Вопрос. Общее представление о педагогике как гуманитарной науке.
Каждая наука как одна из форм человеческого сознания имеет свою историю и достаточно определенный аспект природных и общественных явлений, которые она изучает. Педагогическая отрасль знаний признается самой древней и неотъемлемой от развития общества. Развитие общества, его культуры, социального опыта стало возможным лишь потому, что в любые времена старшее поколение находило способы передачи накопленного жизненного опыта новому поколению людей. Передача опыта от старшего поколения и активное усвоение молодым поколением и составляет суть самого воспитания. Каждое новое поколение, вступающее в жизнь, должно овладеть производственным, социальным и духовным опытом предков.
Из античной Греции ведет свое происхождение термин «педагогика», который закрепился в качестве науки о воспитании.
Своё название педагогика получила от греческих слов «пайдес» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». В Древней Греции педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, «вели ребенка по жизни». Со временем накопления знаний о процессе воспитания привело к возникновению особой науки о воспитании детей — педагогики.
Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Поэтому самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики - наука о воспитании человека.
Педагогика впервые была вычленена из системы философских взглядов в начале XVII века и обязана своему оформлению выдающемуся чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому.
Развиваясь первоначально, как наука о воспитании детей, сегодня она стала наукой о закономерностях, принципах воспитания человека на различных возрастных этапах его развития.
10) вопрос. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории и этапы её становления.
Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний, её развитие неотделимо от развития общества. Уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Позже эти знания нашли отражение в поговорках, пословицах, мифах, легендах, сказках, составивших содержание народной педагогики.Педагогическая мысль в рамках народной педагогики – первый этапразвития педагогики как науки. Житейский педагогический опыт развивался и сохранялся в виде педагогической культуры народа и составлял основу научного педагогического знания.
Второй этап связан с зарождением педагогических идей в русле религиозных и философских учений.
Третий этап развития педагогического знания представлен формированием педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.
Суть четвёртого этапа заключается в переходе от утопических и гипотетических теорий к концепциям и теориям, основанным на педагогической практике и эксперименте.
Указанные этапы не выстраиваются в хронологическом порядке и не имеют чётких границ. Все они так или иначе реализуются и в настоящее время.
Интересные педагогические мысли оставили философы античности: Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и другие. Педагогические идеи и наставления воплотились в трактатах Конфуция («Беседы и суждения»), Квинтилиана («Ораторское искусство») и других мыслителей. На протяжении тысячелетий в разных религиях (христианство, ислам и другие) складывались теоретические суждения о воспитании (заповеди, притчи, мифы).
Возникновение педагогической науки связано с именем чешского педагога Я.А Коменского (1592-1670 гг.). В своих трудах («Великая дидактика» и других) он обосновал необходимость обучения и воспитания человека сообразно всеобщим законам природы, разработал систему принципов обучения, теоретически обосновал классно-урочную систему, заложил основы традиционного (классического) образования. Большое влияние на развитие педагогики оказали мыслители Эпохи Просвещения. Французский философ Ж.Ж.Руссо (1712-1778гг.) своим педагогическим трактатом «Эмиль, О воспитании» положил начало новому направлению в педагогике: «естественному (свободному) воспитанию».
В XVII-XIX веках происходит генерирование новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. Это нашло отражение в педагогических трудах и деятельности И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), И.Ф.Гербарта (1776-1841гг.), А Дистервега (1790-1866гг.) и других педагогов. Немецкий педагог И.Ф.Гербарт в своём сочинении «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания». И.Ф.Гербарт впервые развил идею воспитывающего обучения, предложил практические способы нравственного воспитания.
В XVIII веке появились специальные учебные заведения по подготовке педагогов. Поэтому педагогика начинает формироваться в это время и как учебная дисциплина. В начале XIX века педагогика окончательно отделилась от религии и философии и стала самостоятельной. В развитие педагогики большой вклад внесли отечественные педагоги: Симеон Полоцкий (1629-1680гг.), М.В.Ломоносов (1711-1765гг.), Н.И.Пирогов (1810-1881гг.), Л.Н.Толстой (1828-1910гг.), К.Д.Ушинский (1824-1870гг.), П.Ф.Каптерев (1849-1922_ и другие. Так, К.Д.Ушинский в своём главном педагогическом труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» заложил фундамент современного педагогического знания, изложив в нём основы общей теории развития личности.
В дальнейшем отечественную педагогическую науку развивали С.Т.Шацкий (1878-1934гг.), П.П.Блонский (1884-1941гг.), А.С.Макаренко (1888-1939гг.), В.А.Сухомлинский (1918-1970гг.) и другие. Педагоги второй половины XX века обогатили теорию обучения, педагогическую психологию. Среди них: Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.В.Давыдов, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, И.Ф.Харламов, Т.И.Шамова, И.С.Якиманская и многие другие. Эти учёные разрабатывали идеи и теории оптимизации и активизации обучения, содержания образования, методов обучения, развивающего, проблемного, личностно ориентированного обучения, педагогического процесса и его технологизации, методологию педагогических исследований.