Примеры проявления старых стереотипов в содержании экологического образования дошкольников
1. Стереотип «человек — царь, хозяин природы» наиболее характерен для методической и художественной детской литературы 50—80-х годов. И только во второй половине 90-х годов он стал постепенно исчезать из дошкольной педагогической литературы. Данное выражение рассматривает человека как меру вещей, а объекты окружающей природы — прежде всего с точки зрения опасности или пользы для людей. Предполагается, что человек может изменять природу по своему усмотрению, для создания наиболее комфортных для своей жизни условий, без учета природных закономерностей.
2. Стереотип «вредные и полезные животные, растения». В широко распространенной до сих пор в экологическом воспитании дошкольников классификации живых организмов на «вредных, опасных и полезных» основной признак выделения групп также отражает потребительский подход к природе. В результате у дошкольников уже на подсознательном уровне формируется негативное отношение прежде всего к хищникам, ядовитым растениям, грибам. Зачастую дети оказываются в сложном положении: вначале воспитатель рассказывает об опасности, «вредности» ядовитых грибов, а затем — о том, что ко всем грибам нужно относиться бережно.
Почему появилось выражение «вредные», «полезные»? Полезными мы считаем животных, которых можем использовать в своих целях. Тех же, кто создает какие-либо неудобства человеку, мы наградили ярлыком «вредные». Все «вредные» животные и растения так или иначе конкурируют в борьбе с человеком за ресурсы, наносят урон урожаю и т.п. В одной из хрестоматий по природоведению, например, утверждается, что не все хищные птицы вредные, а только те, которые питаются птицами (на этих птиц охотится и человек). А вот их собратья, поедающие лесных мышей, полевок, признаны полезными, поскольку эти грызуны «губят (!) опадающие на землю плоды и семена деревьев, кустарников». Трудно даже определить, насколько такой подход антиэкологичен, какое отрицательное влияние оказывает он на формирование у детей представлений о природе. Как правило, в категорию «вредных» попадают и многие хищники (волки, которые нападают на овец; лисицы, которые крадут кур; орлы, ворующие цыплят, и т.п.). Употребление такой классификации правомочно с точки зрения сельского хозяйства (там определение «вредители» имеет свое обоснование), но не экологического воспитания, тем более детей младшего возраста. В результате такого подхода дошкольники делают вполне логичные выводы: чем меньше «вредных» животных, тем лучше, они не нуждаются в бережном отношении и охране.
Опыт свидетельствует: к начальной школе у детей уже сформированы представления о волке и других хищниках как о «плохих, злых» животных, а о зайцах и других травоядных — как о «хороших, добрых». Отсюда дети делают выводы: плохой волк не нужен, его можно убивать, а потому и нет смысла охранять.
Конечно, в преобразованной человеком природе, например, на полях, в огородах, на дачных участках у людей появляются конкуренты — «вредители», с которыми они вынуждены бороться. Но в эту борьбу приходится включаться прежде всего потому, что в искусственных сообществах не действуют законы, регулирующие равновесие в природе. Называя насекомых, птиц «вредителями сельского хозяйства», мы должны помнить о том, что в естественных условиях они играют отведенную именно им роль, их существование необходимо для поддержания природного равновесия. Возьмем комнатную моль: в естественных условиях она выполняет важную функцию (перерабатывает шерсть, мех погибших животных, то есть участвует в круговороте веществ). Поедая наши меховые шубы, эта бабочка честно выполняет ту роль, которую ей отвела природа. Откуда ей знать, что перед ней неприродный объект?
Обратите внимание: все «вредители» живут рядом с нами только потому, что мы сами создаем для них благоприятные условия — обеспечиваем пищей, водой, местообитанием. Почему в домах заводятся тараканы, мыши, а во многих городах наблюдаются вспышки численности крыс, ворон? Потому что люди создают для них комфортные условия — убежища, корм (пищевые отходы, мусор на свалках, крошки и т.п. в домах). В естественных же условиях количество всех этих животных также регулируется законами природы (ограниченное количество пищи, «враги», болезни).
Таким образом, мы должны четко разделять две среды: в одной из них — искусственной, созданной человеком, — законы природы действуют не в полном объеме. Поэтому численность многих опасных и нежелательных для нас животных, которых мы называем «вредными» (тараканов, крыс, мышей), должна регулироваться самими людьми. Но в естественных экосистемах все эти виды живут по законам природы и играют собственную роль в поддержании равновесия на планете. Именно в естественных условиях делить их на вредных и полезных бессмысленно.
3. Еще один пример распространенного в дошкольной педагогике подхода — объяснение необходимости бережного отношения к природным объектам, их охраны только с точки зрения использования человеком. Выражения «Лес — наше богатство, потому что он дает нам ягоды, грибы, орехи», «Природа — наше богатство, потому что она дает нам...» в качестве аргументации необходимости бережного отношения к природе употребляют 82% педагогов дошкольных учреждений, работающих в области экологического воспитания. Если же следовать подобной логике, то лес, в котором человеку нечем поживиться, в охране не нуждается! Поэтому, может быть, призывая ребят беречь лес, мы крайне мало говорим о важности охраны болот, роль которых в поддержании экологического равновесия столь же велика. Бесспорно, мы должны объяснять детям, как используются природные ресурсы, что они значат для человека. Но прежде всего следует сказать о самоценности природы, а лишь затем — о том, как мы ее используем.
Довольно часто в качестве экологической тематики педагогами предлагаются занятия «по ознакомлению с полезными лекарственными растениями, с их внешним видом, условиями сбора и главное — перечислением болезней, от которых они излечивают». Информация о лечении конкретными травами конкретных заболеваний (печени, почек и т.п.) в первую очередь представляет интерес для самих воспитателей и не очень интересна 4—6-летним детям, которые не всегда четко представляют, где эти самые почки находятся. В лучшем случае в конце таких занятий предлагается бережно относиться к лекарственным растениям (но опять же подразумевается — за то, что они нам нужны).
В результате такого «экологического воспитания» у дошкольников усиливается потребительское отношение к окружающему миру, формируется представление о необходимости бережного отношения только к объектам природы, имеющим практическое значение, и необязательности такого отношения к «бесполезным» для него объектам, что противоречит формированию представлений о самоценности всех видов без исключения.
4. Помимо деления объектов окружающего мира на полезные и бесполезные, наблюдается и деление на красивые и безобразные (формируется соответствующее отношение ребенка), опасные и неопасные. При такой оценке большое значение имеет отношение самого воспитателя к тому или иному объекту. Так, в конспекте экологического занятия одного из детских садов утверждается, что «медуз трогать нельзя, потому что они жгутся!» (об этом нужно сказать, но для экологического занятия этого мало, необходимо обратить внимание и на то, что медузы выполняют свою функцию в сообществе моря, на их красоту, необычный облик, на то, что нельзя изымать эти существа из моря, как это делают многие отдыхающие, и т.п.).
Эмоционально окрашенное отрицательное отношение взрослого к тем или иным объектам хорошо прослеживается во многих работах по экологическому образованию дошкольников и крайне негативно сказывается на восприятии этих объектов (пауков, змей, жаб, лягушек) детьми. Классическим примером подозрительного отношения человека к птицам является кукушка. Вроде бы и на вид симпатичная, и «года накукует», но есть у нее одна нехорошая, с точки зрения человека, черта — подбрасывать собственные яйца в чужие гнезда, как бы бросать своих детей.
Во многих программах по экологическому воспитанию, методических рекомендациях знакомство детей с царством грибов ограничивается изучением съедобных и ядовитых, что важно с точки зрения безопасности ребенка, но никак не отражает роль грибов в круговороте вещества, образовании почвы (что важно с точки зрения экологического воспитания). Так, у большинства детей 5—6 лет уже сформировалось отрицательное отношение к ядовитым грибам, растениям, что выражается в определениях «плохие», «злые», «ненужные».
Взрослые нередко позволяют себе в присутствии ребенка выражения типа: «Фу, какая гадость! Какой неприятный, брось его (ее) сейчас же!» Как уже отмечалось, обычно это относится к лягушкам, ужам, дождевым червякам. На вопрос «Почему вы не любите тех или иных животных?» большинство воспитателей отвечали: «Они мокрые, скользкие, голые, неприятные и т.п.». Однако в присутствии детей свои эмоции нужно сдерживать. У ребенка этого возраста часто эмоциональное неприятие животного переходит в практическую плоскость: гадкий червяк — нужно его раздавить.
Несомненно, восприятие красоты природы усиливает эмоциональное к ней отношение ребенка, является крайне важным воспитательным моментом. Однако с точки зрения экологического образования необходимо еще и показать ребенку, что внешний вид любого организма — это его приспособление к жизни в определенных условиях, научить видеть красоту как проявление целесообразности, понимать необходимость существования любого организма независимо от наших симпатий и антипатий. Не обязательно любить всех животных, но уважать все формы проявления жизни — необходимо.
Однако в целом, как показывает опыт, нам всем крайне сложно отойти от сложившихся стереотипов, отражающих традиционный подход. Даже если педагоги понимают относительность понятий «плохой» — «хороший» по отношению к объектам природы, их оценка природных объектов все равно отражает потребительский подход.
Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического воспитания дошкольников. С позиции биоцентризма (экоцентризма) живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе. Оценочные суждения могут применяться только для характеристики поступков человека по отношению к миру природы, животные же не могут поступать плохо или хорошо, их поведение определяется биологическими законами. Несомненно, элементарные знания о лекарственных, ядовитых, съедобных растениях, грибах необходимы детям, однако не эти сведения должны составлять ядро экологических знаний. Дети должны получить представление о том, что в бережном отношении нуждаются все организмы без исключения, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека. Наша цель — показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.
5. Еще ряд стереотипов, распространенных в дошкольной экологической литературе, — «улучшать природу», «помогать природе», «умножать ее богатства». Все эти выражения имеют право на существование, но только в том случае, если параллельно ребенку дается информация о необходимости соблюдения человеком законов природы. На практике же стремления людей «улучшить» природу часто оборачиваются негативными последствиями. Акцент на необходимости улучшать природу, приумножать ее богатства, в сущности, отражает подход с позиции «Человек — хозяин природы». С этим стереотипом нам, пожалуй, сложнее всего расстаться. Людям трудно осознать и признать тот факт, что дикая природа прекрасно живет по своим собственным законам, обходится без помощи человека. Иногда его стремление «помочь» оборачивается непредсказуемыми последствиями, так как помощь эта не учитывает природные закономерности. В одном ряду с этим стереотипом стоят и такие широко распространенные утверждения: «сажать деревья (растения) — хорошо», «улучшать природу — хорошо». Естественно, когда мы сажаем деревья в городе, в парках, вдоль дорог, у своего дома — это прекрасно, таким образом мы улучшаем среду своего обитания. Но и при этом надо знать: где, когда и какие растения высаживать. Ведь не секрет, что многие саженцы со временем погибают, потому что не были учтены требования этих растений к условиям обитания.
Стремясь «улучшить» природу, человек завозил чужеземные виды растений и животных в новые местообитания. Считалось, что обогащение флоры и фауны пойдет им только на пользу. Сейчас общеизвестны отрицательные последствия интродукции растений и акклиматизации животных: многие новые виды стали вытеснять местные, нарушая природное равновесие, захватывая значительные территории. Когда австралийцы сажали вокруг своих домов колючие растения-изгороди, они были уверены, что делают благое дело, улучшают свою родную австралийскую природу. Но прошло время, и «колючка» стала уходить от человека, самостоятельно заселяя окрестности. И теперь люди были вынуждены бороться с тем растением, которое так заботливо сажали.
Нужно помогать животным, растениям, живущим рядом с нами, заботиться о них: это могут быть деревья возле нашего дома, растения цветника, голодающие зимой городские птицы — одним словом, те, кто зависит от нас, наших действий. Уход за живыми организмами, забота о них оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребенка. Но при этом он должен понимать: в дикой природе помощь человека, если она действительно необходима, должна быть хорошо продумана. Опрос показывает, что большинство старших дошкольников и младших школьников убеждены в том, что за всеми деревьями надо ухаживать, а вопрос «Как же растут деревья в лесу?» многих из них приводит в замешательство.
В природе многие правила, законы не могут быть оценены с точки зрения человеческой морали. В голодные годы у некоторых хищных птиц, имеющих всего двух птенцов, старший забивает насмерть младшего. С точки зрения человека — это ужасно, но с точки зрения природы — целесообразно. Для выживания вида лучше иметь в потомстве одного сильного птенца, чем двух слабых, которые не смогут иметь собственное потомство. Все приведенные выше примеры показывают, что воспитание моральных качеств ребенка должно сочетаться с элементарными знаниями о природе.
Таким образом, необходимо разделять действия людей в окружающей среде и в природных условиях. Ребенок уже с детства должен понимать, что «улучшать природу», «помогать» ей можно только в измененной человеком среде: в городе, поселке, парке, на участке детского сада, в живом уголке. В естественных же условиях любая деятельность, в том числе и «помощь», должна строиться с учетом законов самой природы.