Мероприятия и методы, повышающие уровень этичности трудового коллектива
В целях повышения этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников педагогического коллектива можно использовать следующиемероприятия и методы.
1. Корпоративные этические кодексы описывают систему общих ценностей и правил этики, которых, по мнению организации, должны бы придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно организации доводят этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов.
2. «Карты этики» - набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам.
3. Этический аудит.Под аудитом (в переводе с латинского – «слушание») понимают всякую выполняемую независимым экспертом проверку какой-либо деятельности. Этический аудит – это практика систематического анализа степени, в которой действия организации соответствуют этическим нормам. Способствует формированию этических приоритетов; анализу успехов и ошибок менеджмента; укреплению обратной связи и непрерывному совершенствованию организации.
4. Комитеты по этике. Одни организации создают постоянные комитеты по этике для оценки повседневной практики с точки зрения этики, почти все члены таких комитетов - руководители высшего уровня; другие не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката - выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции «социальной совести» организации.
5. Обучение этичному поведению. При этом работники знакомятся с профессиональной этикой на специально организованных занятиях, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Включение профессиональной этики как предмета в вузовские курсы подготовки специалистов способствует тому, что обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы.
6. Этическая экспертиза представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации (или конкретного проекта), которая вызывает обеспокоенность руководства, персонала или общественности и может повлиять на имидж и перспективы организации. Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата и моральной респектабельности организации, а также внесение коррективов в практику деятельности организации (или ее конкретных проектов);
7. Этическое консультирование проводится тогда, когда проблемы организации не могут быть решены силами самой организации (или в ней отсутствуют соответствующие структуры) из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике со стороны.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие модели деловых отношений вы можете назвать и охарактеризовать? Какие достоинства и недостатки есть у каждого из них? Какой из них предпочтительнее именно для вас как будущего сотрудника учебного заведения?
2. Является ли современная школа, по вашему мнению, разновидностью корпорации?
3. Каковы ваши впечатления об отношениях коллег в учительской после педагогической практики? Укажите на «плюсы» и «минусы». Что бы Вы хотели сохранить и от чего избавиться?
4. Отвечает ли ваш коллектив – университет, факультет, группа – необходимым требованиям отношений «по горизонтали»? Довольны ли вы отношениями, которые складываются в нем? Ощущаете ли свою общность с коллективом?
5. Какие слои, составляющие структуру коллектива, существуют в вашей группе? К какому слою вы отнесете себя? К выполнению какой из «ролей» вы наиболее склонны? Как вы считаете, умение диагностировать себя и других может способствовать установлению оптимальных отношений «по горизонтали» в трудовом коллективе?
6. Какие стили руководства учреждением вам известны? Какой из них предпочтителен для вас – как подчиненного и как будущего руководителя?
7. Проанализируйте обобщенный портрет руководителя учебного заведения, составленный из высказываний преподавателей. Определите, каков стиль его руководства? Насколько легко или сложно работать с таким преподавателем и почему?
- «Предельно организованна, в полном смысле слова человек дела. Решая любой вопрос, мгновенно оценивает обстановку и отношение к данной проблеме в коллективе. Ее внутренняя ориентация – справедливость. Необыкновенно умеет создавать рабочую атмосферу, терпеливо выслушивает предложения по совершенствованию учебного процесса. Требовательна, когда дело не требует отлагательств».
- «Суха, строга, почти сухарь. Не терпит медлительности, иронизирует над переливанием из пустого в порожнее, посмеивается над любителями пофилософствовать. Человек дела».
- «Резкостью, определенностью суждений сбивает с толку непосвященных в дело. За внешней сухостью прячет доброту. Первое видят все, другое – не каждый. К людям относится предельно объективно. И ко всем – с большой верой, с большой заботой и расположением, чем обезоруживает».
8. Ознакомьтесь с правилами Д. Карнеги, соблюдение которых, по его мнению, позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды (Приложение 3). Принимаете ли вы эти правила? Можете ли предложить свои рекомендации?
Приложение 1
Служебный роман
Существует несколько универсальных советов, которых следует придерживаться на работе двум влюбленным, дабы сохранить в балансе и личные чувства, и расположение коллектива, и душевное равновесие, и служебную субординацию, и, как следствие, перспективы карьеры.
Прежде всего, следует осознать для себя – настоящий у вас роман или банальная интрижка, потому что от этого зависит выбор единственно правильной для каждого случая линии поведения.
Если интуиция говорит, что это всего лишь поверхностное увлечение, а не глубокая привязанность, то на начальном этапе еще довольно легко сделать паузу и быть хозяином самому себе. Все-таки работа обладает не меньшей ценностью, чем личная жизнь, поэтому вряд ли кто-то захочет расплачиваться ею за мимолетные связи. Как только вы определяете какое-то явление как несерьезное, возможно, даже легкомысленное, его смысл и значимость сужается до размера слов. Отнеситесь к тому, что происходит (но не к партнеру!), снисходительно, и вы тут же увидите, как все станет на свои места.
Другое дело, когда отношения с коллегой выходят на качественно иной уровень. Между вами традиционный конфетно-букетный период с соответствующим накалом страстей, и все окружающие вовлечены в это действо, находясь как бы в центре реалити-шоу. Они ждут развязки и практически все поддерживают вас (за исключением, может быть, некоторых «борцов за правду» и отвергнутых претендентов). Те же, кто по статусу и должности имеет право и возможность влиять на вашу дальнейшую карьеру, подмечают, как вы себя ведете в состоянии эйфории, и более придирчиво оценивают результаты вашего труда.
Вот несколько простых, но полезных рекомендаций на период ухаживаний, с помощью которых можно держать ситуацию под контролем или же поворачивать ее в свою пользу.
Постарайтесь сохранить теплоту отношений и частоту контактов с другими коллегами: вполне может случиться, что с ними придется общаться гораздо дольше, поэтому их расположение еще не раз пригодится.
Ни в коем случае не нарушайте график работы. Даже если у вас принято оставаться в офисе после окончания рабочего дня, ничего не меняйте, и партнер пусть поступает так же.
Демонстрируйте симпатию открыто, делитесь своим хорошим настроением со всеми остальными, не отказывайте никому в улыбке, помощи, содействии.
Если правильно использовать ту неуемную энергию, которую дает романтический настрой, то дело будет спориться гораздо легче, непринужденнее, и результаты не заставят себя ждать.
Переходим к тому моменту, когда вы уже вместе. Здесь вмешивается еще один фактор – суровое общественное мнение, поэтому, чтобы различные «доброжелатели» не испортили вам жизнь, стоит придерживаться еще нескольких правил.
Ни выпячивайте демонстративно ваши отношения, но и не прячьте их: пусть все выглядит само собой разумеющимся – это быстро охладит к вам интерес.
Проявляйте максимум уважения к партнеру и всем другим коллегам, даже к тем, которые испытывают к вам открытую неприязнь, – вскоре они пересмотрят свою позицию.
Попробуйте приобрести какую-то новую положительную привычку, от которой будет приятно и вам, и окружающим.
Главное – на работе вы работаете, и этой цели должно быть подчинено все пребывание там. Будьте результативны, и тогда любые пересуды будет вам нипочем: это покажет еще большую вашу цельность и собранность, добавив вам дивидендов.
Помните, что приносить с собой любые ссоры на работу запрещается. В этом состоянии вы будете неэффективны, привлечете к себе больше нежелательного внимания и рискуете снискать славу человека, не способного держать себя в руках.
Несколько слов необходимо сказать и о ситуациях отсутствия взаимности. В этом случае будьте просто вежливы, постарайтесь ничем не обидеть проявляющего к вам интерес человека, демонстрируйте ему ваше дружеское расположение, но с прохладой – это позволит избежать возможной агрессии или истерик. Приветствие должно быть отрешенным (так вы не будете «подкармливать» надежду); старайтесь не оставаться наедине и в целом берегите чужие чувства, отказавшись от попыток уязвить чье-то достоинство и потешить при этом свое самолюбие.
Если безответные чувства испытывает к вам кто-либо из вышестоящих по должности, следуйте тем же рекомендациям, и вас будут уважать за тактичность и бережное отношение к другим. Правда, может сложиться и так, что в это время у вас возникнет роман на работе с кем-то еще… Что ж, тогда остается только пожелать равновесия и удачливости канатоходца.
Когда же в подобном незавидном положении находитесь именно вы, подумайте о том, что не все желаемое и любимое в этом мире можно получить в собственность. Ведь можно просто созерцать – присваивать необязательно. Более того, вы способны получить гораздо больше расположения в статусе друга, что откроет для вас более длительные, глубокие, открытые, искренние отношения.
Помните, с кем бы ни сложился ваш служебный роман, каков бы он ни был, какими бы вы ни оказались разными со своим партнером, этот жизненный опыт для вас бесценен. Он хранит в себе столько даров, столько открытий в себе, людях, отношениях, возможностях – во всем абсолютно! Возьмите из этих отношений все необъяснимое и неописуемое, чего нельзя понять, кроме как испытав на себе, пропустив через чувственную сферу. Возьмите, сколько сможете, счастья, мудрости и, конечно же, успеха. Как бы ни развивались события, к чему бы они ни привели – это все опыт, который играет вам только на руку и всегда на вашей стороне.
Психолог проекта Работа@Mail.Ru
Виктория Аладьина
Приложение 2
Завоевать карьеру
Как известно, карьера является социальным лифтом, а для мужчины это вообще половина смысла жизни. Профессиональный рост бывает вертикальным и горизонтальным, и нужно четко понимать, чего вы хотите, каковы ваши наклонности и пределы возможностей, чтобы не терять времени и сразу определиться со стратегией.
Вертикальная карьера предполагает последовательное повышение социальных статусов за счет перехода на новые уровни административного положения. Этот процесс сопровождается расширением полномочий и ответственности, увеличением власти, заработной платы и бонусов, а также сменой круга общения.
Горизонтальная карьера – это развитие своего мастерства в профильной сфере и расширение профессионального кругозора за счет смежных областей. То есть социальный статус человека изменяется в соответствии с его ценностью на рынке труда как специалиста. При этом доходы могут расти, но род занятий остается прежним. Эта стратегия оптимально подходит для тех, кому принципиально не важна или не подходит деятельность, связанная с постоянным общением, организацией работы подчиненных и вообще отсутствием спокойного погружения в свое дело. Также по этому пути следует идти тем, кому само занятие интереснее коммуникации (например, программистам, ученым и т.п.).
Наибольшего успеха достигает тот, чья стратегия соответствует его способностям, поэтому проявляйте мудрость и интуицию, трезво оценивайте свои качества – и они станут вашим трамплином.
Определившись со стратегией, приступайте к построению карьерного плана. Подумайте, кем вы себя видите через 10 лет, и на основании этого делайте обратный отсчет. Такая техника даст вам четкую картину необходимого времени и пошаговый алгоритм достижения целей.
Перечислите все профессиональные качества, которые требуется для желаемой должности. Исключите мечтания, просто опишите наиболее эффективных руководителей, которых вы лично считаете образцом для подражания. Затем подробно охарактеризуйте их с точки зрения личных качеств, распишите график их жизни, как и с кем они проводят рабочее и свободное время, каким занятиям отдают приоритеты, что читают, какие фильмы смотрят и т.д. Обязательно ознакомьтесь с историями тех, кто, по вашему мнению, является успешным: такие люди часто дают полезные рекомендаций – следуйте им.
Теперь проанализируйте собственный график: найдите в нем наименее эффективные способы времяпрепровождения и внесите корректировки. Через десять лет вам необходимо достичь конечного пункта своего плана, а значит, нужно придерживаться советов и образцов поведения тех, кто уже проделал этот путь. Учитесь, но при этом вырабатывайте собственный стиль.
Далее, исходя из принятой стратегии, в обратном порядке распишите, каков должен быть ваш уровень через 5 лет, 3 года, год. Всегда упрощайте процесс до элементарных шагов, продумывайте их последовательность.
Включите в свой план систему непрерывного обучения: ни один год не должен быть упущен, поэтому обязательно проходите курсы повышения квалификации или самостоятельно приобретайте требуемые знания и умения. Читайте не менее 30 страниц в день, обзаведитесь аудиокнигами, если часто находитесь за рулем. Помните, что никакое качество не приобретается одним только намерением.
При постановке карьерных целей полностью раскрывайте для себя их параметры – это дает возможность сконцентрироваться, лучше понять, чего именно вы хотите, быть честным перед собой и более конкретным в формулировках. Точность в определении цели – это основа ее успешного достижения.
Теме целепостановки посвящено много литературы, прочтите хотя бы пару небольших книг, а лучше сходите на хороший тренинг. Никогда не жалейте времени и разумных денег на обучение: инвестиция в себя является единственно беспроигрышной, ведь дивиденды вы получаете всю жизнь.
Выстроив алгоритм на десять лет вперед и разбив его по годам, уменьшайте фокус до каждого квартала, месяца, недели и дня. Четко придерживайтесь намеченного плана и научите всех вокруг учитывать ваши интересы – это качество необходимо вырабатывать с самого начала, так как оно очень пригодится в дальнейшем, когда карьера пойдет в гору.
Никогда не забывайте, что полноценная жизнь состоит не только из работы, но развивается во всех направлениях одновременно. Перекос в какую-то одну сторону означает топтание на месте.
Если вы уже достигли определенного успеха и можете себе позволить дополнительные расходы, задумайтесь о коучинге. Выберите подходящего тренера, который будет работать с вами лично и не позволит вам ни жалеть себя, ни лениться, и вы увидите, насколько быстро поднимитесь по карьерной лестнице.
Всегда помните формулу успеха:
(ТЦ х ЧП)/В = Э (У)
где ТЦ – точность в определении цели, ЧП – четкость в планировании, В – время, Э – эффективность, У – успех.
Психолог проекта Работа@Mail.Ru
Виктория Аладьина
Приложение 3
ДЕЙЛ КАРНЕГИ: «ДЕВЯТЬ ПРАВИЛ. СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ПОЗВОЛЯЕТ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЛЮДЕЙ, НЕ ОСКОРБЛЯЯ ИХ И НЕ ВЫЗЫВАЯ У НИХ ЧУВСТВА ОБИДЫ»
Правило 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
Правило 3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.
Правило 4. Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать.
Правило 5. Давайте людям возможность спасти свой престиж.
Правило 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех.
Правило 7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
Правило 8. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.
Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.