Педагогический контроль и учет

Лекция № 9

Характеристика и организационная структура системы многолетней подготовки

План занятий

1.Документы текущего планирования.

2.Педагогический контроль и учёт.

3.Управление командой в процессе соревнования.

Документы текущего планирования

Для текущего планирования разрабатывают учебный план, программу и график тренировочного процесса.

Учебный план предполагает распределение тренировочного времени по отдельным видам подготовки годичного цикла. Содержание годового плана соответствует форме перспективного плана.

Программа предусматривает объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в текущем году подго­товки В ней же определяется содержание теоретических и практических занятий а также предполагаемый уровень специальной подготовленности.

Программу разрабатывают в соответствии с общими целями и задачами физического воспитания, с учетом особенностей контингента занимающихся и общего объема учебного времени.

Программа состоит из объяснительной записки, программного материала по видам подготовки и контрольных требований по уровню

подготовленности.

График учебно-тренировочного процесса представляет в разверну­том виде содержание учебного материала в каждом цикле, периоде, месяце и неделе года, а также сроки соревнований, учебно-тренировочных сборов, врачебно-педагогического контроля. В нем же условными обозначениями показываются изменения в объемах и интенсивности тренировочных нагрузок и динамика становления спортивной формы.

Иногда (в командах старших разрядов) учебный план и график совмещают в одном документе — годовом плане-графике.

На основании общего плана составляют годовые индивидуальные планы подготовки (по форме перспективных индивидуальных планов).

Оперативное планирование

Этот вид планирования конкретизирует содержание долгосрочных планов вплоть до каждой тренировки на протяжении сравнительно небольшого периода (месяца, недели, нескольких дней). В основу краткосрочного планирования положен микроцикл, который предпола­гает комплекс тренировочных занятий различной направленности с варьированием объема и интенсивности нагрузки и использованием различных тренировочных и восстановительных средств и форм отдыха.

По своему назначению микроциклы подразделяются на подводя­щие, стабилизирующие, ударные, соревновательные и восстанови­тельные. Кроме того, различают большие; средние и малые микроциклы. Выбор необходимого сочетания микро­циклов определяется периодом и этапом тренировки, величиной накопленного тренировочного эффекта и состоянием спортсменов.

При планировании микроциклов определяют преимущественную направленность, величину, интенсивность нагрузок и их применение внутри цикла, а также используемые средства и методы тренировки.

Цикл целесообразно начинать с небольших и средних нагрузок! Нагрузки максимальные необходимо чередовать с малыми и отдыхом для восстановления.

Важно также учитывать индивидуальные особенности в освоении нагрузок, выражающихся в наличии своих «критических величин» превышение которых ведет к потере тренировочного эффекта, а также различий в скорости восстановления после них.

При оценке величины тренировочной нагрузки следует учитывать
воздействие каждого упражнения, каждого занятия и общий эффект
всего цикла.

Наилучший результат может быть получен при правильном, сочетании нагрузки с отдыхом и восстановлением, обеспечивающим использование эффекта сверхвосстановления.

Документы оперативного планирования — рабочий план (на месяц, тренировочный сбор или микроцикл), план-конспект тренировочного занятия и расписание занятий.

Рабочий план составляют на каждый отдельный этап (месяц, учебный сбор) или микроцикл тренировки. В нем ставят общие задачи, определяют направленность и характер тренировок, время и содержа­ние каждого занятия, объем и интенсивность нагрузки.

Упражнения, используемые для тренировки, группируют по
основным признакам (скоростно-силовые, для общей и специальной
выносливости и т. п.) и располагают по дням и тренировочным
занятиям. При этом определяют "примерный объем учебного времени
(или километраж, общий вес и т. д.).

Рабочий план имеет две формы: поурочную и графическую.

Поурочный план более детален и, следовательно, более содержате­лен. Заранее определяют задачи каждой тренировки, время и общую интенсивность занятия, подбирают все упражнения и их дозировку.

Графическая форма рабочего плана представляет собой как бы свернутую форму плана поурочного. Здесь не определены задачи тренировок, точно не подобраны необходимые упражнения, указыва­ются лишь группы типовых упражнений. Составление такого плана требует меньше времени, но зато позволяет увеличить время на подготовку к каждому отдельному занятию.

План-конспект составляют на каждую тренировку на основе имеющегося рабочего плана. Запись содержания ведется по типовой графической схеме, определяются дозировка и организационно-методические указания.

Педагогический контроль и учет

Педагогический контроль является средством выявления воздей­ствия используемых средств и методов тренировки на организм спортсмена. Управление процессом развития тренированности и при­обретения спортивной формы основывается на постоянном сборе достоверной, полной и своевременной информации о состоянии спортсменов и команды.

Использующийся часто на практике метод оценки подготовленности по спортивным результатам не только ограничен в своих возможностях (может использоваться лишь в соревновательном периоде), но и недостаточно достоверен, поскольку в спортивных играх результат выступления определяется сложением двух составляющих — подготовленности двух соперничающих сторон. Кроме того, сам спортивный результат (разница в счете) никак нельзя отнести к разряду эталона уровня подготовленности. Поэтому оценку эффективности учебно-тренировочного процесса можно произвести лишь по выявлении подготовленности по различным ее составляющим. С этой целью используют комплексный педагогический контроль.

В процессе тренировки контроль осуществляется непрерывно. Формы его различны:

оперативный контроль — он позволяет судить о влиянии на организм спортсмена однократного выполнения предложенных ему упражнений;

текущий контроль — с его помощью собирают информацию о состоянии спортсмена после каждой тренировки или выступления на соревновании;

этапный контроль — он помогает оценивать влияние на организм относительно более длительного этапа тренировки и выступления на соревнованиях.

Оперативный контроль дает возможность более точно индивидуально дозировать тренировочные нагрузки. Текущий контроль позволяет точнее планировать содержание тренировки в микроциклах. Подбор средств и характер тренировки на отдельных этапах и в периодах круглогодичной подготовки помогают уточнять этапный контроль.

Объективность и ценность собираемой в процессе педагогического контроля информации обеспечивают научно обоснованные методы контроля, и в частности контрольные упражнения.

В процессе тренировки педагогический контроль устанавливают по следующим разделам:

1. Отношение спортсменов к учебно-тренировочной работе. Для
этого учитывают посещаемость тренировок, оценивают поведение и
активность участия (дисциплина, трудолюбие и т. д.). Все эти данные
заносит тренер в дневник

2. Эффективность использования средств тренировки. Здесь учитывают расхождения между планируемым и реальным положением дел.
Учитывают объем, интенсивность, сложности упражнений и их
переносимость занимающимися. С этой целью чаще всего используют
пульсометрию, хронометрирование, запись содержания.

Эффективность используемых средств оценивается отдельно по видам подготовки. Физическую и техническую подготовленность оценивают при выполнении специальных контрольных упражнений. Уровень тактической подготовленности можно определить с помощью эпизодической оценки эффективности соревновательной деятельности, выполнения разучиваемых взаимодействий в модельных упражнениях (игра 1 х 1, 2x2 и т. д.), а также постановки специальных тактических задач на тренажерах.

Психическую подготовленность систематически оценивают в процессе наблюдений за поведением игроков в сложных упражнениях, в конфликтных ситуациях и трудных моментах.

3. Состояние тренированности оценивают с помощью контрольных упражнений, в процессе выполнения которых регистрируют различные характеристики функциональной деятельности организма, функциональные пробы, данные самоконтроля и других методов врачебного контроля.

В практике используют различные методы педагогического контроля: педагогические наблюдения, анкетирование, экспертные оценки, объективные оценки с помощью контрольных упражнений и т. д.

Учет — важнейший составной элемент в системе педагогического контроля. Учету подлежат все результаты педагогического контроля. На основании учета можно составить представление о качестве учебнотренировочной работы, выполнении планов тренировки и выступления на соревнованиях.

Учет должен охватывать все разделы учебно-тренировочного процесса и при этом оставаться простым по форме, достаточно полным и наглядным.

Существует несколько разновидностей систематического учета: предварительный, текущий, этапный и итоговый.

Предварительный учет предполагает сбор исходных данных для предстоящего планирования и организации учебно-тренировочной работы. Необходимо собрать сведения о спортсменах (численность группы, ее подготовленность, состояние здоровья, занятость учебной или производственной деятельностью), об условиях и материально-техническом обеспечении тренировочного процесса (состояние залов и площадок, инвентарь и оборудование и т. д.).

Текущий учет ведется постоянно и позволяет выявить отклонения от намеченных планов, точно оценить фактически выполненную работу, учесть результаты выступления на соревнованиях и т. п.

Этапный учет заключается в подведении итогов учебно-тренировочной работы за определенный этап или период круглогодичной тренировки. В него входят общие данные о выполненной работе в каждой тренировке, микроцикле и месяце занятий. Эти результаты сопоставляют с плановыми и используют для планирования следующего этапа тренировки.

Итоговый учет представляет собой обобщение результатов всех видов учета. Он проводится по завершении полугодичного и годичного циклов тренировки. В итоговом отчете анализируется выполнение плана по всем его разделам. Этот анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны в организации и методике учебнотренировочной работы, обосновать изменения, которые лягут в основу будущих планов. На основании итогового учета составляют годовой (полугодовой) отчет о работе команды (группы) и спортсменов.

Тренеры и спортсмены постоянно и обязательно ведут документы учета. Они служат основной формой контроля учебно-тренировочного процесса. К ним относятся журнал группы, дневник тренера и дневники спортсменов.

Журнал группы — основной документ текущего учета. В него вносят список занимающихся, данные медицинских осмотров, фиксируют посещаемость и успеваемость, результаты контрольных нормативов и выступлений на соревнованиях.

Содержание каждого занятия, соревнования и его результаты сразу

же заносят в журнал и дневник тренера.

Дневник тренера —это основной рабочий документ, в котором ведется планирование и учет всей его деятельности. Здесь сосредоточены результаты наблюдений, данные педагогического контроля, содержание всех тренировок, результаты и анализ выступлений на соревнованиях. Дневник обычно рассчитывается на весь период действия перспективного плана.

Дневник спортсмена. В него входят индивидуальный
план, учет выполненной работы, результаты самоконтроля и контрольных соревнований. Спортсмен отмечает в нем свои результаты,
анализирует выступления и намечает пути самосовершенствования.
Систематическое ведение дневника позволяет спортсмену быстрее
находить причины своих неудач и определять пути совершенствования.
Тренеру необходимо обучить спортсменов ведению дневника, а в дальнейшем анализировать его вместе с ними.

Наши рекомендации