Оценка и учет успеваемости
Результаты текущего и итогового контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в оценке, которая отражает степень выполнения определенного комплекса учебных задач и фиксируется в виде отметок в классном журнале. Оценка успеваемости по физической культуре основывается на общепедагогических принципах, но имеет свою специфику, проявляющуюся в том, что она складывается из оценивания уровня усвоения знаний, уровня сформированности двигательных умений и развития физических качеств. Оценка должна быть объявлена и прокомментирована учителем. Важно, чтобы в поле зрения учителей были не только самые сильные или только слабые ученики. Весьма важно обеспечить объективность оценки успеваемости за счет
13 Заказ № 1160 225
понятных учащимся ее критериев, исключающих влияние показателей поведения и прилежания.
В школьной практике принята следующая градация оценок: «5»—упражнение выполнено правильно, точно и уверенно; «4»— допущено не более двух ошибок, ведущих к неточному выполнению деталей техники; «За—упражнение выполнено с одной ошибкой, ведущей к искажению основы техники, или тремя — приведшими к неточному выполнению деталей; «2»—упражнение вылолнеио с существенными искажениями основы техники или с более чем тремя другими ошибками; «1»—упражнение не выполнено. Не менее важно определить соотношение оценки за технику и результат выполнения количественной нормы, определяемой учебной программой для каждого класса.
На этапе предварительного контроля оценка, как правило, не выставляется, однако учегг данных этого контроля, фиксируемых в специальных протоколах или рабочей тетради учителя, необходим. В дальнейшем он явится точкой отсчета для определения сдвигов в усвоении техники упражнений и развитии физических качеств.
При текущем учете оценивается выполнение учебных заданий с выставлением оценки в классный журнал. Количество оцениваемых учеников может быть различным. В процессе урока текущая оценка может быть выставлена за любой из компонентов учебно-познавательной деятельности учащихся отдельно: за усвоение техники физических упражнений, за усвоение знаний, за достижение количественных показателей в выполнении двигательного действия. В конце урока может быть выставлен поурочный балл, обобщающий все полученные учеником оценки.
При начальном разучивании допустимо оценивание упражнений в облегченных условиях, при совершенствовании — в усложненных условиях (в комбинациях, в игре, в соревновательной обстановке). На уроках изучения нового или закрепления пройдея-вого материала оценивание осуществляется выборочно, на контрольных уроках — фронтально или группами.
Итоговая оценка за усвоение темы, а также четвертная и годовая имеют обобщенный характер и выводятся с учетом всех текущих оценок и результатов выполнения домашних заданий. Итоговый учет успеваемости заключается в выставлении оценки за четверть {в старших классах — за полугодие) на основе данных текущего учета, а оценки за год — на основе четвертных (полугодовых). Наибольший удельный вес при этом приобретают оценки, полученные в конце изучения конкретной темы или раздела программы.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Внеклассная работа представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время.
I
I
Значение. При многообразии используемых средств и методов, форм организации занятий внеклассная работа способствует более полному и качественному решению основных задач физического воспитания школьников, осуществляемого в системе обязательных уроков по предмету «Физическая культура», содействует проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом упражнений, развивает социальную активность занимающихся.
Задачи. С учетом места в системе физического воспитания школьников и образовательно-воспитательных возможностей внеклассная работа призвана содействовать:
— вовлечению в систематические занятия физическими уп
ражнениями возможно большего количества школьников;
— расширению возможностей более качественного усвоения
учебного материала и повышения успеваемости по предмету «Фи
зическая культура»;
— формированию умения и привычки самостоятельно исполь
зовать средства физического воспитания в повседневной деятель
ности в целях оздоровления, предупреждения умственного пере
утомления, собственного физического совершенствования и полез
ного проведения свободного времени;
— обеспечению готовности к выполнению норм и требований
комплекса ГТО;
— выбору спортивной специализации и достижению результа
тов на уровне нормативных требований спортивной классифика
ции для соответствующего возраста;
— выявлению лучших спортсменов и подготовке их к участию
во внешкольных соревнованиях за команду школы;
— подготовке общественного физкультурного актива школы.
Отличительные особенности. При единой целевой направленности внеклассная работа отличается от учебной, проводимой на уроках физической культуры, следующими особенностями: во-первых, она организуется на добровольных началах, которые проявляются в том, что содержание и формы занятий определяются самой школой с учетом конкретных условий работы, а учащимся предоставляется право выбора видов занятий; во-вторых, работа строится на основе широкой общественной активности занимающихся, объединенных в коллектив физической культуры, при постоянном контроле и руководстве их деятельностью со стороны администрации, членов педагогического коллектива и родительской общественности; в-третьих, педагогическое руководство в процессе внеклассной работы приобретает в большей мере консультативно-рекомендательный характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся в проведении различных форм внеклассной работы.
Формы организации работы. Различают две формы организации внеклассной работы:
1. Групповые занятия (представлены урочными формами их организации) проводятся по твердо установленному расписанию
15'
с ограниченным, но относительно постоянным составом занимающихся, объединенных в учебные группы кружка физической культуры, секции ОФП, спортивной секции, группы ГТО.
I |
2. Массовые физкультурные мероприятия представлены неурочными формами организации занятий — туристские походы, соревнования, праздники физической культуры. Они носят, как правило, эпизодический характер, проводятся с неоднородным, периодически меняющимся контингентом с охватом учеников всей школы, части классов, выделяемых обычно по учебным параллелям, или отдельного класса. Главным признаком их является простота правил и условий участия, доступность содержания каждому участнику независимо от его подготовленности.
Разновидности организации групповых занятий. Неоднородность контингента школьников по возрасту, физкультурным интересам, уровню физической подготовленности обусловливает целесообразность организации внеклассных занятий в нескольких ва-.риантах:
1. Кружок физической культуры — основная форма
проведения групповых занятий с учащимися младших классов.
Исходя из условий и количества желающих выбирается один из
вариантов организации кружка: для каждого класса в отдель
ности, для всех учеников начальной школы, для отстающих в ус
воении программного материала, отдельно для девочек и мальчи
ков. Внутри кружка выделяются учебные группы по 20—30 чело
век. Занятия проводятся один-два раза в неделю по 45 мин.
Задачи: а) активизация двигательного режима младших | школьников; б) расширение круга специальных знаний и двига- ([ тельных умений учащихся; в) формирование интереса к занята- " ям физическими упражнениями.
Направленность содержания занятий должна обеспечивать разностороннее физическое развитие учащихся, овладение ими «школой движений», формирование правильной осанки, улучшение качества усвоения материала учебной программы. В занятия включаются главным образом упражнения школьной программы, но выполняемые в усложненных условиях и преимущественно в игровой форме. Например, строевые упражнения — с ограничением лимита времени, общеразвивающие — с сочетанием движений различными частями тела и т. п. Для развития двигательных качеств шире, чем в уроке, применяются игры и эстафеты с элементами спортивных соревнований. Это содержание целесообразно дополнить регулярным проведением прогулок с играми на местности, катанием на коньках и т. п. Использование средств носит преимущественно комплексный характер. Распределение видов упражнений в годовом планировании определяется последовательностью программного материала обязательных уроков.
2. Секция общей физической подготовки являет
ся одной из форм дополнительной работы по предмету «Физиче
ская культура» и переходной ступенью к специализированным
занятиям спортом. Она создается для желающих улучшить свою
физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации а том или ином виде спорта. Из принятых в секцию формируются учебные группы по 20—25 человек в соответствии с возрастом н полом, уровнем физитеской подготовленности. Занятия проводятся два раза в неделю по 45—60 мин. Задачи: а) приобщить возможно большее количество школьников к организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации; б) улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе содействовать успешному выполнению требований учебной программы.
3. Группы подготовки к выполнению норм комп
лекса ГТОсоздаются в соответствии с положением о комплек
се и имеют основной задачей обеспечить необходимую подготовку
к выполнению норм и требований соответствующих ступеней комп
лекса ГТО. Они отличаются от секций ОФП, во-первых, подходом
к комплектованию групп и планированию работы; во-вторых, бо
лее дифференцированной направленностью средств; в-третьих,
сроками функционирования. Группы формируются в соответствии
с видами упражнений комплекса ГТО (группы бега, прыжков,
лыжной подготовки и т. д.) из учащихся одного класса или не
скольких, попадающих в рамки возрастной градации определен
ной ступени комплекса ГТО. Основной критерий отбора—уровень
готовности учеников к выполнению конкретных норм. Если уча
щийся выполнил норму, он может прекратить занятия или перей
ти в группу по другому виду. Занятия строятся на базе общей
физической подготовки с использованием упражнений школьной
программы и комплекса ГТО. Большее внимание, чем на уроках,
уделяется воспитанию физических качеств. Органической частью
содержания работы является проведение контрольных испыта
ний по видам упражнений с целью предварительной проверки
готовности занимающихся к выполнению норм. Прием зачетных
норм осуществляется на официальных соревнованиях. Сроки функ
ционирования групп н планирование работы определяются обще
школьным графиком сдачи норм комплекса ГТО.
4. Спортивные секциЕ! создаются для желающих зани
маться одним из вндов спорта.
Задачи: а) приобщить наиболее подготовленных школьников к систематическим занятиям спортом; б) содействовать совершенствованию учащихся в избранном виде спорта и на этой основе выполнению требований спортивной классификации; в) готовить школьников к участию в районных (городских) соревнованиях за команды школы; г) содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.
При создании секций предпочтение следует отдавать видам спорта, занятия которыми отличаются простотой организации, не требуют сложного и дорогостоящего оборудования, обеспечивают массовый охват школьников, имеют прикладное значение и возможности для разносторонней подготовки занимающихся, связаны
с содержанием учебной программы. В период подготовки команд к участию во внешкольных соревнованиях могут создаваться временно работающие секции.
В секцию принимаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям. Проведение конкурсного отбора нежелательно, так как это ограничивает возможности учащихся в выборе специализации и противоречит основным задачам внеклассной работы. (О возрастных границах допуска к специализированным занятиям отдельными видами спорта и об особенностях спортивной тренировки детей изложено в главе «Спортивная подготовил» )
Разновидности массовых физкультурных мероприятий. Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможности широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди школьников разного возраста. Поэтому проведение их чаще всего становится традиционным и предусматривается общешкольным планом работы как обязательное.
1. Туристские походы позволяют решать комплекс оздо
ровительных и образовательно-воспитательных задач: воспитание
физических качеств и закаливание, формирование прикладных
навыков и знаний по организации и проведению самодеятельных
походов, воспитание нравственных качеств, чувства коллективиз
ма. Решение этих задач обеспечивается широким использованием
естественных сил природы и активных, способов передвижения, не
обходимостью преодоления походных трудностей и подчинения
установленным для участников правилам, тематической направ
ленностью походов на ознакомление с природой и историей род
ного края. Одновременно туристские походы являются одной из
форм организации свободного времени и общественно полезной
деятельности школьников: краеведческой, военно-патриотической,
пропагандистской.
Организация туристской работы в школе поручается одному из педагогов, родителей или представителей шефствующей организации, имеющих соответствующую подготовку. В содержание работы входит: подготовка школьного общественного актива по туризму (судей, организаторов работы в классе к др.); проведение семинаров с руководителями походов и их помощниками (пионервожатыми, классными руководителями и др.); проведение практических занятий с учащимися по обучению приемам туристской техники и тактики; проведение туристских соревнований, зачетных и тренировочных походов.
2. Соревнования составляют неотъемлемую часть учебно-
воспитательного процесса.
Задачи: а) содействовать улучшению физической подготовленности школьников: б) обеспечить возможность выполнения ими корм комплекса ГТО и спортивной классификации; в) объективно оценить качество спортивной работы в школе; г) выявить силь-
иейших спортсменов и лучшие команды школьников; д) содействовать пропаганде физической культуры,
Внутришкольные соревнования проводятся внутри классов или отдельных групп учащихся (кружок, секция), между классами одной учебной параллели, между классами нескольких параллелей или всей школы. Если в соревновании участвуют школьники разных возрастных групп, то для младших вводится или уравнивание возможностей (гандикап), или при подведении итогов используются специальные таблицы, позволяющие оценить по очкам результаты в соответствии с возрастом соревнующихся. По характеру зачета соревнования могут быть личными (определяется место каждого участника), командными (только места команд) и лично-командными (определяются личные и командные места).
Проведение массовых соревнований дает наибольший педагогический эффект при соблюдении следующих условий: 1) своевременное ознакомление учащихся с положением и условиями проведения соревнований; 2) простота организации соревнований и системы зачета (это позволяет привлечь к организации и судейству самих школьников); 3) красочность оформления и своевременность подготовки мест соревнований; 4) быстротечность (длительные соревнования утомляют детей, снижают эмоциональность и интерес); 5) обеспечение квалифицированного судейства; 6) соблюдение санитарно-врачебных требований; 7) оперативное подведение итогов с возможной информацией о результатах в процессе соревнований.
3. Праздники физической культуры — это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры. Их более частные задачи — демонстрация достижений школьного коллектива, подведение итогов за определенный период работы. Праздники обычно посвящаются выдающимся событиям в жизни страны, в международной спортивной жизни, коллектива школы, знаменательным датам (дню создания Всесоюзной пионерской организации, открытию школьной спартакиады и т. п.).
Праздники приобретают оздоровительное значение при условии насыщения их мероприятиями, в которых могут принимать активное участие все зрителя (простейшие подвижные игры, конкурс на лучшее выполнение упражнений типа физкультурной паузы и т. п.). В программу праздника нецелесообразно включать массовые соревнования школьников, требующие большого количества времени.
Типичными составными частями праздника являются: а) торжественное открытие (парад и общее построение всех участников; приветственное слово к участникам); б) награждение победителей соревнований и физкультурного актива; в) массовые показательные выступления учащихся, чередуемые с выступлениями лучших спортсменов школы, приглашенных мастеров спорта, с массовыми играми, конкурсами и развлечениями зрителей и т. п.;
д-) торжественное закрытие (вручение призов и наград отличившимся на празднике, заключительный марш-парад участников).
Школьные праздники не должны продолжаться более 1,5—2 ч.
Планирование массовых физкультурных мероприятий. Основным документом планирования этих мероприятий является календарный план, который определяет четкие сроки их проведения, упорядочивает работу школьного коллектива по подготовке мероприятий, обеспечивает целенаправленность подготовки учащихся в секциях, группах, кружках. План составляется советом коллектива физической культуры по согласованию с учителем физической культуры, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы школы, старшим пионервожатым и утверждается директором школы. Он должен быть построен таким образом, чтобы обеспечивалась преемственность в масштабах мероприятий, сроках их проведения и требованиях к уровню подготовленности участников — от мероприятий в группах и классах к общешкольным и от них к районным (городским), от соревнований по школьной программе к соревнованиям по видам комплекса ГТО и от них к классификационным соревнованиям по видам спорта.
Рекомендуемая форма плана: 1. Наименование мероприятий. 2. Сроки проведения. 3. Место проведения. 4. Участники. 5. Ответственный за проведение. 6. Отметка о выполнении.
Обязательным документом проведения любого соревнования является положение о соревновании. В нем раскрываются: характер соревнований и вид спорта (личные, лично-командные; по футболу, летнему многоборью комплекса ГТО и т. п.); цель и задачи; участники (возраст, пол, количественный состав команд, спортивная квалификация и т. п.); место и сроки проведения; руководство проведением (функции ответственных, фамилия главного судьи и т. п.); программа соревнований; порядок и условия зачета; условия и порядок награждения; порядок подачи и рассмотрения протестов; порядок и сроки представления заявок (к этому пункту прилагается форма составления заявки).
Школьный коллектив физической культуры — это самодеятельная общественная организация учащихся, призванная содействовать школе н семье в осуществлении физического воспитания детей школьного возраста. Коллектив строит свою работу на основе соответствующего Положения. Деятельность коллектива физической культуры позволяет расширить масштабы внеклассной работы, привлечь к систематическим занятиям физическими упражнениями и общественной деятельности наибольшее число школьников. Сам факт объединения учащихся в коллектив, способный решать задачи общественной значимости, имеет большое воспитательное значение. Осознание полезности своей деятельности, ответственности перед коллективом при добровольном выполнении обязанностей и равенстве в правах способствует формированию идейно-нравственных черт личности школьников. Участвуя в организации и проведении различных форм внеклассной работы,
основанной на проявлении широкой самостоятельности и инициативы, школьники овладевают искусством общения в коллективе, методами самостоятельной работы, приобретают первоначальные навыки управления деятельностью групп людей.
Содержание работы коллектива включает организацию школьных секций, групп, команд, кружков физической культуры и проведение в них занятий; организацию и проведение внутрикласс-ных и общешкольных массовых мероприятий (соревнований, праздников, игр на переменах и др.); организацию сдачи норм комплекса ГТО и подготовку спортсменов юношеских разрядов; подготовку общественных физкультурных организаторов, юных инструкторов и судей по спорту; обеспечение участия команд школы во всех внешкольных физкультурных мероприятиях; оказание шефской помощи в работе с детьми и подростками микрорайона; пропаганду физической культуры среди учащихся; участие в оборудовании учебно-спортивной базы школы, хранении и ремонте инвентаря.
Коллектив организуется из числа учащихся I—XI классов, желающих быть его членами. Важнейшими условиями членства являются: признание и выполнение всех обязанностей члена коллектива; успешное сочетание систематических занятий физическими упражнениями с учебной деятельностью; активное участие в физкультурной жизни школы и класса. Руководство в школьном коллективе физической культуры осуществляется на основе самоуправления учащихся — членов коллектива. Высшим руководящим органом является общее собрание членов коллектива (конференция), которое ежегодно открытым голосованием избирает совет коллектива физической культуры в составе 7—II человек. На совет возлагаются функции непосредственного руководства деятельностью коллектива. Из своего состава совет избирает председателя, секретаря и распределяет обязанности между членами.
В плане работы совета предусматриваются разделы, отражающие различные направления деятельности: I) организационная работа (планирование и учет, подготовка и проведение общих собраний, заседаний совета, совещаний актива, организации секций, групп и т. п., согласование вопросов деятельности с администрацией школы, установление контактов с внешкольными учреждениями и пр.); 2) учебная работа (проведение работы в секциях, группах, кружках и т. п.); 3) физкультурно-массовая работа (проведение праздников, соревнований и т. п.); 4) работа по комплексу ГТО; 5) подготовка физкультурного актива (организация и проведение семинаров и практических занятий, инструктирование и т. п.); 6) пропаганда и агитация; 7) хозяйственная работа. Совет осуществляет свою деятельность с помощью комиссий, создаваемых по указанным разделам работы из числа наиболее инициативных физкультурников. Каждую комиссию возглавляет один из членов совета.
Под руководством совета коллектива работает бюро секций.
Бюро избирается в составе 3—5 человек (председатель, секретарь, члены) на общем собрании секции и выполняет следующие функции: I) пропагандирует «свой» вид спорта с целью вовлечения учеников в секцию; 2) осуществляет контроль за выполнением занимающимися обязанностей членов секции; 3) организует участие членов секции в подготовке и уборке мест занятий, ремонте инвентаря и оборудования, проведении школьных соревнований и пр.; 4) оказывает помощь учителю в подготовке команд школьников к соревнованиям; 5) ведет текущую документацию и учет работы секции.
Требования к организации внеклассной работы. Наибольшая эффективность работы достигается при следующих условиях:
1. Тесная связь с учебной работой как в плане преемственно
сти содержания, так и в организационно-методическом.
2. Доступность занятий и разнообразие их форм, обеспечиваю
щих возможность привлечения к ннм широкого круга школьников.
3. Проведение внеклассной работы по физическому воспита
нию как составной части системы всей внеклассной образователь
но-воспитательной работы школы (включая работу в пионерской
и комсомольской организациях) с соблюдением преемственности
принципов и методов работы и опорой на ученический актив.
4. Использование помощи родителей и шефствующей органи
зации, которая может выражаться в материально-техническом
обеспечении спортивной базы, организации физкультурных меро
приятий, в руководстве секциями, командами и пр.
5. Четкое руководство администрации и педагогов деятельно-
стью коллектива физической культуры, родителей и шефов. ■
■ I I |
Педагогическое руководство внеклассной работой. Успешность Т его зависит от правильности распределения обязанностей между членами педагогического коллектива, согласованности их дейст- I вий и компетентности.
Директор обеспечивает единую направленность усилий работников школы, для чего предусматривает в общешкольном плаке вопросы внеклассной работы по физическому воспитанию; вы- ^ носит по согласованию с учителем физического воспитания на обсуждение педагогического совета и родительского комитета наиболее актуальные вопросы внеклассной физкультурной рабо-ты; контролирует деятельность школьного коллектива физиче-ской культуры.
Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы координирует деятельность учителей и ученических общественных организаций по планированию и проведению внеклассных мероприятии; оказывает консультативную помощь совету коллектива физической культуры; обеспечивает участие в работе коллектива физической культуры классных руководителей, пионервожатого, членов родительского комитета я активистов шефствующих организаций.
Учитель физического воспитания оказывает помощь членам педагогического коллектива через систему инструк-
тивно-методпческих мероприятий (семинары, инструктаж, показательные тренировочные занятия и др.) и индивидуальных консультаций, руководит работой школьного коллектива физкультуры по всем ее разделам.
Классный руководитель в условиях повседневного общения с учащимися имеет наиболее благоприятные возможности для приобщения каждого к систематическим занятиям физическими упражнениями, сдаче норм комплекса ГТО, участию во внеклассных физкультурных мероприятиях, а также для оказания помощи в осуществлении самоуправления учащихся. Он должен предусмотреть в плане воспитательной работы проведение массовых физкультурных мероприятий и участие класса в общешкольных мероприятиях; принимать личное участие в организации и проведении со школьниками своего класса физкультурных мероприятий в режиме дня, туристских походов, прогулок и т. п.; контролировать выполнение поручений коллектива физической культуры; направлять деятельность физкультурного актива, оказывая помощь в планировании, организации работы и пр.
Старший пионервожатый несет ответственность за организацию физкультурной работы в пионерской дружине: обеспечивает согласованность этой работы с учителем физического воспитания н с советом коллектива; направляет деятельность пионерского актива по привлечению школьников к сдаче норм комплекса ГТО, по организации массовых пионерских соревнований и игр, по подготовке школьных команд к соревнованиям.