Наблюдение: изучение характера взаимоотношений учащихся
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Изучение взаимоотношений детей в классе.
Характер взаимоотношений школьника
Цель: изучит характер взаимоотношений с другими детьми
Наблюдаемые параметры | На уроках | На занятиях | На переменах | Др. режимные моменты | Свободное время и прогулки |
Идет на контакт | |||||
Действует сообща с педагогом | |||||
Действует сообща со сверстниками | |||||
Принимает помощь учителя | |||||
Принимает помощь детей | |||||
Устанавливает дружеские отношения | |||||
Участвует в коллективных играх, делах, учебных задачах | |||||
Участвует в делах и играх предложенных другими детьми | |||||
Действует самостоятельно | |||||
Проявляет инициативу | |||||
Может сдерживать себя, контролирует свое поведение | |||||
Конфликтует | |||||
Улаживает разногласия | |||||
Признает правила, предложенные взрослыми | |||||
Признает правила, предложенные детьми | |||||
Сочувствует | |||||
Подчиняет свои интересы интересам другого | |||||
Умеет жертвовать своими интересами ради других | |||||
Проявляет качества лидера | |||||
Умеет занимать других детей | |||||
Знает и выполняет распорядок дня и правила школьной жизни |
Условные обозначения: + часто, + - иногда, - редко
(С кем часто бывает вместе? Чаще играет? Решает задачи? Какую помощь принимает или оказывает? От кого? Чьи требования – просьбы выполняет сам?)
Наблюдение: изучение характера взаимоотношений учащихся.
Предмет:
- Какие дети чаще бывают вместе, чаще общаются, чаще играют.
- Какую помощь оказывают.
- Какие требования предъявляют друг другу.
Ситуация:______________________________________________________
Способ регистрации наблюдений (Дневник наблюдений):
№ п/п | Кто и кого предпочитает | … | |||||
Х | |||||||
2. | Х | ||||||
3. | Х | ||||||
… | |||||||
30. | Х |
*Условные обозначения для регистрации:
Х –разговаривают + - оказывает помощь
О –играют Т –требует
Методика «Два дома»
Данная методика предназначена для диагностики сферы общения ребенка.
Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка.
Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).
Процедура исследования:
Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем исследователь предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность). «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет имя будущего обитателя красного дома, исследователь записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.
Записав двух, трех новоселов в красный дом, исследователь рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было, где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы, между прочим). Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.
Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.
Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то исследователь может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?! Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?»
Обработка и анализ результатов:
Результаты этой методики интерпретируются «впрямую, без символической дешифровки. Учитываются и количественный показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в присутствии), младшего брата или сестру, учительницу, попадут ли в число новоселов одноклассники и другие сверстники.
Методика «Несуществующие животное»
Ребенку предлагается: Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем». Ребенку выдается белый или слегка кремовый лист бумаги формата А-4, не глянцевый. Карандаш средней мягкости (ручкой и фломастером пользоваться нельзя).