— по стилю его работы, специальной подготовке, организаторскому таланту.
Результаты работышколы. Аттестационная комиссия изучает результаты работы школы за последние годы на основе имеющихся актов проверки, а также при личном ознакомлении с работой школьного коллектива, качеством знаний учащихся, уровнем их воспитанности, системой повышения квалификации учителей, уровнем уроков и воспитательных мероприятий.
Личный вклад директора школы в организацию учебно-воспитательного процесса.
Определяется качество работы директора с учителями, учениками, родителями и работа директора по созданию условий для успешного протекания учебно-воспитательного процесса.
1. Успешная работа директора школы с учительскими кадрами по совершенствованию их педагогического мастерства:
— правильная расстановка кадров учителей и классных руководителей;
— организация системы повышения квалификации учителей в школе;
— высокий уровень подготовки и проведения педагогических советов;
— индивидуальная помощь отдельным учителям.
— эффективность системы педагогического контроля (качество анализа уроков, воспитательных мероприятий лично директором и работа по исправлению отмеченных недостатков);
— педагогическая целесообразность и действенность приказов, замечаний, указаний и рекомендаций директора, связанных с работой учителей;
— умелая координация работы с заместителями, обеспечивающая совместную помощь учителям и рост профессионального мастерства заместителей директора.
2. Умелое руководство ученическим коллективом:
— комплексное планирование воспитательной работы в школе, координация всех воспитательных мероприятий;
— работа по трудовому, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию всех учащихся;
— действенность личного общения с отдельными учащимися в официальной и неофициальной обстановке, работа с трудными подростками;
— работа с талантливой молодежью по развитию их научных, технических и художественных дарований.
3. Эффективность работы директора с родителями учащихся и общественностью по воспитанию детей:
— умелая организация педагогической пропаганды в школе и микрорайоне;
— активизация деятельности родительского комитета;
— связь с шефами и общественными организациями по организации досуга детей, созданию технических и спортивных баз, клубов, площадок, лагерей и т.д.;
— усиленная работа с отдельными родителями по воспитанию детей.
4. Создание необходимых условий для успешного протекания учебно-воспитательного процесса:
— своевременно составление плана работы и четкое распределение обязанностей;
— обеспечение школы необходимым оборудованием, учебными пособиями, кабинетами и учебниками;
— четкая регламентация труда всех работников школы, ограничение вызовов, собраний, отчетности, дежурств;
— наличие в школе необходимого психологического микроклимата, системы требований и ответственности за порученное дело, взаимной помощи и доброжелательного отношения друг к другу;
— личная забота директора школы о выполнении закона о всеобуче, об охране здоровья и жизни детей, их питании, медицинском обслуживании, соблюдении норм техники безопасности.
Высокая культура руководства, стиля работы и личностных качеств директора школы:
— принципиальность, добросовестность и ответственность при исполнении служебных обязанностей;
— личная культура, общеобразовательная и профессиональная подготовка, постоянная работа над собой;
— умение организовать коллектив, совместную деятельность администрации и общественных организаций по выполнению задач, стоящих перед школой, коллегиальность в управлении;
— выполнение норм педагогической этики, контактность, объективное отношение к кадрам, высокая требовательность, такт и забота о людях;
— личное педагогическое мастерство, — стремление поделиться своими знаниями и умениями; умение увлечь коллектив творческими поисками;
— организаторские способности и умение использовать в интересах дела инициативу и предложение членов школьного коллектива;
— личное участие в начинаниях коллектива, лояльность, прямота, умение выполнять обещания;
— нормальные отношения в семье и быту; безупречная личная честность и порядочность.
Однако применять эти требования не просто. Механически нельзя анализировать работу ни учителя, ни администратора.
Руководитель школы — не святой человек. Могут быть и срывы, и неудачи, и ошибки, и обиды. Наконец, руководитель школы — это личность. Бывают и строгие и мягкие натуры, свои особые подходы и т.д.
Оценка деятельности директора школы обязательно должна быть интегративной, комплексной. Она, как мы уже отмечали, должна учитывать и результаты учебно-воспитательного процесса, и уровень профессиональной компетентности руководителя, и его личностные качества, организаторские способности, педагогическое мастерство, и умение обеспечить нормальные хозяйственные условия, и создание в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата.
Только с учетом многих факторов можно дать по-настоящему правильную и объективную оценку сложной и разносторонней деятельности директора современной школы.
22А. Распределение обязанностей
Организационная деятельность начинается с распределения обязанностей, подготовки так называемой циклограммы управления.
Необходимо определить круг должностных обязанностей и прав всех руководителей школы. Это непростой вопрос.
Проблемы рациональной передачи или, как говорят, делегирования управленческих полномочий "вниз" - важнейшие проблемы не только для школы. Не следует бояться доверять своим помощникам и товарищам по работе принимать решения и самостоятельно выполнять их. Передача части полномочий подчиненным - способ усиления власти.
Распределение обязанностей и поручений в школе идет по четырем направлениям:
— между членами администрации;
— между учителями;
— на уровне ученических организаций и актива учащихся;
— между техническими работниками и другими работниками школы.
Четкое распределение обязанностей между директором и заместителями исключает параллелизм в работе, обеспечивает единство действий, позволяет охватить все участки работы, создает возможность равномерно распределить нагрузку и учесть склонности членов администрации. Например, в одной из школ так распределены обязанности: директор школы руководит через своих заместителей всей учебно-воспитательной, методической, внеклассной и организационной работой. Непосредственно руководит родительским комитетом, учкомом, осуществляет финансовую, административную и хозяйственную деятельность. Кроме того, курирует учебную и внеклассную работу по литературе и истории в 8—10 классах и трудовое обучение. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за выполнение учебных программ, качество преподавания, за текущее планирование, расписание, руководит учебной работой и методобъ-единениями, осуществляет контроль за постановкой учебно- воспитательной работы и курирует преподавание всех предметов за исключением литературы и истории в старших классах. В его обязанности входит наблюдение за внеклассной образовательной работой, факультативными занятиями и отчетами учителей.
Заместитель директора по воспитательной работе организует работу учкома, контролирует и организует общественно-полезный труд и внеклассные занятия с учащимися в школе и по месту жительства, руководит семинаром классных руководителей и профориентационной работой школы, осуществляет руководство работой всех кружков и спортивными соревнованиями.
Директор всячески поддерживает авторитет и значение своих помощников, не отменяет их решений, способствует их выполнению. Если директор не согласен со своим заместителем, он этот вопрос пытается разрешить наедине, убедить, но перед лицом коллектива администрация выступает единым фронтом.
Особое внимание следует уделить распределению обязанностей между членами коллектива.
Выписав все виды работ по школе и рассчитав, сколько времени в неделю потребует выполнение тех или иных поручений, директор составляет инструкции и памятки.
Например, в памятке руководителя методобъединения указывается:
1. Составляет план работы методобъединения на полугодие.
2. Организует заседания методобъединения раз в четверть.
3. Организует посещение и обсуждение открытых уроков по своему предмету из расчета — каждый учитель — один открытый урок в полугодие.
4. Лично посещает не менее двух уроков в четверть у своих коллег (кроме открытых уроков).
5. Помогает молодым и неопытным учителям предварительно разработать тематические планы и отдельные уроки (используя силы лучших учителей по предмету).
6. Силами методобъединения готовит 1—2 доклада на школьные педагогические чтения или конференцию.
При участии Совета школы, профсоюзной организации намечаются ответственные за тот или иной участок, ведутся переговоры с этими учителями, обсуждаются содержание и формы работы.
Такая запланированная четкость в организации обеспечивает решение многих вопросов обучения и воспитания с максимальным учетом индивидуальных качеств учителей и минимальной затратой их усилий и времени. Каждый член коллектива получает посильное справедливое задание, у каждого имеется право выбора. Учитывается и состояние здоровья и особенности семьи.
Много трудностей встречается в работе школы с определением прав и обязанностей актива учащихся. В учкоме (или Совете школы) разрабатываются памятки на все виды ученических поручений — от председателей учкома до дежурного по коридору и по классу. Следует избегать общих выражений и непосильных требований-просто, ясно и конкретно.
Например: дежурный на посту № 1 приходит за 15 минут до начала занятий, следит во время перемены и после уроков за порядком на своем участке. После уроков — уборка своего участка.
Каждый знает свои обязанности и выполняет их, контроль за их работой конкретный и действенный.
Научная организация управленческого труда не может быть полной, если директор не сумеет организовать деятельность врача, библиотекаря, технических работников, кочегаров, слесаря, электрика, бухгалтерии, лаборантов, повара и т.д. Для этих категорий работников необходимо
составить график рабочего времени, изучить и точно расписать, что и в какое время дня и недели должен делать каждый работник. Такие инструкции организуют труд работников сферы обслуживания и облегчают контроль за их деятельностью. В этих инструкциях с учетом особенностей школы нужно перечислить обязанности и предусмотреть создание необходимых условий, обеспеченность инвентарем, вопросы техники безопасности и т.д. Именно отсутствие точного распорядка, неясность поручений и обязанностей чаще всего являются причиной всевозможных необдуманных сиюминутных поручений и слабой работы обслуживающего персонала.
Культура педагогического труда. Внедрение в практику основных требований научной организации труда в значительной степени зависит от тех условий, которые создаются для всех работников в школе. Речь идет прежде всего об элементарном порядке, экономии времени, материальном обеспечении, педагогической культуре, ответственности сотрудников за порученное дело.
Наглядные пособия, карты, технические средства после использования обязательно возвращаются на место, ни в учительской, ни в классах ничего не остается. Точно установлено, где лежат мел, тряпки, кто в какое время все доставляет в класс.
Культура педагогического труда — это прежде всего элементарный порядок в школе. Добиться его — долг любого.
22.5. Организация личного труда руководителя школы
Изучение работы школ в ряде районов страны показывает, что руководители школ крайне перегружены.
Директор должен ясно понять, что в состоянии чрезмерного утомления руководитель принимает не лучшие решения, мало работает над собой, плохо знает положение дел в школе.
Директор школы значительно облегчит свой труд, если продумает свою нагрузку на неделю Вот примерный распорядок работы, который себя оправдал.
В понедельник директор совершает обход школы и проводит совещание при директоре, принимает посетителей, изучает состояние кабинетов, технических средств,
наглядных пособий. Просматривает корреспонденцию, школьную документацию.
Вторник — посещение уроков, беседы с учителями и учениками.
Среда — поездки по хозяйственным делам, осмотр котельной, территории, противопожарного инвентаря, обсуждение хозяйственных и финансовых вопросов.
Четверг — посещение уроков, внешкольных мероприятий, день совещаний.
Пятница — методический день, работа над повышением квалификации, день самообразования или посещения семинара директоров.
Суббота — посещение уроков, прием родителей, беседы с техническими работниками.
Директор и его заместители по очереди несут службу дежурного администратора. Дежурный администратор решает все вопросы, связанные с приемом посетителей, разбором текущих дел, конфликтов. Лишь в исключительных случаях директор подключался к разбору особо сложных обстоятельств.
В результате упорядочения рабочего дня, четкого распределения дежурства и правильного решения вопросов хозяйственной службы можно довести время пребывания в школе руководителя до 8 часов в день, освободив при этом один день для методической работы.
Самыми трудными для руководителя школ являются дни внезапных вызовов, посещения комиссий, различных проверок. Вот почему большое значение имеет разработка единых требований НОТ в районном масштабе для регуляции деятельности всего управленческого аппарата.
Молодому руководителю школы нужно уяснить, что его рабочее время зависит не только от объективных обстоятельств: количества классов, сменности занятий, обеспеченности кадрами, надежности помещений и технического оборудования, местоположения школы, но и от его личных качеств — собранности, организаторских способностей, склада характера. Чаще всего именно субъективные условия являются основной причиной перегрузки.
Четкость и ритмичность работы директора в значительной степени зависит от умения организовать свой рабочий день, ведение текущих дел, личную документацию. Опытный директор всегда собран, не принимает поспешных решений, не суетится, ведет тщательный учет основ-
ных мероприятий. Он всегда в курсе важнейших событий, помнит о своих обязанностях и обещаниях, намеченных на день встречах и делах. На его письменном столе порядок, в ящиках нужные записи и справки; он знает, по какому вопросу к кому обратиться, дать указание, получить информацию.
Особенно важно вести нужные записи. Начинающему директору можно рекомендовать личную документацию. Прежде всего заводится тетрадь для анализа посещения уроков и воспитательных мероприятий. Кроме этой тетради рекомендуется иметь журнал-дневник, в котором фиксируется вся текущая работа. Это большая тетрадь, распределенная по следующим разделам:
— Личный план работы руководителя и выписки из общешкольного плана, имеющие непосредственное отношение к директору. Здесь же и недельные планы, которые уточняются на каждом заседании при директоре.
— Краткие записи о совещаниях при директоре.
— Краткие записи бесед по важнейшим вопросам: с заместителями и помощниками; с учителями; с учащимися; с родителями.
— Записи о деятельности родительского комитета.
— Раздел о деятельности органов самоуправления, режимных проверках и совещаниях.
— Состояние хозяйственных дел и оборудования.
— Заметки о районных совещаниях и вызовах.
— Записи о посещении мастерских, кабинетов, раз-тичных помещений.
— Мысли и замечания по педагогическим вопросам (на эснове посещения других школ, отдельных уроков и мероприятий, чтения литературы, личных раздумий и поисков).
— Памятка: что когда сделать, данные обещания, где и согда побывать, с кем поговорить и т.д.
В этом же журнале-дневнике имеется небольшой ягравочный отдел, в нем важные для директора сведения >б отдельных учителях, о "трудных" учениках, разного юда "курильщиках", нарушителях, об отдельных родителе и т.д.