Звучание в регистрах. Расширение диапазона
Если до этого момента студенты пользовались серединой голоса, то теперь необходимо уже добиваться звучания в трёх основных регистрах. Обычно сложность вызывает попадание в верхний головной регистр. Попробуйте предложить студенту нагнуться, опустить голову вниз, попробовать головные резонаторы на высоком тоне. Затем можно медленно подняться и повторить найденный звук. Важно зафиксировать устойчивое звучание в разных регистрах и уметь плавно переходить из одного регистра в другой. Это может пригодиться в работе над текстом, ролью.
Пробный текст
М. Цветаева «Гордость и робость - родные сестры...»
Гордость и робость - родные сестры, Над колыбелью, дружные, встали.
«Лоб запрокинув!» - гордость велела. «Очи потупив»! - робость шепнула.
Стр.58
Так прохожу я - очи потупив -
Лоб запрокинув - Гордость и Робость.
При чтении этого стихотворения можно использовать все три регистра.
Работа над расширением диапазона ведётся обычно на индивидуальных занятиях второго семестра. Она состоит из упражнений и текстов, которые помогут каждому студенту развить и расширить возможности своего голоса.
Чем выше голос поднимается по диапазону, тем глубже становится дыхание. Не рекомендуется пользоваться своим максимально возможно высоким тоном, так как при этом существует вероятность срыва голоса. Низкий звук со сцены звучит устойчивее и убедительнее.
4. Голосовой «посыл»
Во втором семестре при продолжении дыхательно-голосовых разминок - начинается работа над одним из основных разделов - голосовым «посылом». К этому времени на занятиях по мастерству актёра в программу вводятся этюды с импровизированным текстом, и студенты на практике понимают важность и значение правильного голосоведения.
Текст на сцене произносится с точным словесным действием и определенной направленностью, так что, работая со звуком, теперь его необходимо не только укрепить, выровнять и распространить, но и направить.
Важно в начале второго семестра объяснить студентам практическую ценность упражнений на голосовой посыл и настроить их на использование этих упражнений на показе самостоятельных отрывков, проходящих в марте месяце.
Во второй части второго семестра можно использовать тренировочные тексты - «зазывы».
Стр. 59
Примеры «зазывов»:
К. И. Чуковский «Чудо-дерево»
Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки,
Кому нужны сапоги, ,
К чуду-дереву беги!
Сюда, сюда –
Готова еда!
Столик накрыт,
Чтоб каждый был сыт.
Соседи, сюда -Готова еда!
Е. Л. Шварц. «Тень»
- Арбузы, арбузы! Кусками!
- Вода, вода, ледяная вода!
- А вот ножи для убийц!
Кому ножи для убийц!
- Цветы, цветы. Розы! Лилии! Тюльпаны!
- Дорогу ослу, дорогу ослу!
- Посторонитесь, люди, идёт осел!
- Подайте бедному немому!
- Яды, яды, свежие яды!
В работе над «зазывами» особое внимание надо обращать на контроль дыхания и опоры звука. Нельзя разрешать студентам кричать. Необходимо добиваться сильного, опёртого, направленного звучания, напоминать студентам о необходимости использования приобретённых навыков на занятиях по мастерству актёра.
В процессе постановки голоса рекомендуется комбинировать упражнения по дыханию и голосу с упражнениями по темпо-ритму, а также с ритмическими и акробатическими упражнения-
Стр. 60
ми. Это часто даёт положительные результаты и помогает подготовить студентов к дальнейшему сценическому звучанию в спектаклях разных жанров.
Задание:
- Определите взаимосвязь разделов «Дыхание» и «Голос».
- Сформулируйте типичные проблемы студентов при прохождении этих разделов и продумайте упражнения для их устранения.
- Составьте перечень вопросов, определяющих основные темы разделов.
- Проанализируйте эффективность и результативность
методологических приёмов.
Орфоэпия
Начиная групповые занятия, педагог, в первую очередь, объясняет значение и задачи данного раздела, а также возможности его применения в творчестве актёра. Развитие речевого слуха, умение слышать себя и партнёра, особенности московского и старомосковского говора, отличия устной речи от письменной - вот неполный список тем, которые должны обсуждаться на занятиях по орфоэпии. Будущие артисты должны понять, что классическая сценическая речь - это норма, а «характерность» речи - это возможное отклонение от речевой нормы, которое по необходимости используется для создания характерного образа (материал третьего семестра).
На групповых занятиях педагог даёт основные правила и контролирует их освоение, приветствуется также групповое прослушивание записей спектаклей Театра им. Евг. Вахтангова, МХАТа, Малого театра с участием прославленных мастеров русской сцены, таких как Р. Симонов, Б. Щукин, Ц. Мансурова, А. Орочко, М. Астангов, О. Книппер-Чехова, В. Москвин, В. Пашенная и др.
Стр. 61
Такие прослушивания развивают слух, прививают вкус и любовь к литературе и являются противовесом сленговому языку, который всё больше и больше внедряется в современную разговорную и сценическую речь.
Раздел «Орфоэпия» важен как для студентов, имеющих речевые отклонения от норм литературного произношения (говоры, акценты), так и для студентов, пользующихся данными нормами. И тех и других необходимо научить правильному произношению отдельных слов - постановке ударений, работе со словарём.
Для этого можно предложить студентам для домашней работы список слов, с тем, чтобы, используя орфоэпические словари, они расставили в них верные ударения. При этом лучше пользоваться последними изданиями, так как нормы произношения со временем устаревают и меняются. Рекомендуемые словари приведены в списке литературы.
Другое полезное упражнение: педагог, готовясь к уроку и работая с орфоэпическими словарями, выписывает несколько слов с разными вариантами ударений и толкований. На групповом занятии можно предложить студентам, указать место ударения, а затем обязательно акцентировать их внимание на правильном варианте. Также на групповых занятиях даются основные правила изменения гласных и согласных звуков и их фонетическая транскрипция. Обычно сначала даются правила изменения гласных звуков и исключения из этих правил.
Например:
Правило: ударный звук произносится так, как пишется: ШАР, ЗУБ, СЛОН.
Исключение- после согласных Ш, Ж, Ц звук «И» звучит как «Ы»
ШИРЬ, ЖИР, ЦИРК
ы ы ы
Транскрипция звуков демонстрирует отличие устной речи от письменной и играет значительную роль в исправлении диалектных произносительных ошибок.
Стр. 62
Буквой ь условно, как это принято в фонетической транскрипции, обозначается очень краткое произношение звука типа и, а буквой ь - такой же краткий типа ы.
Пример фонетической транскрипции:
СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО,
шь а ь ъ ъ ъ ьвъ
Транскрипция помогает студенту соединить слуховое и зрительное восприятие текста.
Далее даются правила изменения согласных звуков. Например:
1. В конце слова звонкие согласные оглушаются,
ЗУБ - ЗУ[П]
СЛЕД - СЛЕ[Т]
2. Сочетания согласных «СЖ», «ЗЖ» на стыке слов, а также
приставки и корня произносятся как двойной звук «Ж» - «ЖЖ».
С ЖАДНОСТЬЮ - [ЖЖ]АДНОСТЬЮ
ИЗЖОГА - И[ЖЖ]ОГА
Все пройденные правила должны быть записаны в тетрадь студента с подобранными примерами.
На индивидуальных занятиях преподаватель проверяет произношение студента, усвоение и закрепление им основных правил орфоэпии и определяет конкретное направление его дальнейшей работы.
Например:
студент приехал из Челябинска и имеет явно выраженный говор. Его внимание нужно акцентировать на законах редукции, интонации и темпо ритма речи.
Стр. 63
студент родился на Украине - его нужно ориентировать на соблюдение законов изменения звуков русского языка (гласных и согласных): уподобление согласных по звонкости и глухости, оглушение согласных в конце слова, замедление речи и т. д.
студент, москвич, - его внимание нужно направлять на развитие культуры речи и готовить к работе с речевой характерностью.
Работа над исправлением орфоэпических недостатков обычно активно ведётся на первом курсе, а затем продолжается в течение всех лет обучения. Её продуктивность во многом зависит от наличия речевого слуха у студента и его работоспособности.
Преподаватель должен отдавать себе отчёт, что работа по исправлению говора или акцента тесным образом связана с темпо-ритмом речи, с точным произношением гласных и согласных звуков, со знанием литературных норм, мелодики и интонации русской речи. Важно максимально грамотно и доходчиво переводить теоретические основы раздела в практическую плоскость.
Преподаватель имеет огромные возможности по расширению методологических ресурсов преподавания орфоэпии. Новые авторские упражнения, соединение орфоэпических и других технологических задач предмета «Сценическая речь», этюдный метод, использование ритмических и пластических возможностей, подбор нового, неожиданного материала - всё это может обогатить методику и методологию преподавания данного раздела.
Результатом проведённой работы должна стать орфоэпически чистая, интонационно богатая речь. Проверить полученный результат рекомендуется на материале русских народных сказок, которые могут быть показаны в зимнем зачёте первого курса.
Работа над сказкой закрепляет полученные орфоэпические навыки, помогает студенту выявить такие актёрские качества, как юмор, веру в предлагаемые обстоятельства, фантазию, и научиться использовать в работе с текстом словесное действие и киноленту видений. Сказка является средством борьбы с бытовой скороговоркой.
Стр. 64
В зависимости от объёма сказка может быть прочитана индивидуально или текст может быть распределён между двумя, тремя студентами или же между всей группой.
Пример сказки.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»(отрывок)
«Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка-косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озёра перепрыгивает, холмы перелетает. Доскакали они до Брынских лесов, дальше Бурушке скакать нельзя: разлеглись болота зыбучие, конь по брюхо в воде тонет. Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвёт, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать вёрст Илья гати настелил - до сих пор по ней люди добрые ездят. Так дошёл Илья до речки Смородиной. Течёт река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается. Заржал Бурушка, взвился выше тёмного леса и одним скачком перепрыгнул реку. Сидит за рекой Соловей-разбойник на трёх дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползёт. Все боятся Соловья-разбойника, никому умирать не хочется...».
В работе с русской народной сказкой преподаватель обращает внимание на выстраивание единой перспективы повествования. Коллективный рассказ, умение услышать партнёра, подхватить и продолжить его интонацию, развивать обозначенную перспективу - все эти навыки можно приобрести в работе со сказкой.
Чаще других используются русские народные сказки под редакцией А. Н. Афанасьева, который при записи сохранил подлинность народной интонации, богатство областных речевых особенностей народа. На этом этапе не рекомендуется использовать современные, стихотворные и стилизованные варианты сказок.
В дальнейшем, работая над самостоятельными и педагогическими отрывками, студенты могут использовать нормы старомосковского произношения в драматургии А. Островского, Н. Гоголя
Стр. 65
А. Чехова, Л. Толстого и других авторов XIX и начала XX веков. В современной же драматургии необходимо пользоваться современными нормами произношения.
Итак, в конце первого семестра на зачёт выносится текст (русская народная сказка), на основе которого студенты могут продемонстрировать знание законов орфоэпии и этап их практического освоения. В конце второго семестра проходит контрольный урок по орфоэпии с приглашением педагогов кафедры и наличием экзаменационных билетов. Этот урок контролирует и фиксирует освоение раздела.
На втором году обучения раздел «орфоэпия» дополняется разделом «характерность речи». При обязательности такого дополнения педагог должен продолжать контролировать проблемных студентов не только на уроках по сценической речи, но и на занятиях по мастерству актёра (наблюдения, этюды к образам, самостоятельные и педагогические отрывки).
Задание:
- Сформулировать и записать вариативность индивидуальных задач при прохождении раздела «орфоэпия», в зависимости от речевых особенностей каждого студента в группе.
- Проанализировать результаты обучения различных студентов и попытаться сопоставить их с наличием речевого слуха, работоспособностью и активностью на уроке, умением самостоятельно работать и другими характеристиками.
- Составить таблицу основных орфоэпических недостатков и
упражнений по их исправлению.
- Найти примеры из художественной и драматургической литературы для отработки различных законов и правил орфоэпии.
- Ниже приведены примерные программы зачётов 1 и 2 семестра. Они базируются на учебной программе по сценической речи для студентов актерского факультета и включают в себя обяза-
Стр. 66
тельные для прохождения и показа элементы пройденного материала по разным разделам предмета.
При этом необходимо учитывать, что формы контроля в театральных вузах отличаются от общепринятых. В театральном институте им. Б. Щукина существует проверенная многолетним опытом кафедральная система оценки.
Педагоги, работающие на курсе, отрабатывают пройденный материал, методически выстраивают его, придают определённую форму. Такой речевой «спектакль», составленный из упражнений, цитат, небольших стихотворений и этюдов, на зачёте или экзамене смотрят все члены кафедры сценической речи, педагоги по мастерству актёра, студенты института. По окончании показа проходит методическое заседание кафедры, на котором подробно разбирается работа студентов и работа преподавателя.
Таким образом, специфика проведения занятий и кафедральных форм контроля позволяет сформулировать задачи, лежащие в основе научно-методической работы кафедры сценической речи Театрального института им. Б. Щукина:
• уточнять и анализировать кафедральную методику преподавания сценической речи студентам театральных вузов;
• апробировать теоретические и методические разработки в области сценической речи;
• использовать приобретённый и проанализированный кафедральный опыт для обучения стажёров и аспирантов кафедры;
• выявлять профессиональные и личностные способности студентов;
искать модернизированные формы для освоения и демонстрации необходимых речевых навыков
Стр. 67