Анкета для экспертной оценки учителя (анкеты для учащихся)
(Методика Галанова А.С.)
Анкета предназначена для оценки двух компонентов в деятельности учителя:
1. Воспитательного (объективная оценка и формирование личности ребенка, эмпатийное отношение к ребенку).
2. Организационно-мотивационного (создание у ребенка интереса к работе, организация детского коллектива, эффективная организация деятельности).
Первый компонент оценивается пунктами анкеты 1-8, второй компонент – 9-12.
Каждый пункт анкеты состоит из двух утверждений, противоположных по смыслу. Учащийся должен оценить, какое из этих утверждений более верно по отношению к данному учителю. Оценка выставляется по 5-балльной шкале, где баллы «5» и «4» относятся к «положительному» полюсу, баллы «1» и «2» - к «отрицательному», а балл «3» является промежуточным.
Чем выше итоговый балл учителя, тем более положительно оценивается учащимися его деятельность.
Инструкция:
Прочитай каждый пункт анкеты, состоящий из двух противоположных утверждений.
Если ты полностью согласен с утверждением из левого столбца, обведи цифру «5».
Если ты не вполне уверен, т.е. считаешь, что это «скорее всего так», обведи цифру «4».
Если ты полностью согласен с утверждением из правого столбца, обведи цифру «1».
Если ты не вполне уверен, обведи цифру «2».
Если ты затрудняешься с ответом, обведи цифру «3».
Проследи, чтобы ни один из пунктов анкеты не был пропущен.
Анкета для экспертной оценки учителя (для учащихся среднего звена, 5-8-е классы)
1. Многие черты характера учителя ты хотел бы воспитать в себе | 5 4 3 2 1 | Ты не в чем не хотел бы походить на учителя. |
2. Учитель относится к тебе по –доброму, внимательно | 5 4 3 2 1 | Учитель часто бывает раздражительным, его не интересует твои дела. |
3. Ты охотно беседуешь с учителем в переменке и после уроков | 5 4 3 2 1 | Ты не хотел бы разговаривать с учителем помимо урока |
4. Ты мог бы пожаловаться учителю или рассказать какой-то свой секрет | 5 4 3 2 1 | Ты не доверил бы учителю своих секретов |
5. Педагог может заступиться за тебя, если ты прав, пред классом, родителями, учителями | 5 4 3 2 1 | Учитель не будет заступаться за тебя, даже если ты прав. |
6. Учитель радуется твоим успехам, верит в тебя | 5 4 3 2 1 | Учителю все равно, он только ставит отметки. |
7. Учитель справедливо относится ко всем ребятам | 5 4 3 2 1 | Учитель не любит некоторых ребят и бывает к ним несправедлив. |
8. Учитель может тебе поднять настроение, рядом с ним чувствуешь себя увереннее | 5 4 3 2 1 | Учитель часто приходит в класс сердитым, рядом с ним ты чувствуешь себя испуганным или виноватым |
9. Тебе хотелось бы заниматься с учителем подготовкой «огонька», концерта, похода | 5 4 3 2 1 | Тебе не хотелось бы заниматься с учителем подготовкой «огонька», концерта, похода |
10. Тебе интересно с учителем, с ним спорится любая работа | 5 4 3 2 1 | С учителем скучно, любая работа с ним кажется ненужной. |
11. Учитель легко может организовать ребят на какое-то дело | 5 4 3 2 1 | Учителю долго приходится уговаривать и заставлять класс взяться за какое-либо дело. |
12. Если бы учителю было столько лет, сколько тебе, он был бы лидером среди твоих друзей | 5 4 3 2 1 | Если бы учителю было столько лет, сколько тебе, вы не приняли бы его в свою компанию. |
Анкета для экспертной оценки учителя (для учащихся старшего звена, 9 -11 кл.)
1. Учитель является для тебя авторитетом | 5 4 3 2 1 | Учитель не является для тебя авторитетом |
2. Педагог доброжелателен, тактичен и внимателен к тебе | 5 4 3 2 1 | 2. Педагог не доброжелателен, может быть невнимателен или бестактен |
3. Ты охотно общаешься с учителем помимо уроков | 5 4 3 2 1 | Тебе не хотелось бы общаться с учителем помимо уроков |
4. Ты мог бы поделиться с учителем своими личными проблемами | 5 4 3 2 1 | Ты не можешь доверить учителю то, что касается только тебя |
5. Педагог может отстаивать твои интересы пред коллективом учащихся, родителей или учителей | 5 4 3 2 1 | Педагог не возьмет на себя роль адвоката, даже если знает, что ты прав |
6. Ты чувствуешь продержку со стороны педагога, его уважение к тебе | 5 4 3 2 1 | Ты не чувствуешь продержки со стороны педагога, он может проявить неуважение |
7. Учитель справедлив ко всем ученикам без исключения | 5 4 3 2 1 | Учитель может быть несправедливым к отдельным ученикам |
8. Учитель подает пример оптимизма и жизнелюбия | 5 4 3 2 1 | Педагог часто бывает желчен, раздражителен, может срывать на классе свое плохое настроение |
9. Ты бы охотно принял участие в подготовке вечера, концерта или экскурсии под руководством педагога | 5 4 3 2 1 | Тебе не хотелось бы принимать участие в подготовке внеклассного мероприятия под руководством педагога |
10. Педагог умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью тебя и других ребят | 5 4 3 2 1 | Педагог не умеет заинтересовать внеурочной деятельностью тебя и твоих одноклассников |
11. Учитель может быстро организовать класс для решения какой-либо проблемы | 5 4 3 2 1 | Учителю приходится уговаривать и заставлять класс взяться за дело |
12 Если бы учитель был твоим ровесником, он был бы лидером в вашем классе | 5 4 3 2 1 | Если бы учитель был твоим ровесником, он не был бы заметной фигурой в классе |
Обработка данных
Для каждой анкеты подсчитывается 3 показателя:
Х1 – оценка по блоку1: суммируются баллы по пунктам 1-8;
Х2 - оценка по блоку2: суммируются баллы по пунктам 9-12 и умножаются на два;
Хо – общая экспертная оценка: суммируются Х1 и Х2
После обработки каждой анкеты вычисляются итоговые показатели для данного учителя:
Х1 – среднее арифметическое по 1 блоку; вычисляется по формуле: Х1=сумма Х1 : Ν(Ν - количество анкет);
Х2 – среднее арифметическое по 2 блоку; вычисляется по формуле: Х2=сумма Х2 : Ν(Ν - количество анкет);
Хо – среднее арифметическое общей экспертной оценки; вычисляется по формуле: Хо=сумма Хо : Ν(Ν - количество анкет).
Последний показатель (Хо) является основным. По его величине делается вывод об оценке деятельности учителя. Значение общей экспертной оценки:
16-35 баллов – низкая;
36-60 баллов – средняя;
61- 80 баллов –высокая.
Показатели Х1 и Х2 являются вспомогательными. Каждый из них может варьироваться в диапазоне от 8 до 40 баллов. По соотношению этих показателей можно судить о преобладании в деятельности учителя воспитательного или организационно-мотивационного компонента.
3.3. Анкета «учитель-ученик»(методика Н.В.Клюевой)
Анкета предназначена для учащихся 6-11 классов и позволяет определить степень выраженности компонентов педагогической деятельности учителя
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с учителем, то напишите «да», если оно неверно, то «Нет».
1. Учитель умеет заранее определить успехи своих учеников.
2. Мне трудно ладить с учителем.
3. Учитель – справедливый человек.
4. Учитель умело готовит меня к контрольной и экзаменам.
5. Учителю явно не хватает чуткости и отношения с людьми.
6. Слово учителя для меня закон.
7. Учитель тщательно планирует работу со мной.
8. Я вполне доволен учителем.
9. Учитель недостаточно требователен ко мне.
10. Учитель всегда может дать разумный совет.
11. Я полностью доверяю учителю.
12. Оценка учителя очень важна для меня.
13. Учитель в основном работает по шаблону.
14. Работать с учителем – одно удовольствие.
15. Учитель уделяет мне мало внимания.
16. Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.
17. Учитель плохо чувствует мое настроение.
18. Учитель всегда выслушивает мое мнение.
19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет учитель.
20. Я не стану делиться с учителем своими мыслями.
21. Учитель наказывает меня за малейший проступок.
22. Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны.
23. Я хотел бы стать похожим на учителя.
24. У нас с учителем чисто деловые отношения.
Ответ школьников определяет степень выраженности следующих компонентов педагогической деятельности учителя: гностического, эмоционального, поведенческого. Каждый ответ учеников, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Гностический компонент включает следующие вопросы:
Ответ «Да» - 1,4,7,10,19,22;
Ответ «Нет» - 13, 16.
Эмоциональный компонент включает вопросы:
Ответ «Да» - 8,11,14,23;
Ответ «Нет» - 2,5,17,20.
Поведенческий компонент включает вопросы:
Ответ «Да» - 3,6,12,18.
Ответ «Нет» - 9,15,21,24.
Гностический компонент выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика (максимум – 8 баллов), эмоциональный – определяет степень симпатии ученика к учителю (максимум – 8 баллов), поведенческий – показывает, как складывается реальное взаимодействие учители и ученика (максимум – 8 баллов).