Анкета для экспертной оценки урока

(Методика Галанова А.С.)

Анкета предназначена для экспертной оценки урока:

1.Методический: определенность целей и содержания урока, методически грамотное проведение контроля, объяснения и закрепления материала.

2. Организационный: четкое начало урока, поддержание урока, поддержание дисциплины, готовность кабинета к уроку (пункты 7-10).

3. Психологический: учет индивидуальных и возрастных особенностей, развитие психологических процессов и познавательной мотивации учащихся, педагогический такт и культура общения (пункты 11-14).

Каждый пункт состоит из двух утверждений, противоположных по смыслу.

Эксперт должен оценить, какое из этих утверждений более верно по отношению к данному уроку. Оценка выставляется по 5-балльной шкале, где баллы «5» и «4» относятся к «положительному» полюсу, баллы «1» и «2» - к «отрицательному», а балл «3» является промежуточным.

Чем выше итоговый балл по анкете, тем более положительно оценен данный урок.

В качестве экспертов могут выступать коллеги учителя, администрации школы, представители роно и другие специалисты, во время педагогической практики – студенты-практиканты.

Инструкция:

Уважаемый коллега! Предлагаем высказать ваше мнение об уроке учителя.

Прочитайте каждый пункт анкеты, состоящий из двух противоположных утверждений.

Если Вы полностью согласны с утверждением из левого столбца, обведите цифру «5».

Если Вы не вполне уверены, т.е. считаете, что это «скорее всего так», обведите цифру «4».

Если Вы полностью согласны с утверждением из правого столбца, обведите цифру «1».

Если Вы не вполне уверены, обведите цифру «2».

Если вы затрудняетесь с ответом, обведите цифру «3».

Постарайтесь, чтобы ни один из пунктов анкеты не был Вами пропущен.

1. Учитель доступно объясняет задачи и цели урока 5 4 3 2 1 Учитель не формулирует задачи и цели урока
2.Учитель эффективно проводит проверку знаний и умений учащихся. Выставленные оценки аргументируются 5 4 3 2 1 Учитель не эффективно проводит проверку знаний и умений учащихся. Поставленные оценки не аргументируются
3.Педагог излагает материал логично и доказательно 5 4 3 2 1 Педагог излагает материал бессистемно, догматично
4. Педагог методически грамотно организует закрепление и обобщение пройденного материала 5 4 3 2 1 Педагог нечетко организует закрепление и обобщение пройденного материала
5. Содержание урока полностью отвечает требованиям программы, по которой работает педагог 5 4 3 2 1 Содержание урока не отвечает требованиям программы
6. Педагог в ходе урока эффективно использует методические и наглядные пособия, ТСО 5 4 3 2 1 Педагог слабо использует методические и наглядные пособия, ТСО
7. Учитель четко организует класс в начале урока, поддерживает дисциплину на протяжении всего урока 5 4 3 2 1 Учитель слабо организует класс в начале урока, не в состоянии поддерживать дисциплину в ходе всего урока
8. Кабинет хорошо подготовлен к уроку: имеются все необходимые материалы, наглядные пособия и т.п. 5 4 3 2 1 Кабинет не подготовлен к уроку:
9. Учитель хорошо распределяет время урока: поддерживает оптимальный темп, успевает все сделать до звонка 5 4 3 2 1 Учитель плохо распределяет время урока: темп слишком быстрый или медленный, план урока не согласован с его продолжительностью
10. Учитель уделяет необходимое время объяснению задания на дом 5 4 3 2 1 Учитель на уроке не успевает объяснить задание на дом
11. Педагог строит урок с учетом возрастных и индивидуальных особенностей уч-ся (уровень развития, темперамент, интересы и т.д.) 5 4 3 2 1 Педагог не учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей
12. Педагог целенаправленно развивает психические процессы учащихся: внимание, память, воображение 5 4 3 2 1 Элементы урока не направлены на развитие психических способностей учащихся
13. Учитель использует различные приемы, чтобы заинтересовать учеников предметом, развить их творческие способности 5 4 3 2 1 Учитель не прилагает усилий, чтобы заинтересовать учеников предметом
14. Учитель доброжелателен и тактичен в общении с учениками. На уроке царит комфортная психологическая атмосфера 5 4 3 2 1 Учитель бываетнесдержан или равнодушен к ученикам. На уроке ощущается напряженность, подавленность, неуважение к учителю

Обработка данных

Для каждой анкеты подсчитывается 3 показателя:

Х1 – оценка по блоку1: суммируются баллы по пунктам 1-6;

Х2 - оценка по блоку2: суммируются баллы по пунктам 7-10 и умножаются на 1,5;

Х3 - оценка по блоку3: суммируются баллы по пунктам 11-14 и умножаются на 1,5;

Хо – общая экспертная оценка: суммируются оценки по всем трем блокам: Хо = Х1+ Х2+Х3

После обработки каждой анкеты вычисляются итоговые показатели по данному уроку:

Х1 – среднее арифметическое по 1 блоку; вычисляется по формуле: Х1=сумма Х1 : Ν(Ν - количество анкет);

Х2 – среднее арифметическое по 2 блоку; вычисляется по формуле: Х2=сумма Х2 : Ν(Ν - количество анкет);

Х3 – среднее арифметическое по 3 блоку; вычисляется по формуле: Х3=сумма Х3 : Ν(Ν - количество анкет);

Хо – средняя общая оценка; вычисляется по формуле: Хо=сумма Хо : Ν(Ν - количество анкет).

Последний показатель (Хо) является основным. По его величине делается вывод об оценке деятельности учителя. Значение общей экспертной оценки:

18-30 баллов – низкая;

31-67 баллов – средняя;

68- 90 баллов –высокая.

Показатели Х1, Х2 и Х3 являются вспомогательными. Каждый из них может варьироваться в диапазоне от 6 до 30 баллов. По соотношению этих показателей можно судить о качестве того или иного компонента в структуре урока данного учителя.

Наши рекомендации