Образовательная область «Музыка» |
Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку Задачи: 1. Развитие музыкально-художественной деятельности 2. Приобщение к музыкальному искусству |
ЗАДАЧИ |
Старшая группа (5-6лет) | Общие: · развивать любознательность, активность, интерес к музыке как средству познания эмоций, чувств, настроений (Коммуникация, Социализация, Познание); · развивать эмоциональную отзывчивость на настроение и характер музыки, способность понимать настроение образа (болезнь куклы) (Коммуникация, Социализация, Чтение, Художественное творчество); · способствовать овладению средствами сообщения о своем настроении с помощью музыки (Коммуникация, Социализация); · развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным исполнением музыки разными способами (пение, танец, элементарное музицирование), творческой интерпретацией, придумыванием характеров музыкальных образов и средств выразительности (Познание, Художественное творчество); · формировать первичные представления о «выразительных» возможностях музыки, богатстве музыкальных настроений и эмоций (Социализация, Познание); · стимулировать стремление к достижению результата музыкальной деятельности (спеть хорошо песню, хорошо станцевать танец) (Социализация, Коммуникация); · воспитывать культуру поведения в коллективной музыкальной деятельности (Социализация, Коммуникация); Развитие музыкально-художественной деятельности: · развитие и обогащение представлений об эмоциональных состояниях и чувствах, способах их выражения, опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры, представлений о средствах музыкальной выразительности, жанрах и музыкальных направлениях, умений понимать характер музыки в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр, бесед элементарного музыковедческого содержания, продуктивной интегративной деятельности (Социализация, Познание, Коммуникация, Чтение); · развитие и обогащение умений использовать музыку для передачи собственного настроения, певческих навыков (чистоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности), умений игры на детских музыкальных инструментах, танцевальных умений в процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов, танцев; · развитие и обогащение самостоятельного, сольного исполнения, умений импровизировать, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений, разворачивать игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений в процессе совместной деятельности педагога и детей, творческих заданиях, концертах-импровизациях, музыкальных сюжетных играх (Социализация, Коммуникация); · продолжать развивать музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность · способствовать развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизация мелодий на детских муз.инструментах, учить импровизировать мелодию на заданный текст,формировать танцевальное творчество Приобщение детей к музыкальному искусству · продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке · формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, классической, народной и современной музыкой (Социализация, Познание);; · учить различать жанры музыкальных произведений (Познание) |
1.6. Комплексное тематическое планирование
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Предлагаемое в Программе комплексно-тематическое планирование следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонента, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.
Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период —2-3 недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
Период | Тема | Развернутое содержание работы. | Итоговые мероприятия. |
20.08.- 01.09. | День знаний. | Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам. (зачем учат в школе, кто и чему учит - о профессии учителя, о школьных принадлежностях) | Праздник «День знаний» |
02.09. 25.09. | «Осень в гости к нам пришла» | Расширять знания детей об осени. Закреплять знания о временах года, последовательности месяцев в году. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Воспитывать желание трудиться на огороде, в цветниках. Видеть результат своего труда. | Праздник «Осенний бал» по плану музыкального руководителя |
26.09- 30.09. | «Детский сад – наш второй дом.» | Закреплять знания детей о профессиях людей, работающих в ДОУ, о своей группе. Наблюдения за трудом взрослых. Воспитывать желание помочь няни, воспитателю, доставлять радость от совместных дел. | Праздник «Поздравляем работников детского сада!» |
| мониторинг | |
01.10.- 15.10. | «Про зеленые леса и лесные чудеса» | 1.Лес – наше богатство ( закреплять знания о лесе, растениях леса, профессии леса, учить видеть красоту осеннего леса) 2.Кто живет в лесу дремучем.(подготовка животных к зимовке) 3.Почему птицы улетают на юг. (зимующие и перелетные птицы) 4.Безопасное поведение в лесу. | Развлекательная деятельность. «Лес полон сказок и чудес» КВН |
16.10.- 04.11. | «Моя Родина» | Дать детям представления о людях в древности, о прогрессе человечества. Расширять знания детей о родном крае, о государственном празднике страны, о Москве нашей столице. Закреплять знания о гербе, флаге, гимне России. Воспитывать любовь к родине, гордость за страну. | Праздник «Посиделки» |
5 – 10 ноября - мониторинг |
11.11 – 25.11. | «Что из чего сделано» | Обобщить знания детей о том, из чего сделаны вещи, материалы. Закреплять знания о свойствах деревянных предметах, пластмассы, стекла, глины. Расширять и формировать знания о ремеслах родного края. | Выставка « Дымковские игрушки», «Посуда нашего края» |
26.11.- 30.11. | Всемирный день матери. | Расширять знания детей о том , что у каждого человека есть мама. Мама – первое и всегда самое дорогое слово для каждого человека на Земле. Учить выражать благодарность своей маме, воспитывать внимательное отношение к маме.( Способы проявления и выражения эмоций, чувств разными способами) Педагогические и игровые ситуации (забота о маме – подать руку, подать или принести какой-либо предмет, помощь в домашних делах, уход вовремя болезни) | Выставка рисунков «Моя мама». |
01.12.- 15.12. | «Четыре стихии» | 1. Стихия воды (вода наш друг, вода наш враг) 2. Стихия воздуха.(подземный, земной транспорт, профессии, стихийные бедствия, поведение человека) 3. «Огонь – наш друг, огонь – наш враг» (история «приручения» огня человеком, правила безопасного повеления дома, в природе, на улице; труд пожарных). 4. Земля – наш друг | КВН (викторина) «Безопасное поведение» |
16.12.- 31.12. | Новый год. | Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года на Руси, в различных странах. Украшение новогодней елке на участке, зимние постройки. | Праздник «Новый год» |
10.01.- 15.01. | Зимние каникулы. (Святки) | Беседы о рождестве, святках. Заучивание калядок, песенок рождественских. Формировать знания о традициях русского народа, о народных гуляниях. Зимние развлечения на участке, спортивные мероприятия. | Развлечение на прогулке. |
16.01.- 25.01. | «Реки, речки и моря на земле текут не зря» | Расширять знания детей о круговороте воды в природе, вода в природе зимой, в водоемах, растительный и животный мир водоемов, воздушный транспорт, профессии).Проведение опытов, экспериментов. | Выставка детских работ. |
25.01.- 31.01. | «Планета Земля» | Знакомить детей в доступной форме с глобусом, континентами, с животными разных материков.(климатические зоны) Организация игр | КВН «Кто, где живет» |
01.02.- 05.02. | «Люди планеты Земля» | Расы, национальности. Расширять знания о жилье человека (дома – материал из которого построены дома людей) – вигвам, юрта, хижина, коттедж. Строительные профессии. | Художественное творчество (изготовление жилья человека) |
06.02 - 28.02. | «Человек» | 1.Мое здоровье. (органы слуха, вкуса, зрения) 2.Российская армия. (рода войск, патриотический дух) – проект. Расширять представления о российской армии. 3.Моя семья.(понятие, члены семьи, родственные отношения, домашний труд, нормы поведения, безопасность) | «День здоровья» «День защитника Отечества» |
01.03.- 08.03. | «Международный женский день» | Организовать все виды детской деятельности вокруг семьи, любви к маме, бабушке. Роль женщины в семье, женские профессии. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, воспитывать у мальчиков представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами. | Праздник «8 МАРТА» Выставка детского творчества. |
09.03-. 31.03. | Народная культура и традиции. | «Кто прославил нашу Родину» 1.Традиции и обычаи. (русская старина, народные песни, пляски, игры, кухня) Знакомить детей с народными традициями и обычаями. 2.Народное искусство (гжель, хохлома, дымка). Расширять представления детей об искусстве, о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, знакомить с народными песнями. плясками. 3. «Кто прославил нашу Родину» (Русские художники, поэты и писатели (А. С.Пушкин, К.И.Чуковский, С.М. Маршак, ), музыканты) .Воспитывать интерес к картинам русских художников (весна на картинах русских художников), к произведениям поэтов и писателей, гордость за своих соотечественников. Прививать любовь к поэзии, к искусству, учить видеть красоту. | Выставка детского творчества. День поэзии. |
28.03.-04.04. | Мониторинг. |
01.04.- 12.04. | «Космос» | Познакомить детей в доступной форме с планетами солнечной системы, рассказать о космонавтах, о космическом корабле .Воспитывать гордость за покорителей космоса. | Спортивный досуг «Мы – космонавты» |
12.04 – 25.04. | Весна. | Формировать у детей обобщенные представления о весне, о весенних изменениях в природе, приспособленности растений и животных к изменениями в природе. Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда. | Праздник «Весна – красна» |
25.04.- 09.05. | День Победы. | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. | Изготовление детских поделок, чтение стихов о войне |
10.05. 01.06 | «Этические дни» Мониторинг «День защиты детей» | Воспитывать культуру поведения, этику в разных ситуациях. | Праздник «Дружат дети всей Земли» |
Комплексное тематическое планирование чтение художественной литературы.
Месяц | Тема и цели 1-й недели занятия | Тема и цели 2-й недели занятия | Тема и цели 3-й недели занятия | Тема и цели 4-й недели занятия |
| | | | | |
октябрь октябрь | тема | Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам. | Чтение норвежской сказки «Пирог» | «Чтение главы из сказки А. А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Творческие задания. | Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» |
цели | Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм; учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним рассказы, сказки, отражающие их значение. | Учить детей находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев похожих сказок («Пирог», «Колобок»); учить замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использование в тексте. | Развивать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия. | Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения; познакомить детей с новыми фразеологизмами (душа в душу, водой не разольешь); учить придумывать другие окончания сказки. |