Заполнение карт первоклассников и анкеты учителя, анкетирование родителей
Карта первоклассника разработана с целью получения индивидуальной информации об учащихся, связанной с их готовностью к обучению в школе. Она адресована учителям, ведущим первые классы, которые участвуют в обследовании, и медицинским работникам. На основании ответов на эту анкету учителя смогут выделить детей с проблемами в адаптации к школе.
В карту первоклассника вносится информация о медицинских показателях учащихся первых классов на основе данных из их медицинских карт, а также ответы на вопросы об особенностях поведения детей в школе.
Анкетирование учителей и родителей проводится с целью получения дополнительной информации, которая позволяет составить более полную картину готовности первоклассника к обучению в школе и объяснить полученные результаты.
В анкетировании учителей принимают участие все классные руководители образовательного учреждения, преподающие в первых классах, в которых проводится обследование на готовность к обучению в школе.
Анкетирование родителей лучше всего организовать во время родительского собрания. Перед проведением анкетирования родителей все анкеты подписываются.
Обращаем ваше внимание на то, что карты первоклассников учитель заполняет в электронной форме, также в электронную форму учитель переносит данные из заполненных анкет родителей (см. Руководство пользователя).
Использование результатов
В ходе реализации проекта по изучению готовности первоклассников к обучению в школе с 2007 по 2011 годы было проведено комплексное обследование более 120 тысяч первоклассников из 16 регионов страны. Были получены профили готовности каждого первоклассника к обучению в школе. В Профиле были отражены результаты, полученные первоклассником при выполнении методик, а также полученные при анкетировании родителей и учителей данные об индивидуально-личностных особенностях ребенка, информация о семье, показатели здоровья. Данные были представлены по сравнению с классом и всеми обследованными детьми.
Выбранный подход представления данных позволил учителю и родителям увидеть ребенка по сравнению с классом и своими сверстниками, оценить уровень развития и готовности к обучению и наметить пути поддержки данного ребенка в процессе адаптации к школе, учитывая его особенности.
Пример профиля приведен ниже.
Кроме обобщенного профиля в школе остались все результаты обследования детей, которые при необходимости могли использовать учителя или психологи в организации индивидуальной работы с ребенком.
Наряду с профилем первоклассника и профилем класса была получена контекстная информация о различных аспектах готовности к обучению, а также об особенностях организации учебного процесса в первом классе.
По результатам исследования подготовлены:
- Рекомендации по интерпретации результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе (для учителей и родителей);
- Регламент проведения консультаций специалистов, принимающих участие в проекте «Оценка готовности к обучению в начальной школе».
- Аналитические отчеты, публикации в педагогической печати и презентации выступлений.
Все эти материалы можно найти на сайте Центра оценки качества образования ИСМО РАО: http://www.centeroko.ru
В помощь учителю были подготовлены видеоматериалы (ссылка http://acourses.ru/mod/resource/view.php?id=249)