Методические указания преподавателю

Изучив содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» можно сделать вывод, что наиболее предпочтительными методами обучения являются лекционные, практические и семинарские занятия. Объясняется это тем, что курс включает темы, связанные с познанием проблемных глобальных и региональных вопросов (которые могут быть вынесены на семинарские занятия), теоретического (лекции) и прикладного (практические работы) характера.

2.Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень. Для самостоятельной работы предложены темы: единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); физические и механические опасности; взрывы и пожары; геологические, метеорологические, гидрологические чрезвычайные ситуации; биологические чрезвычайные ситуации; социальные опасности политического характера, терроризм и его проявления; социально-опасные заболевания; чрезвычайные ситуации криминального и военного характера; национальные интересы России, угрозы и обеспечение национальной безопасности; экстремальные ситуации в природных условиях.

Для организации самостоятельной работы студентов предлагаются в УМК (учебно-методическом комплексе) темы рефератов и вопросы для самостоятельного изучения.

Для успешного освоения учебного материала для самостоятельной работы студентам также предлагается решение ситуационных задач по темам. Решение ситуационных задач контролируется преподавателем.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам работы, включающими: разработку плана изучения заданной темы; подбор литературных источников с составлением библиографического списка; обзор изученности вопроса на основе подобранной литературы; подготовка основного содержания с указанием цели и задач исследований, выявлением проблемных вопросов и высказыванием своего мнения по этим проблемам.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

Лекционный курс включает несколько классических монологических лекций:

ü Введение в предмет «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Виды безопасности», «Концепция приемлемого риска», «Чрезвычайные ситуации и их классификация».

ü «Чрезвычайные ситуации техногенного характера»

ü «Национальные интересы России».

ü «Биологические ЧС»

Проблемная и дискуссионная лекция - «Социально-опасные заболевания»

Использование различных видов лекций позволяет внести разнообразие в процесс обучения студентов, поддержать их высокую активность на лекционных занятиях, ослабить влияние отрицательных сторон лекции.

Практическое занятие (семинар) проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

Текущий контроль осуществляется путем оценки работы студента на всех семинарских и практических занятиях по пятибалльной шкале, оценки за реферат. При успешном изучении практической части курса студент допускается к зачету (экзамену).

Вопросы к зачету

1. Безопасность жизнедеятельности: объект изучения, цели и задачи. Виды безопасности.

2. Принципы обеспечения безопасности: ориентирующие, технические, управленческие, организационные.

3. Понятие чрезвычайной ситуации. Классификация ЧС. Стадии развития ЧС.

4. Классификация производственных аварий и катастроф. Поражающие факторы природных и техногенных катастроф.

5. Понятие опасности. Классификация опасностей.

6. Понятие риска и виды. Расчет риска. Методические подходы к определению риска.

7. РСЧС: основные задачи, принципы построения, режимы функционирования, силы и средства.

8. Структура, задачи ГО. Организация ГО на объектах и в том числе и в учебных заведениях.

9. Своевременное оповещение населения. Организация эвакуации населения.

10. Защитные сооружения: убежища, противорадиационные укрытия, укрытия простейшего типа.

11. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи; принцип действия.

12. Простейшие средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Медицинские средства защиты.

13. Источники ионизирующих излучений. Виды излучений. Радиационно опасные объекты и аварии на радиационно опасных объектах. Характер развития аварии на АС.

14. Воздействие ионизирующего излучения на человека. Допустимые дозы облучения. Основные рекомендации по поведению населения в условиях радиоактивного загрязнения среды.

15. Аварийно химически опасные вещества: понятие и классификация.

16. Химически опасные объекты и причины аварий на этих объектах. Организация защиты населения.

17. Признаки поражения хлором, аммиаком, оксидом углерода, фосфорорганическими соединениями и неотложная помощь.

18. Аварии на гидродинамических опасных объектах: причины, виды. Последствия гидродинамических аварий и меры защиты населения.

19. Электрический ток: действие на организм, условия поражения, защита.

20. Электромагнитное излучение: источники, действие на организм, меры защиты населения.

21. Шум: источники, действие на организм, предельно допустимые уровни, меры защиты.

22. Понятие о пожаре как процессе. Условия горения и механизм прекращения горения.

23. Классификация пожаров. Поражающие факторы пожара. Фазы развития и принципы тушения пожара.

24. Лесные и торфяные пожары: причины, виды лесных пожаров. Борьба с лесными и торфяными пожарами. Рекомендации населению по действиям в условиях природных пожаров.

25. Противопожарный режим в образовательном учреждении.

26. Порядок действий в случае возникновения пожара. Первичные средства пожаротушения.

27. Городской общественный, автомобильный транспорт: опасные и аварийные ситуации. Правила безопасного поведения.

28. Авиационный, железнодорожный, водный транспорт: опасные и аварийные ситуации. Правила безопасного поведения.

29. Требования безопасности при перевозке учащихся на автомобильном транспорте.

30. Классификация ЧС природного характера. Землетрясения: причины, основные критерии, защита от землетрясений.

31. Сели и оползни, снежные лавины: причины образования, признаки, проведение защитных работ, правила безопасного поведения.

32. Наводнения: причины, виды, поражающие факторы. Мероприятия по защите населения и территорий в условиях наводнения и рекомендации населению, проживающему в зонах возможных наводнений.

33. Цунами: классификация, поражающие факторы. Правила поведения.

34. Бури, ураганы, смерчи (торнадо): определения. Меры по обеспечению безопасности и действия населения при угрозе и во время бурь, ураганов и смерчей.

35. Понятие биологической чрезвычайной ситуации, эпидемического процесса и формах его интенсивности. Режим карантина и обсервации. Дезинфекция и ее виды.

36. Особо опасные инфекции: сибирская язва, холера. Этиология, клинические проявления и профилактика.

37. Клещевой энцефалит и болезнь Лайма (системный клещевой боррелиоз): этиология, эпидемиология, клиника, профилактика.

38. Особо опасные инфекции животных и растений.

39. Терроризм. Понятие и классификация. Чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами различного вида.

40. Организация антитеррористической защиты учащихся и сотрудников образовательных учреждений.

41. Ядерный терроризм. Биологический терроризм.

42. Экстремальные ситуации криминального характера: кража, мошенничество.

43. Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье: нападение на улице, в автомобиле.

44. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей.

45. Самооборона: правовые основы самообороны, основные правила, средства самозащиты.

46. Обычные средства поражения: виды, поражающие факторы.

47. Оружие массового поражения: ядерное оружие, поражающие факторы. Дезактивация.

48. Оружие массового поражения: химическое оружие, поражающие факторы. Дегазация.

49. Оружие массового поражения: биологическое оружие, виды биологических средств, воздействие на организм человека. Дезинфекция.

50. Социально значимые заболевания: туберкулез и гепатиты с гемоконтактным механизмом передачи.

51. Социальные опасности: наркомании. Определение, причины, синдромы, профилактика.

Наши рекомендации