B. Понимание различных грамматических форм словоизменения
1. Дифференциация единственного и множественного числа имён существительных
СТОЛ- СТОЛЫ
ДОМ-ДОМА
СТУЛ-СТУЛЬЯ
ДЕРЕВО-ДЕРЕВЬЯ
БЕРЁЗА-БЕРЁЗЫ
2. Понимание предложно – падежных конструкций со следующими предлогами:
В, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО
В-ИЗ, НА- С, ПОД- ИЗ-ПОД
C. Дифференциация форм словообразования
1. Дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов
ДОМ-ДОМИК
СТУЛ-СТУЛЬЧИК
ОДЕЯЛО-ОДЕЯЛЬЦЕ
ПОДУШКА-ПОДУШЕЧКА
ЗАМОК-ЗАМОЧЕК
2. Дифференциация существительных, образованных с помощью суффикса ИНК:
ВИНОГРАД-ВИНОГРАДИНКА
БУСЫ-БУСИНКА
РОСА-РОСИНКА
3. Дифференциация глаголов с различными приставками (шёл, ушёл, зашёл, вошёл, отошёл, вышел, перешёл)_____
D. Понимание словосочетаний и простых предложений
1. Понимание словосочетаний:
«Покажи ключом карандаш»_____________________________________________________
«Покажи ключ карандашом»_____________________________________________________
«Где собака хозяина, хозяин собаки?»______________________________________________
«Где мама дочки, дочка мамы?»___________________________________________________
2. Понимание простых распрострвнённых предложений
Покажи картинку: Девочка рвёт цветы, Девочка играет в мячик, Девочка убирает комнату.
3. Понимание смысла вопросов
§ Кого ловит девочка?
§ Чем девочка ловит бабочку?
§ Кто ловит бабочку?
4. Понимание сложноподчинённых предложений и сложных логико – грамматических конструкций (с 6 лет)
§ Петю догоняет Миша. Кто бежит первым?_________________________________________
§ Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади?________________________________________
§ Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш?_________________
§ Папа читал газету после того, как пообедал, Когда папа читал газету: до или после обеда?_
______________
5. Понимание связной речи_________________________________________________________
_____________________
ВЫВОД:__________________________________
XX. Состояние активного словаря
Номинативный словарь
a. Знание названий конкретных предметов (назвать картинки по лексическим темам – одежда, обувь, домашние и дикие животные, посуда ит.д.)___________________________
_____________
b. Наличие обобщающих слов (назвать одним словом группу однородных предметов)______
______________
______________
c. Знание частей тела, частей предметов, название профессий;
С 5 лет:
§ Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др._______________________
§ Части одежды: рукав, воротник, пуговица__________________________________________
§ Части мебели: спинка, ножка, сиденье_____________________________________________
§ Части машины: дверца, колёса, руль, кабина________________________________________
С 6 лет:
§ Части тела: локоть, колено, плечо, пальцы, ноготь.__________________________________
§ Части одежды: воротник, манжета, петля__________________________________________
§ Части мебели: спинка, ножка, сиденье_____________________________________________
§ Части машины: кузов, кабина, фары, мотор_________________________________________
§ Части окна: рама, подоконник, стекло______________________________________________
§ Название профессий:____________________________________________________________
Предикативный словарь
С 5 лет:
§ Что ты делаешь в течении дня? (утром, днём, вечером)_______________________________
______________
§ Как передвигаются птицы и разные животные?______________________________________
______________
С 6 лет:
§ Какие звуки издают разные птицы и животные? (лошадь ржёт, ворона каркает и т.д.)_____
_____________________
§ Кто что делает? ( с использованием названий профессий людей)_______________________
_____________________
Повар_______________
Портниха ____________
Художник ___________
Писатель ____________
Строитель ___________
Атрибутивный словарь
§ Обозначение цвета предметов (белый, чёрный, красный, синий, зелёный – с 4 лет; коричневый, розовый, голубой, оранжевый – с 5 лет)_________________________________
§ Обозначение формы предметов (круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный)________________________________________________________________
Подбор антонимов (с 6 лет)
ДОБРО –
БОЛЬШОЙ-
ПОДНИМАТЬ-
ГОРЕ-
ШИРОКИЙ-
ДАВАТЬ-
ДРУГ-
ВЫСОКИЙ-
ПОКУПАТЬ-
XXI. Состояние грамматического строя речи
A. Состояние функции словоизменения
a. Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа( с 4 лет):
СТОЛ-
СЛОН-
РОТ-
ОКНО-
ПЕНЬ-
КУКЛА-
РУКАВ-
ЛИСТ-
СТУЛ-
ЛЕВ-
УХО-
ГЛАЗ-
ДЕРЕВО-
ВОРОБЕЙ-
СОН-
b. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
У меня есть карандаш (кукла)____________________________________________________
У меня нет_____
Я рисую_______
c. Употребление формы родительного падежа множественного числа (Много чего?) – с 5 лет
ШАР-
БЕРЁЗА-
ДЕРЕВО-
МЯЧ-
СТОЛ-
ЧАШКА-
ЛИСТ-
КЛЮЧ-
ДОМ-
КНИГА-
СТУЛ-
КАРАНДАШ-
d. Употребление падежных конструкций с предлогами:
В, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО
e. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе
ШАР-
МАШИНА-
ПЛАТЬЕ-
КАРАНДАШИ-
f. Согласование существительных с числительными 2 и 5 (один стол, два стола, пять столов)
ДОМ-_________________________2_________________5____________________________
КУКЛА-_______________________2________________5_____________________________
МЕДВЕДЬ-____________________2________________5______________________________
ДЕРЕВО-______________________2________________5______________________________
ЛИСА-________________________2________________5______________________________