Актуальность дипломного исследования
Содержание
Введение Глава 1. Теоретические основы изучения жанров любовного общения 1. Любовь как психологический и коммуникативный феномен 1.1.Лексическая, философская и психологическая основы понятия «любовь» 1.2 Классификации любовных отношений 1.3 Любовное общение как коммуникативное явление 1.4 Гендерные особенности мужчин и женщин, их проявление в ситуациях любовного общения 2. Жанры любовного общения под «риторическим микроскопом». 2.1. Любовь как процесс, его основные стадии 2.2. Жанровое своеобразие любовного общения Выводы. Глава 2. Обучение студентов-филологов жанровому репертуару любовного общения 2.1 Готовность студентов педагогического вуза к изучению жанров любовного общения: организация и характеристика результатов констатирующего эксперимента 2.2. Характеристика опытного обучения студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров любовного общения (исходные положения, этапы и содержание) 2.3. Ход опытного обучения студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров в ситуациях любовного общения. 2.4. Характеристика критериев оценки результатов формирующего эксперимента Выводы Заключение Библиографический список Приложение |
Введение
Актуальность дипломного исследования
Данное дипломное исследование посвящено изучению жанрового репертуара любовного общения. Выбор темы определяется несколькими причинами.
Бесспорным является факт присутствия в жизни каждого человека разного рода общения. Особое место принадлежит речевому взаимодействию любящих людей как способу удовлетворения потребностей человека: коммуникативных, культурных, эстетических, физиологических и др. Как известно, для государства это та морально-этическая основа, которая обеспечивает прочные социальные и семейные отношения. Люди общаются со своими любимыми людьми, смотрят художественные фильмы и читают книги, где обязательно есть любовная линия, любовный конфликт. В XXI веке не вызывает сомнения, что коммуникативная сторона любви представлена особого рода общением, в котором мужчины и женщины знакомятся, строят отношения, принимают решение соединить судьбы, планируют появление детей и т.д.
Известно, что любовное общение – это явление, которое сопровождает человечество, вероятно, со времён его возникновения. Особый интерес такая коммуникация вызывает у тех, чей возраст колеблется от 18 до 23 лет. Именно в этот период происходит самоопределение человека в жизни, складываются постоянные отношения с противоположным полом, создаются семьи. Однако все же большинство людей остается таким же эмоциональным и резким, как в подростковом возрасте, и поэтому в их жизни часто возникают проблемы в общении с любимым человеком. С учетом того, что этот период характеризуется активным поиском второй «половины», то возникновение у молодых подобных коммуникативных неудач наиболее частотно.
Изучив работы Р. Апресян, Ш. Берна, А. Мачехина, Ф. Стендаля и др., мы установили, что любовное общение является неотъемлемой частью коммуникации людей, что подтверждает особую значимость наличия умения качественно общаться со своим любимым человеком. Однако за «скобками» филологии и лингвометодики остаются ключевые вопросы: как организуется взаимоотношения любящих как интеллектуально-речевой (коммуникативный процесс); какие вербальные и невербальные приемы и средства общения используют на разных этапах развития взаимоотношений юноши и девушки; в какие жанровые формы воплощается речевой компонент взаимодействия влюбленных и др. Недостаточная осведомленность молодых людей в этой области знаний приводит к тому, что они не умеют сглаживать противоречия, находить и использовать уместные конструктивные речевые жанры и тактики поведения. В результате юноши и девушки, связывая свое будущее с любимыми людьми, порой оказываются беспомощными в ситуациях общения с ними, что часто приводит к неразрешимым последствиям, одним из которых является одиночество и личная невостребованность.
Поэтому проблема эффективности и уместности использования конструктивных речевых тактик и жанров в ситуациях любовного общения требует специального изучения не только с психологической и философской, но и коммуникативно-риторической стороны.
Исходя из актуальности названной проблемы, мы определили цель нашего исследования: опираясь на известные данные лингвистики, психологии, риторики о том, что представляет собой любовное общение как коммуникативное явление и объект анализа и с учетом этих сведений разработать и реализовать методическую модель обучения студентов создавать и использовать конструктивные речевые жанры в ситуациях общения с любимыми. В соответствии с поставленной целью мы решали комплекс задач:
а) изучить различные аспекты проблемы дипломного исследования, установить степень ее разработанности в научной литературе (философской, психологической, литературоведческой и др.);
б) определить ключевые понятия исследования и их семантику;
в) выявить систему речевых жанров, используемых участниками любовного общения;
г) разработать критерии анализа данных речевых жанров;
д) определить исходный уровень знаний обучаемых о данной теме;
е) разработать программу и дидактические основы экспериментального обучения студентов-филологов созданию и использованию в ситуациях любовного общения речевых жанров, основанных на конструктивных тактиках речевого воздействия;
е) апробировать методику обучения знаниям о специфике любовного общения и его жанровом наполнении в педагогическом вузе, выпускникам которого предстоит профессиональный разговор с учащимися о проблемах любовных взаимоотношений
ж) обработать полученные результаты на основе сформулированных параметров оценки и выявить эффективность предлагаемой системы профессионального обучения.
Таким образом,объектом дипломного исследования является любовное общение как коммуникативное явление, имеющее процессуальный характер, и его жанровое наполнение, а предметом – специальные коммуникативно-жанровые умения, необходимые для создания и использования высказываний, реализующих конструктивные тактики речевого воздействия в ситуациях общения с любимыми.
Методической основой работы являются принципы системного подхода к изучению жанрового разнообразия любовного общения. Наряду с общенаучными методами анализа и синтеза материала, использовались такие методы, как теоретическое изучение поставленной проблемы на основе критического анализа лингвистических, психолингвистических, методических и других источников; наблюдение за речевым поведением влюбленных; констатирующий эксперимент, включающий анкетирование, выполнение аналитического и творческого заданий; анализ результатов среза; обучающий эксперимент. В качестве средств обучения использовались различные образцы: текстовые, видеоматериалы, а также раздаточный наглядный материал, мультимедийное сопровождение занятий.
Гипотеза исследования. Если в систему филологической подготовки студентов факультета русского языка и литературы педагогического вуза включить знания о любовном общении как коммуникативном явлении, его основных жанрах, то это позволит сформировать у обучаемых следующий комплекс речевых умений:
1) профессионально значимое для учителей русского языка и литературы умение анализировать ситуации любовного общения, представленные в текстах художественной литературы, произведениях других видов искусств, а также реальные речевые ситуации общения влюбленных;
2) умение органично включать в свою речь жанры любовного общения с учетом коммуникативной ситуации;
3) умение корректировать собственное речевое поведение в конфликтных ситуациях общения с любимым человеком.
Научная новизна и теоретическая значимость дипломного исследования заключается в следующем:
- определено терминологическое значение словосочетания «любовное общение»;
- введено, определено и охарактеризовано современное содержание понятия «жанры любовного общения»;
- выявлены психологические и риторические основы, необходимые для использования конструктивных речевых жанров;
- предложена классификация жанров, используемых в любовных взаимоотношениях (комплимент, признание в любви, обещание, извинение и др.), их форм, определены критерии для их оценки (цель использования данного жанра, эффективность его применения и др.);
- получены данные об исходном уровне знаний студентов-первокурсников факультета русского языка и литературы о жанровом своеобразии любовного общения, об умении использовать в своей речевой практике конструктивные речевые тактики и жанры;
- разработана и апробирована методика формирования у студентов-филологов коммуникативно-речевых умений, которые позволят уместно и эффективно использовать конструктивные речевые жанры в ситуации любовного общения.
Апробация исследованияпроводилась в ходе публичных обсуждений на спецсеминаре в рамках общепедагогических дисциплин, выступлений на заседаниях кафедры теории и методики обучения русскому языку Кузбасской государственной педагогической академии, выступления на III Всероссийской научно-практической конференции вузовских и школьных преподавателей, аспирантов, соискателей, студентов и школьников (апрель 2011), а также в ходе формирующего эксперимента, проведенного на базе первого курса факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии.
Результаты дипломного исследования опубликованы в статье «Что движет солнца и светила…»: жанровое разнообразие любовного общения на речевых занятиях в вузе» в сборнике «Человек в современном коммуникатичном пространстве. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции» (0, 4 п.л.)[1]
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано и внедрено в образовательный процесс факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии содержание занятий по риторике для студентов, подготовлена и экспериментально обоснована программа обучения жанровому разнообразию любовного общения, которая включает опорные и формируемые понятия и умения, используемые методы и приемы, ее дидактическое оснащение, форму промежуточного и итогового контроля знаний участников эксперимента.
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается корреляцией наших выводов и опубликованных научных концепций, данными констатирующего среза, которым было охвачено 20 студентов 1 курса факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии, и результатами опытного обучения, в котором приняли участие 32 студента-филолога.
Для реализации задач исследования было изучено более 4000 текстов-образцов и художественных фильмов. Они подверглись всестороннему анализу с учетом поставленных задач.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система современного вузовского филологического образования может быть дополнена сведениями о специфике любовного общения и его жанровом наполнении. Внимательный анализ ситуаций любовного общения, представленных в художественных произведениях (литературы, живописи, мировой кинематографии др.), помогает глубже проникнуть не только в мир героев, но и в художественный замысел творца, а также способствует повышению общей профессионально значимой филологической, коммуникативно-методической культуры будущих учителей-словесников.
2. Для формирования у студентов умений создавать и уместно использовать в реальных ситуациях общения с любимыми конструктивные речевые жанры необходимо учитывать психологическую и коммуникативную (риторическую) подготовку обучающихся, использовать современную и разнообразную дидактическую базу (видеообразцы, слайд-сопровождение и др.), обогатить общекоммуникативную компетенцию студентов сведениями о любви как о психологическом, философском и риторическом феномене, а также учитывать особенности данных жанровых разновидностей высказываний (интенции, структурно-композиционные, языковые способы оформления речи и др.).
3. Система обучения анализу ситуаций любовного общения, созданию и использованию конструктивных тактик и жанров будет эффективной при следующих условиях:
- обучение проводится на основе целенаправленно разработанной системы понятий, отражающих специфику общения любящих, и специальных умений репродуктивного и творческого характера, необходимых для своевременного решения возникающих трудностей в общении влюбленных, с помощью подготовленных средств обучения графического и аудиовизуального характера (обобщающих схем, таблиц, образцов ситуаций любовного общения, видеофрагментов, слайдов), позволяющих дать всестороннюю оценку речевому поведению коммуникантов и систематизировать полученные сведения;
- в обучении активно используются позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные) образцы жанров любовного общения (в дидактических и демонстрационных целях);
- сформированность умений проверяется в реальных условиях речевого поведения (участие в ролевой игре) и внеурочного выполнения студентами заданий (риторический анализ жанров, использованных в ситуациях любовного общения).
4. Критериями для оценки сформированности умений анализировать ситуации любовного общения, создавать и использовать конструктивные речевые жанры могут стать: 1) уровень сформированности аналитических умений, необходимых для выбора конструктивных моделей поведения; 2) разнообразие жанрового репертуара использованных высказываний; 3) соответствие созданных речевых произведений жанрообразующим признакам конкретных моделей речи; 4) наличие нравственно-этического, этикетного компонентов использования каждого созданного жанра.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы дипломного исследования, определяются его гипотеза, цель и задачи, методическая база, рассматривается научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе«Теоретические основы изучения жанров любовного общения»определяется степень разработанности проблемы в различных научных аспектах; дается общая характеристика любви как философской, психологической и морально-этической категории; любовное общение характеризуется как коммуникативно-риторический процесс, имеющий определенную структуру, композицию и формальное воплощение, обосновывается речеведческий аспект исследования (вводится понятие жанров любовного конфликта, дается их классификация и характеристика с точки зрения категориальных признаков). Кроме этого, отдельно рассматриваются любовный конфликт, имеющий свое жанровое наполнение, особенности личности человека, находящегося в ситуации любовного противостояния.
Выводы, ставшие итогом теоретического этапа исследования, составили научную базу разработанной программы опытного обучения.
Вовторой главе«Обучение студентов-филологов жанровому репертуару любовного общения» определены исходные положения, охарактеризованы ход и результаты констатирующего и формирующего экспериментов.
В заключенииподводится итог проведенногоисследования, предложены перспективы изучения проблемы.
В приложение дипломной работы включены материалы констатирующего и обучающего экспериментов (анкета для студентов; стенограмма использованных в ходе опытного обучения видеофрагментов); образцы мультимедийного сопровождения занятий, а также студенческие работы, которые связаны с выявлением в художественной литературе примеров любовных конфликтов и их всесторонним анализом с учетом установленных критериев.