Анкета для экспертной оценки урока
(Методика Галанова А.С.)
Анкета предназначена для экспертной оценки урока:
1.Методический: определенность целей и содержания урока, методически грамотное проведение контроля, объяснения и закрепления материала.
2. Организационный: четкое начало урока, поддержание урока, поддержание дисциплины, готовность кабинета к уроку (пункты 7-10).
3. Психологический: учет индивидуальных и возрастных особенностей, развитие психологических процессов и познавательной мотивации учащихся, педагогический такт и культура общения (пункты 11-14).
Каждый пункт состоит из двух утверждений, противоположных по смыслу.
Эксперт должен оценить, какое из этих утверждений более верно по отношению к данному уроку. Оценка выставляется по 5-балльной шкале, где баллы «5» и «4» относятся к «положительному» полюсу, баллы «1» и «2» - к «отрицательному», а балл «3» является промежуточным.
Чем выше итоговый балл по анкете, тем более положительно оценен данный урок.
В качестве экспертов могут выступать коллеги учителя, администрации школы, представители роно и другие специалисты, во время педагогической практики – студенты-практиканты.
Инструкция:
Уважаемый коллега! Предлагаем высказать ваше мнение об уроке учителя.
Прочитайте каждый пункт анкеты, состоящий из двух противоположных утверждений.
Если Вы полностью согласны с утверждением из левого столбца, обведите цифру «5».
Если Вы не вполне уверены, т.е. считаете, что это «скорее всего так», обведите цифру «4».
Если Вы полностью согласны с утверждением из правого столбца, обведите цифру «1».
Если Вы не вполне уверены, обведите цифру «2».
Если вы затрудняетесь с ответом, обведите цифру «3».
Постарайтесь, чтобы ни один из пунктов анкеты не был Вами пропущен.
1. Учитель доступно объясняет задачи и цели урока | 5 4 3 2 1 | Учитель не формулирует задачи и цели урока |
2.Учитель эффективно проводит проверку знаний и умений учащихся. Выставленные оценки аргументируются | 5 4 3 2 1 | Учитель не эффективно проводит проверку знаний и умений учащихся. Поставленные оценки не аргументируются |
3.Педагог излагает материал логично и доказательно | 5 4 3 2 1 | Педагог излагает материал бессистемно, догматично |
4. Педагог методически грамотно организует закрепление и обобщение пройденного материала | 5 4 3 2 1 | Педагог нечетко организует закрепление и обобщение пройденного материала |
5. Содержание урока полностью отвечает требованиям программы, по которой работает педагог | 5 4 3 2 1 | Содержание урока не отвечает требованиям программы |
6. Педагог в ходе урока эффективно использует методические и наглядные пособия, ТСО | 5 4 3 2 1 | Педагог слабо использует методические и наглядные пособия, ТСО |
7. Учитель четко организует класс в начале урока, поддерживает дисциплину на протяжении всего урока | 5 4 3 2 1 | Учитель слабо организует класс в начале урока, не в состоянии поддерживать дисциплину в ходе всего урока |
8. Кабинет хорошо подготовлен к уроку: имеются все необходимые материалы, наглядные пособия и т.п. | 5 4 3 2 1 | Кабинет не подготовлен к уроку: |
9. Учитель хорошо распределяет время урока: поддерживает оптимальный темп, успевает все сделать до звонка | 5 4 3 2 1 | Учитель плохо распределяет время урока: темп слишком быстрый или медленный, план урока не согласован с его продолжительностью |
10. Учитель уделяет необходимое время объяснению задания на дом | 5 4 3 2 1 | Учитель на уроке не успевает объяснить задание на дом |
11. Педагог строит урок с учетом возрастных и индивидуальных особенностей уч-ся (уровень развития, темперамент, интересы и т.д.) | 5 4 3 2 1 | Педагог не учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей |
12. Педагог целенаправленно развивает психические процессы учащихся: внимание, память, воображение | 5 4 3 2 1 | Элементы урока не направлены на развитие психических способностей учащихся |
13. Учитель использует различные приемы, чтобы заинтересовать учеников предметом, развить их творческие способности | 5 4 3 2 1 | Учитель не прилагает усилий, чтобы заинтересовать учеников предметом |
14. Учитель доброжелателен и тактичен в общении с учениками. На уроке царит комфортная психологическая атмосфера | 5 4 3 2 1 | Учитель бываетнесдержан или равнодушен к ученикам. На уроке ощущается напряженность, подавленность, неуважение к учителю |
Обработка данных
Для каждой анкеты подсчитывается 3 показателя:
Х1 – оценка по блоку1: суммируются баллы по пунктам 1-6;
Х2 - оценка по блоку2: суммируются баллы по пунктам 7-10 и умножаются на 1,5;
Х3 - оценка по блоку3: суммируются баллы по пунктам 11-14 и умножаются на 1,5;
Хо – общая экспертная оценка: суммируются оценки по всем трем блокам: Хо = Х1+ Х2+Х3
После обработки каждой анкеты вычисляются итоговые показатели по данному уроку:
Х1 – среднее арифметическое по 1 блоку; вычисляется по формуле: Х1=сумма Х1 : Ν(Ν - количество анкет);
Х2 – среднее арифметическое по 2 блоку; вычисляется по формуле: Х2=сумма Х2 : Ν(Ν - количество анкет);
Х3 – среднее арифметическое по 3 блоку; вычисляется по формуле: Х3=сумма Х3 : Ν(Ν - количество анкет);
Хо – средняя общая оценка; вычисляется по формуле: Хо=сумма Хо : Ν(Ν - количество анкет).
Последний показатель (Хо) является основным. По его величине делается вывод об оценке деятельности учителя. Значение общей экспертной оценки:
18-30 баллов – низкая;
31-67 баллов – средняя;
68- 90 баллов –высокая.
Показатели Х1, Х2 и Х3 являются вспомогательными. Каждый из них может варьироваться в диапазоне от 6 до 30 баллов. По соотношению этих показателей можно судить о качестве того или иного компонента в структуре урока данного учителя.