Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти
* «Фотографирование» различного вида картинок, предметов. Учащиеся за одну минуту долны запомнить все, что изображено.
* Найди лишний звук (фотографируем): а, о, в, у, и. дети должны за 30 секунд запомнить все звуки и назвать лишний (в – согласный звук).
* Найди лишний слог: бо, но, ко, со, кы, ро.
* Найди лишнее слово: река, речка, ручей, ручка, ручеек; слон, лев, мак, тигр, ягуар (слова предлагаются в столбик).
* Раздели слова на 2 группы: а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока; б) заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец.
* Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения (долговременная память).
* Игра «Синонимы» / «Антонимы» хорошо развивает как память, так и воображение. Найди в каждом столбике слова с противоположным значением. Соедини их стрелкой.
трусливый мягкий
крепкий тупой
жесткий смелый
острый слабый
* «Прыжки». Чтение через слово.
* «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в строчке; первого и последнего слова в предложении.
* Каждый день заучивание четверостишия.
* Заучивание мини-зарисовок, показывающих, как в одном-двух предложениях можно красиво и полно описать обыденное. «Только цветы на кустах светились отраженным блеском еще не погасшей зари» (К.Паустовский). «Листва березовой аллеи была вся прозрачна на заходящем солнце» (Л. Толстой).
* Игра « Успей запомнить за минуту». Эта игра развивает зрительную память. Начиналась она с простого: «Сколько слияний ты запомнил с гласной 0?» (На доске дано 10 слияний).
* «Кто больше слов запомнит из волшебной шкатулки?» (Здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры, простите).
* «Кто больше всех запомнит слов-описаний котёнка?»
(Шёрстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, тёплая, ходит тихо, крадучись, неслышно, царапается, прыгает).
* Повтори, что сказал учитель (несколько слов попарно, сходных по звучанию: бочка - точка, бабушка - бабочка, кошка - ложка).
* Опиши предмет (показать и убрать).
* Хорошая игра для развития речи и памяти «Добавь следующее».
Ученик называет предмет и передаёт эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе
слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже по два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет своё и т.д. Вторая группа -упражнения со словами
■ Чтение слов, отличающихся одной буквой: мел - мель - мыл - мыль - мал - мял; мышка-мошка - мишка - миска.
■ Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы: куст - стук, сосна - насос, мех - смех, мышка - камыш, марка - рамка, марш - шрам, масло - смола,
мошкара - ромашка.
■ Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания: приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое; мама, папа, лапа, ложка.
■ Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
■ Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
■ Чтение «перевертышей»: лев ел волов. Иди искать такси, иди.
Развитие беглости чтения
Причин, тормозящих скорость чтения, множество. Можно выделить следующие:
1. Природный темп деятельности- это скорость, с которой работают психические процессы. Это свойство является врождённым, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени. Темп чтения можно увеличить, используя многочисленные упражнения: «Многократное прочтение», «Молния», «Буксир», «Спринт».
2. Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторения уже прочитанного. Причины регрессий:
а) сила привычки - явление достаточно устойчивое. Ребёнок осваивает слоговой способ, ему трудно с первого раза уловить смысл каждого слова, он читает слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет ясным. Для преодоления перечитывания можно выполнять специальное упражнение «Чтение с окошечком»;
б) трудности текста. Требование: текст должен быть посильным для каждого уровня овладения навыком чтения;
в) отсутствие внимания.
3. Отсутствие антиципации- предвосхищение, смысловая догадка. Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Развитию антиципации способствует работа с пословицами:
- на доске записаны пословицы, ученикам предлагается их закончить;
- части пословиц записаны в два столбика, нужно соединить части.
4. Недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата. Для работы над артикуляцией используются упражнения с ритмом и рифмой: произношение гласных, согласных, их сочетаний; чтение чистоговорок и скороговорок.
5. Малое поле зрения,под которым понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, поле зрения очень мало, вследствие чего глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок), что принято называть дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем меньше становится таких остановок, а в итоге чтение эффективнее. При быстром чтении за одну фиксацию взгляда воспринимаются не два-три слова, а вся строка, целое предложение, иногда и весь абзац.
Упражнения для увеличения поля зрения
* Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд. Ученики считают про себя, указывая цифры. У каждого ученика карточка, в каждой клеточке вписаны цифры от 1 до 10 и 20 (I кл.) и от 1 до 25, 40 (II и III кл.).
* Читай быстро целыми словами "по кругу" столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. Например: дом, дом - зуб, дом - зуб - нос,...
* Игра «Капельки» с использованием алфавитов, которые лежат на столах у каждого ученика. (Дети простукивают - «собирают» названные учителем буквы, слоги или слова).
* Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.
Игра «Найди меня». На доске написана строчка букв, между буквами «спрятано» слово. Его нужно найти. Например, вокирсказкивпез
* Игра «Волшебное облако». Из букв или из слогов «собрать» слова.
* Игра «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
* Игра «Угадай-ка». Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.
* Игра «Собери слово». На карточке написаны слоги, нужно составить из слогов слова.
6. Уровень организации внимания.Роль внимания при чтении достаточно велика. Для привлечения внимания учащихся и развития умения сосредоточиваться используется занимательный, игровой материал, игры-соревнования.
7. Память.Развивать оперативную память помогают зрительные диктанты по И.Т.Федоренко.