Подготовка педагогических кадров
Успех работы летнего оздоровительного лагеря во многом зависит от уровня подготовки педагогических кадров, их правильной ориентации на современного ребенка, их умения общаться с детьми, сотрудничать в творческой деятельности и разумно подходить к оценке своих возможностей и состоянию здоровья.
Наряду с общими, имеются и специфические характеристики деятельности, которые должны учитывать организаторы подготовки кадров. Прежде всего, это индивидуальные возможности работника летнего лагеря совмещать различные функции, деловое и неформальное общение, творческое сотрудничество и воздействие с саморазвитием. На уровне методической реализации позиции вожатого необходимо создать условия для максимального учета и использования индивидуального своеобразия каждого, его инициативы и самодеятельности в педагогической организации совместных действий.
Важно рассматривать педагогический коллектив как субъект воспитания и развития не только детей, но и педагога, как развивающуюся систему, которая проходит в своем развитии определенные этапы. Показателями динамики становления и совершенствования педагогического коллектива выступают уровень социальной адаптации работников к условиям летних лагерей, совпадение объективных и субъективных целей работы с детьми, самоутверждение в летнем лагере каждого члена его коллектива, объединение в сообщество единомышленников, уровень развития самоуправления и самодеятельности детей в общей и индивидуальной творческой работе, развитие творческих начал в коллективе. Своеобразие подхода к подготовке кадров летних объединений связано с необходимостью учета современных представлений о средствах педагогического воздействия на детей в сфере организации их свободного времени:
• совмещения официальных (деловых) и свободных (неформальных) сфер воспитательного воздействия в процессе создания детских объединений различных видов (отрядов, кружков, клубов) и их организационного оформления;
• цикличности в развитии педагогического и детского коллектива в соответствии с временным характером деятельности;
• вариативности воспитательных программ и структур организаций, включающих взрослых и детей в совместный поиск, планирование, организационно-творческую деятельность, анализ и оценку жизни в лагере;
• гуманизации отношений и общения в коллективе, на основе личностного подхода к воспитанию, оздоровлению и развитию каждого, которая должна реализовываться в органичном соединении влияний различных воспитательных институтов микросоциума.
Педагоги и вожатые должны уметь применять следующие знания:
общепедагогические - основы педагогики, социологии и психологии; теория и методика дополнительного образования; методика организации культурно - развивающего досуга и социальной работы с детьми; основы деятельности детских и юношеских организаций и движений; социально-психологические проблемы работы в социально-культурной среде;
в области психологии - закономерности психического развития ребенка различных возрастных периодов; методы изучения личности воспитанника; основы общения; психология детского творчества;
специальные - сюда относятся знания психолого-педагогических требований, предъявляемых к работе оздоровительных учреждении, деятельности и личности педагога, проблем организации работы в сфере свободного времени, методик творческого воспитания и развития детей.
На основе имеющихся педагогических умений можно выделить комплекс базовых умений, которые обеспечивают руководителям детского объединения возможность выполнить систему действий в соответствии с целями и условиями работы:
диагностические - владение методикой изучения личности ребенка и коллектива объединения, использование результатов диагностики при составлении программ работы объединений психолого-педагогической помощи детям и стимулирование их активности;
проектировочно - аналитические - определение стратегических и тактических задач работы объединения; разработка близких, средних и дальних целей; планирование структуры действий подростков с учетом своеобразия соотношения педагогического руководства и самостоятельности, инициативы ребят: анализ поведения детей, понимание их интересов и запросов, определение наиболее целесообразных путей и методов взаимодействия и воздействия; анализ своей деятельности и личных качеств; совершенствование их; изучение и анализ опыта других коллег с целью обобщения и использования наиболее эффективных методов в практике своей работы;
организаторские - вовлечение детей в активную работу; помощь в самоопределении; нахождение посильного дела согласно личным и общим интересам; сплочение коллектива объединения для выполнения общих задач с учетом взаимоотношений, личных симпатий, традиций; обеспечение смены социальных ролей;
методические - способность увлечь детей работой и отдыхом в лагере, воодушевить коллектив интересным и увлекательным делом, создание и совершенствование программы занятий, создание эмоционально-психологического климата, который активизирует поиск, творческую инициативу и самостоятельность; повышение педагогического мастерства и своей квалификации; оказание помощи в самоопределении и самореализации; создание ситуации успеха для каждого ребенка и для всего коллектива;
коммуникативные - установление отношений взаимопонимания, сотрудничества, содружества с детьми, умение расположить их к себе; установление целесообразных взаимоотношений с сотрудниками лагеря, родителями, представителями социума; организация творческого общения между детьми на основе общих увлечений и интересов.
Все вышеизложенные положения дают основание определить модель системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников детских оздоровительных лагерей, способствующую повышению кадрового потенциала.
Модель системы соединяет в единое целое четыре блока. Внутренняя структура и содержание каждого из них имеют свои характеристики в зависимости от специфики условий организации работы центров и других форм подготовки.
Первый блок. Целеполагающие элементы системы:
• развитие качеств личности, интересов и способностей, формирование мотивов педагогической деятельности;
• овладение педагогическими, психологическими знаниями, основами организации коллективной и индивидуальной деятельности детей;
• овладение практическими и методическими приемами и способами организационной работы.
Второй блок. Способы организации подготовки к оздоровительной и воспитательной работе с детьми в лагере:
• адаптация к работе педагога, вожатого, инструктора, руководителя творческого объединения - диагностика и познание своих возможностей и способностей;
• организованные коллективные формы профессиональной учебы (сочетание теоретических и методических занятий);
• социально ориентированная практическая деятельность в коллективных и индивидуальных формах.
Третий блок. Формы и методы подготовки педагогических кадров:
• учебно-познавательные занятия - беседы, лекции, дискуссии, проблемные обсуждения, “круглые столы”, педагогические мастерские, создание и анализ педагогических ситуаций, деловые сюжетно-ролевые игры, решение ситуационных задач;
• инструктивно-методический сбор на базе летнего учреждения, сюжетно-ролевые игры-тренинга по методике организации работы детских объединений; практикумы, клубы по интересам, массовые формы по специфическим видам деятельности в условиях, приближенных к реальным;
• сбор-семинар по закреплению полученных знаний и умений, адаптация к условиям конкретного летнего лагеря, разработка и защита программ и методических средств работы;
• аттестация работников детских оздоровительных учреждений на основании выяснения их отношения к работе с детьми, познания своих возможностей, знаний, умений и навыков воспитательной и оздоровительной работы, методики организации работы по выполнению своих функциональных обязанностей.
Четвертый блок. Повышение квалификации и развитие педагогического мастерства в процессе работы с детьми в лагере:
• развитие педагогических знаний и умений в практической работе с детьми;
• взаимодействие в педагогическом коллективе, участие в работе семинаров, педагогических советов;
• аналитическая работа, прогнозирование результатов педагогической деятельности;
• саморазвитие и самообразование в самостоятельной работе с детьми,
в межличностных отношениях в педагогическом и детском коллективах.
Взаимосвязь мотивационного, содержательно-процессуального, предметно-практического и прогностического компонентов профессиональной подготовки должна обеспечить целенаправленное развитие знаний, умений и качеств личности воспитателя. Методическая помощь необходима на первоначальном этапе вхождения в педагогическую деятельность, что обеспечивается в процессе занятий и методического сбора, когда освоение профессионально значимых знаний связано с развитием прикладных умений и творческого отношения к педагогическому труду. Методическое обеспечение организации подготовки должно включать:
• конкретизацию задач с учетом развития потенциала личности самого педагога, вожатого;
• повышение практической ориентированности всех составляющих подготовки с учетом логики развития смены лагеря и временного детского коллектива;
• объединение активных форм подготовки с реальным выполнением профессиональных обязанностей;
• методическую и практическую помощь вожатым, педагогам в освоении способов воспитательного воздействия в конкретном коллективе летнего лагеря.
Эффективной формой обучения являются инструктивно-методические сборы, организуемые на базе летних лагерей, где должны создаваться специальные условия для жизнедеятельности коллектива, приближенные к реальным. Программы сборов должны включать фрагменты циклов деятельности лагерей. Опора на знания и умения, полученные на теоретических и методических курсах, позволяет сосредоточить главное внимание на практических действиях, направленных на развитие профессиональных умений в различных ситуациях жизнедеятельности детей, отработку методических приемов и средств. В течение лагерных сборов используются активные формы обучения и подготовки:
• анализ и решение проблемных ситуаций, в которых участники выступают в различных ролях;
• деловые обучающие игры (сюжетно-ролевые, поисковые, проблемные), игры моделирование программ летних объединений, игры - анализ, проверка готовности участников сборов к выполнению своих функциональных обязанностей;
• практикумы по видам деятельности для развития умений организации игр, музыкальных, спортивных, туристских и других занятий;
• творческие лаборатории по выработке программ работы по основным направлениям творческой деятельности и овладению соответствующими методами и средствами;
• творческие дела как форма выявления уровня подготовленности к организаторской работе с детьми;
• информационно-методическое обеспечение деятельности лагерного сбора, включающее участников в заочные формы подготовки.
Таким образом, методическое обеспечение охватывает все стороны подготовки педагогических кадров. Особая роль в этом процессе отводится организаторам и преподавателям на курсах и лагерных сборах, которые должны образовать группу методической службы. Эта группа разрабатывает и корректирует программы учебно-методической подготовки, обеспечивает учебный процесс методическими и дидактическими материалами, наглядными пособиями, техническими средствами, получает и обрабатывает диагностические материалы, проекты программ, анализирует результаты проведенных занятий.
Для успешного проведения работы необходима специальная подготовка группы, включающая в себя не только фрагменты курсов учебы и повышения квалификации практических работников летних лагерей, но и технологию овладения методическими и педагогическими приемами проводимой работы. Критерии уровня подготовленности кадров воспитателей к выполнению своих профессиональных обязанностей в лагере:
• сформированность профессиональной мотивации работника летнего лагеря;
• практическое владение умениями и навыками изучения детей, включения их в деятельность отряда;
• осознание целей и задач социальной воспитательной работы с детьми и определение задач и содержания работы для их реализации;
• реальные изменения в уровне развития профессионально-педагогических умений и знаний.
Одним из основных критериев воспитания будущего человека является любовь к нему в период его становления. Все, кто причастны, хотя бы отдаленно, к воспитанию ребенка, от уборщиц до министров, должны помнить, что воспитать хорошего человека можно только одним способом — безмерно его любить. И любить его еще больше, когда ему трудно. В этом смысл всей воспитательной работы.
Руководитель и конфликт
Внутри любой кооперации людей неизбежно возникает соревнование и соперничество между ее членами. Конфликтность - один из важнейших показателей, характеризующих взаимоотношения людей и социально-психологический климат коллектива. Конфликт подразумевает такие отношения, при которых сталкиваются противоположные точки зрения, возникают серьезные разногласия, при неумелом разрешении которых разрушаются деловые и дружеские контакты между людьми, отражающиеся на их отношении к учебе, работе, на их настроении и самочувствии, затрудняются или делаются невозможными их совместные координированные действия.
С конфликтными ситуациями особенно часто сталкивается руководитель, работающий с молодыми людьми. Этот возраст характеризуется активным вступлением во взрослую жизнь, развитием всех органов и систем организма в сочетании с напряженной умственной работой и нагрузкой на нервную систему.
Отсюда нередко приводящая к конфликтам повышенная эмоциональность, страстность, моральная ранимость, обидчивость. Здесь конфликт со сверстниками и старшими может быть следствием недовольства собой, чувством неполноценности, потребностью в самоутверждении, мыслями о своей исключительности, неудовлетворенном желании занять достойное место в коллективе.
Конфликты возникают на деловой и личной основе. Деловой конфликт исчезает, как только решается проблема. Он носит конструктивный характер, выражается в принципиальных спорах и стимулирует развитие коллектива. Личный конфликт обычно значительно продолжительнее. Он носит деструктивный характер и является следствием психологической несовместимости его участников.