Взаимосвязь педагогической науки и практики. Методологическая культура педагога. Логика и методы педагогического исследования.
Соотношение пед. науки и практики – глобальная проблема. От того как она решается зависит и развитие пед. науки и внедрение пед. инновации и эффективность образовательной сист. в целом.
Единство теории и практики:
1. пед. наука и практика – это деят-ть
2. представляют собой сист. и подсистему.
Пед. наука как сист. имеет иерархию различных компонентов, а как подсист. представляет собой единство теории и практики в отношениях более глоб. сист. – общество.
Научная деят-ть и практическая деят-ть состоят из практической, административной, научно-исследовательской и деят-ти по передачи теоретич. опыта и знаний на практике. все эти виды деят-ти направлены на реализацию единой ф-ии подготовки подрастающего поколения к жизни в об-ве.
Различия теории и практики:
1. объект П. – чел, кот. обучают и воспитывают. Н. – пед. процесс в единстве всех его компонентов.
2. средство П. – методы, приемы, ср-ва, формы организации развития и воспитания. Н. – методы научного исследования.
3. Рез-т П. – обученность и воспитанность как кач-во личности. Н. – знания эмпирич, теоретич, нормативные.
Связь науки и практики в движении:
Пед. действ-ть – действ-ть взятая для научного исследования в аспекте пед. деят-ти. Описание и первичное обобщение опыта с позиции пед. терминологии вызывает необходимость раскрытия сущности и закономерностей пед. процесса. Закономерности и принципы служат главными условиями для перехода от теории к практики. Принципы, рекомендации выстраиваются в методическую сист., кот. конкретизируется в проекте деят-ти. Педагог практик на основе теорий создает новую пед. дейст-ть, кот. становится новым объектом изучения науки. В рез-те выявляются новые закономерности, утоняются принципы обучения и воспитания, формулируются новые принципы, разрабатываются новые проекты и рекомендации.
Движущие силы взаимосвязи пед. науки и практики–изменение тенденции развития об-ва, условий жизни в нем, смена идеологий способствуют изменению цели образования. Разрыв м/у целями и рез-тами образовательного процесса обнаруживается тогда, когда меняется цель, а сист. образования остается прежней. Подготовка выпускников школ не соответствует изменившимся условиям.
Педагог- непосредственный творец образовательного процесса, /з кот. проходит ребенок.
Именно осуществляемый педагогом воспитательный процесс становится объектом науки. В свою очередь педагог практик опирается на рез-ты труда ученых, авторов пособий, рекомендации. При этом реализация и рез-т научного исследования осуществляется педагогом не механически, а творчески.
Существует 2 пути использования теоретич. знаний в практике:
1. Непосредственное использование теор. знаний для осмысления своей практической деят-ти.
2. путь от описания пед. дейст-ти ч/з теорию к научно-обоснованному проекту.
Значение пед. опыта
- активное взаимодействие с наукой.
- эмпирическая проверка учебных материалов и пед. Концепций.
- реализуется тогда, когда удачный опыт может служить образцом эффективной работы, материалом для размышления, творческого переноса в др. условия.
Раздел «Введение в педагогическую деятельность»
1.Педагогическая деятельность: компоненты, функции. Педагогическое мастерство и компетентность.
2.Профессиональная культура педагога : сущность, структура, уровни.
3.Профессиональное становление и саморазвитие педагога. Пути овладения педагогической профессией
4.Система образования РФ. Образовательная политика РФ( основные документы, регламентирующие образование).
Раздел «Общие основы педагогики»
5.Категориальный аппарат педагогики и основные подходы к пониманию педагогических терминов, педагогические концепции.
6.Отрасли педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.
7.Четыре уровня методологии педагогики: философский, общенаучный, конкретнонаучный, технологический.
8. Специфика разных подходов к анализу педагогической действительности: системного, целостного,функционального,личностного,деятельностного,культуроведческого.
9.Взаимосвязь педагогической науки и практики. Методологическая культура педагога. Логика и методы педагогического исследования.
Раздел «Теория воспитания»
10.Воспитание в контексте Федерального государственного стандарта общего образования. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России как идеологическая основа воспитания.
11.Закономернотсти и принципы воспитания.
12.Современные концепции воспитания : технократические, гуманистические, гуманитарные.
13.Средства и методы воспитания.
14.Функция коллектива, его структура, уровни и методики формирования.
15.Функция классного руководителя и нормативны его деятельности.
Раздел «Теория обучения»
16.Процесс обучения :Сущность, функции, свойство целостности.
17.Цели и результаты обучения в контексте Федерального государственного стандарта общего образования.
18. Содержание образования в контексте ФГОС общего образования. Основная образовательная программа, учебный план, учебные программа дисциплин.
19.Средства и методы обучения. Их классификация в современной дидактике
20.Формы обучения. Классно-урочная система обучения. Типы и структуры уроков.
21.Современные дидактические концепции : развивающее обучение, проблемное обучение, личностно ориентированное обучение.
22.Проверка ЗУН учащихся.Традиционные и современные методы контроля.
23. Неуспеваемость учащихся. Проблемы, причины, преодоление. Технология педагогической поддержки.
24.Авторские школы( 2 на выбор – 1 отечественная, 1 – зарубежная): школа диалога культур В.С.Библера,адаптивная школа Е.А.Ямбурга.школа М.Монтессори,Вальдорфская школа,трудовая школа Г.Кершенштейнера.
Раздел «История педагогики и образования»
25.Истоки гуманистических идей в педагогике.
26.Развитие идей гуманизма в педагогической мысли и образовании Западной Европы и Америки.
27.Традиции гуманистической педагогики в России.
28.Основные этапы становления российской системы образования
29.Зарубежные авторские концепции прошлого: 2 на выбор ( Я.А.Каменский, Дж Локк,Ж.Ж.Руссо,И.Г.Песталоцци,А.Дистервег)
30.Отечественные авторские концепции прошлого : 2 на выбор ( К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Леегафт, К.Н.Вентцель,А.С.Макаренко)
Раздел «Практическая педагогика»
31.Педагогические технологии : определение, признаки, классификация и уровни.
32.Технологии обучения : сотрудничества,проектная,кейс,эврестическая,личностно-ориентированная.
33.Технология контроля : накопительные и аутентичные
34.Воспитательные технологии : КТД, тренинговая, информационное зеркало, шоу-технологии(2 на выбор)
35.Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Основные направления и формы взаимодействия педагога с семьёй.
Раздел «Теория воспитания»
Воспитание в контексте Федерального государственного стандарта общего образования. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России как идеологическая основа воспитания.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования. Концепция включает обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся.
11.Закономерности и принципы воспитания.
Процесс воспитания осуществляется на основе определенных закономерностей. Закономерность воспитания –это объективно существующие связи между педагогическими явлениями, устойчивые зависимости между компонентами воспитательного процесса, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность и качество воспитания.
Важнейшие закономерности воспитания.
1. Социальная обусловленность воспитания.
Цель, задачи, содержание, методы и формы воспитательной работы определяются объективными потребностями общества, социально-культурными нормами и традициями. Характер воспитания присуще конкретной эпохе, стране, нации.
2. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
Логика воспитания заключается в том, что процесс воспитания должен переходить в самовоспитание. Собственная деятельность по саморазвитию, по формированию положительных качеств и искоренению отрицательных, является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В. А. Сухомлинский). Жизнь постоянно убеждает, что любое личностное новообразование – результат собственных усилий человека: каждый достигает в жизни столько, сколько усилий, стараний он приложит для собственного созидания. Поэтому задача школьного воспитания – стимулировать внутренние силы ученика и направлять их на интеллектуальное, духовное, физическое развитие, оказывать педагогическую поддержку и помощь в работе растущего человека над собой.
3. Зависимость результатов воспитания от гармоничной связи всех компонентов воспитательного процесса: цели, задач, содержания, форм, методов, средств.
При организации воспитательной работы в школе, классе ставится цель как идеально представленный результат. На пути от цели к результату «выстраиваются» задачи и содержание воспитания. Содержание воплощается в конкретную организацию – соответствующие формы, способы и средства взаимодействия воспитателей и воспитанников.
4. Зависимость результатов воспитания от учета влияния на личность школьника объективных и субъективных факторов.
Объективными факторами в воспитательном процессе можно считать материальную базу школы, санитарно-гигиенические условия, в которых живут и учатся дети, социально-событийное окружение и т.д. Субъективные факторы, как известно, определяются самими взрослыми и детьми, складываются в результате их взаимодействия. Это могут быть: преобладающие ценности в детском коллективе, правила, законы школьной жизни; образцы поведения, такта, этики общения; способы оценки определенного типа поведения и т.д. В каждом конкретном случае сочетание объективных и субъективных факторов, порой разнонаправленных, сильно влияет на результаты воспитания, часто осложняет решение воспитательных задач. Личность, подвергаясь одновременному воздействию разнохарактерных влияний, накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки.
5. Зависимость продуктивности процесса воспитания от сложившихся воспитательных отношений.
В процессе общения и взаимодействия между воспитателями и воспитанниками возникают определенные отношения, которые могут способствовать или затормаживать решение стратегических и тактических задач воспитания. Воспитательные отношения могут быть негативными, когда воспитанник не воспринимает ни воспитателя, ни его права влиять и воздействовать. «Сопротивление воспитанию» может проявляться по-разному: неприятие требований, игнорирование рекомендаций, советов, противостояние той модели поведения, которую предлагает педагог. Напротив, воспитанник с самого начала, принявший позицию и требования педагога, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, считает их разумными и обоснованными.
6. Зависимость успешности решения воспитательных задач от оптимальной организации деятельности и общения.
Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает организацию разнообразных видов их деятельности. Чем более разнообразные дела предлагаются ребенку (познавательные, спортивные, трудовые), тем больше шансов для его разностороннего развития. Ребенок успешно развивается в деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (наличии интереса, уверенности в уважении окружающих, при поддержке и доверии взрослых, испытании успеха, радостных достижений и т.д.).
7. Зависимость качества воспитания от активности участников воспитательного процесса.
Чем активнее развивается процесс взаимодействия, чем больше воспитатель и воспитанники проявляют интерес к предстоящим делам, событиям, мероприятиям, участвуют в их подготовке и проведении, совместно решают постоянные задача и идут к намеченным перспективам, тем выше продуктивность процесса воспитания.
8. Зависимость планируемых результатов воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Даже при очень хорошей организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя, так как воспитание – это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Нужно изучать проявления характера, интересы, привычки своих воспитанников, знать реальный уровень сформированности их личностных качеств и постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся воспитательной деятельности, обеспечивающей интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое развитие.