Сущность дошкольного обучения. Дидактические принципы обучения.
Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; совместная деятельность ребенка и взрослого, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры и способов действий с ними.
Обучение в дошкольном возрасте предполагает создание в ДОУ условий для специально организованных форм работы с детьми и для нерегламентированной детской деятельности, основанных на программах, методах и технологиях, обеспечивающих развитие способностей детей.
В современном обществе воспитание и обучение направлены на целостное развитие личности ребенка. Воспитание без обучения невозможно, так же как и обучение без воспитания не может быть достаточно полным.
Дидактика – отрасль педагогической науки, изучающая теоретические основы образования в их наиболее общем виде. Дидактика раскрывает принципы обучения детей и взрослых, характеризует принципы, методы и формы организации обучения, описывает процесс овладения знаниями, умениями и навыками.
Впервые данный термин был введен немецким педагогом Вольфгангом Ратке (Радихия) (1571-1635 гг.) для обозначения искусства обучения.
Следует отметить, что дидактика тесно связана с другими науками, достижения которых используются в процессе обучения (психология, философия, медицина, антропология и т.д.).
Впервые об обучении детей дошкольного возраста заговорил Я.А.Коменский в своей книге «Материнская школа». По его мнению, главная цель дошкольного обучения заключается в освоении детьми разнообразных знаний об окружающем мире, в нравственном развитии и подготовке к обучению в школе.
В дальнейшем дошкольной дидактикой занимались Ф.Фребель (им впервые представлена методика обучения); К.Д.Ушинский; Е.Н.Водовозова; П.Ф.Лесгафт; Е.И.Тихеева; Е.А.Флерина; А.П.Усова; А.В.Запорожец; Л.А.Венгер; В.В.Давыдов; Д.Б.Эльконин; Н.Н.Поддъяков и многие другие ученые.
Основные понятия дошкольной дидактики:
- Процесс обучения;
- Содержание образования;
- Знания, умения, навыки (ЗУНы);
- Методы обучения;
- Формы организации обучения;
- Учение;
- Научение;
- Учебная деятельность;
- Занятие;
- Образовательные технологии.
Вместе с тем в дошкольном возрасте закладываются лишь предпосылки учебной деятельности и формируются ее отдельные элементы.
Обучение детей в условиях ДОУ решает задачи развития личности ребенка, его способностей, овладения первоначальными понятиями и элементарными знаниями из различных областей жизни человека.
Исторически сложились три формы обучения: индивидуальная, групповая (с подгруппой детей), фронтальная (со всей группой).
Формы обучения различаются по:
- Количественному составу обучающихся;
- Характеру взаимодействия между педагогом и обучаемым (степенью активности и самостоятельности);
- Способом деятельности (методами и приемами);
- Месту проведения;
- Характеру воспитательно-образовательных задач.
Принципы обучения – исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности обучающихся; то есть объективные закономерности, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.
Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому, по мнению многих исследователей, они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и организационно-методических принципов.
Заслуга разработки системы дидактических принципов как нормативной основы обучения принадлежит Я.А.Коменскому. Эта система оказалась достаточно подвижной: в последующие столетия отвергались одни принципы, наполнялись новым содержанием другие, вводились новые.
Современные дидактические принципы опираются на познанные законы и закономерности обучения, развития познавательной деятельности.
Остановимся на тех принципах, которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения.
Основные принципы обучения:
- Принцип научности;
- Принцип преемственности и систематичности;
- Принцип наглядности;
- Принцип доступности;
- Принцип прочности;
- Принцип единства группового и индивидуального обучения;
- Принцип сознательности;
- Принцип воспитывающего обучения;
- Принцип развивающего обучения;
- Принцип связи с жизнью.
Все принципы обучения гуманистически направлены.