Школа как социально-педагогическая система
Из сказанного выше становится понятным, что современное рассмотрение школы как социальной организации предполагает применение к ней общих для социально-педагогических систем принципов управления.
Школа, как и любое другое образовательное учреждение, – это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система. Обобщенная модель школы как открытой системы представлена на схеме.
Будучи составной единицей муниципального, регионального и федерального образовательного комплекса, школа входит в более широкие образовательные системы. В то же время она является частью всей социальной системы. Связь школ с внешней средой двусторонняя.
Каждая школа (образовательное учреждение) испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Она как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться к тем или иным изменениям или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система.
Рисунок 2. Педагогическая система школы
Вместе с тем школа как система имеет свою внутреннюю среду. Это системы взаимодействия, например: учащиеся — учащиеся, учителя — учащиеся, учителя — родители и т. д. Кроме того, это система взаимодействия, определяющегося направленностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой – адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами.
Исходя из этих представлений, рассмотрим жизнедеятельность школы.
Какие педагогические факторы влияют на формирование человека как личности, на приобретение им необходимых в жизни социальных качеств, на выработку собственной позиции в жизни? Общество заинтересовано в воспитании духовно-нравственного человека. Нравственные нормы вырабатывались людьми в течение всего периода развития человеческой цивилизации и составляют общечеловеческие ценности, которые усваиваются в процессе обучения и воспитания. Усвоение нравственных норм и руководство ими в отношениях с окружающим человека миром, в поведении, в действиях и поступках и характеризуют социальное развитие личности.
Под механизмом социального развития личности мы понимаем те условия, факторы, средства, которые создает педагог и которые оказывают влияние на сознание, чувства, поведение человека, закрепляют в нем положительные (нравственные) мотивы поведения. К создаваемым условиям мы относим необходимые внешние условия социального развития личности, которые способствуют приобретению личностью способности адаптироваться к нормам социального поведения, приучают к регуляции своих действий в соответствии с этими нормами. Это возможно лишь в случае, когда в созданных условиях реализуются потребности самого ученика. Только при таком подходе вероятно формирование единства сознания, чувств и поведения в соответствии с целями воспитания.
Достаточным условием социального развития личности является ее способность к переводу внешних ценностей ориентации (нравственных норм) во внутренние детерминанты: установки, привычки, действия, поведение.
В первом случае создание необходимых условий является профессиональной деятельностью воспитателя, во втором – самого воспитанника, т. е. процессом самовоспитания. При этом внешний фактор не становится движущей силой в самовоспитании, если между педагогом и учеником нет связующего звена. Таким связующим звеном является механизм перевода целей воспитания в цели деятельности ученика – мотивация деятельности личности, т. е. желание самой личности к активной разносторонней деятельности, к достижению результата, запланированного педагогом в целях воспитания.
Исходя из такого подхода, рассмотрим два аспекта деятельности педагога. Первый – использование необходимых способов (механизмов) влияния на сознание, чувства и поведение ребенка; второй – способы мотивации личности, побуждающие ее к деятельности, в которой и развивается личность в социально-общественном плане.
Накопление знаний о нравственных нормах, культуре поведения и их осознание происходит, прежде всего, через содержание воспитания и познавательной информации, которые составляют основу учебно-воспитательного (педагогического) процесса, назначение которого заключается в объяснении ученику того, что есть мир вокруг него и что есть он сам в этом мире. Человеку надо сформировать в себе нравственную позицию в жизни, и помогает ему в этом, прежде всего содержание педагогического процесса. В содержание воспитания включаются цели воспитания, знания, умения, навыки, культура поведения, конкретная предметная деятельность, в которой ученик приобретает опыт социального поведения в соответствии с нравственными нормами. Социализация личности происходит успешно в том случае, если познавательные и духовные потребности ученика находят свое удовлетворение в содержании педагогического процесса, т. е. сам ученик получает возможность найти ответы на вопросы жизни, идущие из глубины природы: Что есть мир? Что есть я в этом мире?
Большую роль в формировании личности имеет логика передачи и усвоения знаний и информации. Если в логике процесса допускается вариативность точек зрения, основанных на объективности, аргументах, доказательности, то отношение к свободе мысли, слова, убеждению формируется естественным путем, без авторитарного навязывания одной единственно верной позиции. Через столкновение мыслей, взглядов, чувств, через проживание тех или иных ситуаций в жизни человек приходит к выбору собственной позиции. Мы хотим, чтобы это была духовно-нравственная позиция. Она включает в себя такие категории, как честь, достоинство, патриотизм, гуманность, милосердие, товарищество и другие, по которым и происходит формирование своего «Я». Доминирующими свойствами личности в социальном развитии при таком подходе являются ее ответственность и самостоятельность.
Становлению личности способствует четкая организация занятий с учащимися. Она приучает ученика к рациональному использованию своего рабочего времени, своевременной подготовке к работе, установлению оптимального алгоритма собственной деятельности, разумному сочетанию работы и отдыха, экономии собственной энергии. Ученик как бы впитывает в себя хорошую организацию (равно как и плохую) и старается так же организовать свою работу не только в школе, но и дома. Особенно важно заложить правильное отношение к хорошей организации труда в начальной школе.
Одним из факторов социального развития личности является методика урочных и внеурочных занятий с детьми. Ее назначение – обеспечить активную познавательную деятельность каждого ученика. Только в деятельности происходит перевод внешних ценностных ориентации во внутренние детерминанты, т. е. установки ученика. Организация педагогом самостоятельной деятельности учащихся достигается сочетанием индивидуальной, парной и групповой работы, в которой ученик постоянно получает помощь в своей работе. «Помоги мне это сделать самому» – основной принцип методики занятий с детьми.
Любое занятие в школе является или групповым, или коллективным, т. е. выступает как форма коллективного взаимодействия и взаимоотношений. Характер таких взаимоотношений, их дух, гуманность, этика способствуют формированию отношений человек — коллектив, коллектив — человек, человек — человек. Поэтому мы рассматриваем учебное занятие как форму развития коллективных взаимоотношений, в которых моделируются будущие взаимоотношения человека в обществе.
При всех отмеченных выше факторах ведущим является учитель. Его личностные качества служат примером для подражания, формирования тех или иных привычек у учащихся, присущих учителю. Но главное для педагога состоит в умении создать вышеназванные условия, в которых формируется нравственная позиция личности.
И, наконец, мы отметим воспитательную среду в школе как важнейший фактор влияния на развитие личности в социальном плане. Общий стиль взаимоотношений в школе, и в том числе чистота, порядок, уют, эстетика оформления, защищенность учителя и ученика, демократический образ жизни, учебно-трудовая дисциплина – все это оказывает влияние на формирование нравственных отношений в жизни. Воспитательная среда школы создается совместно учителями, учащимися и их родителями.
Каковы же способы мотивации деятельности учащихся? Их использование нацелено на достижение собственного результата (самореализации) при обязательной саморегуляции, что в конечном итоге обеспечивает самовоспитание школьника.
Наука и практика выработали следующие способы мотивации деятельности ученика: четкая постановка цели деятельности ученика и ее принятие им; представление об объеме, способах, времени выполняемой работы, что дает возможность как бы «увидеть» весь процесс от начала до конца и сформировать, опираясь на свои возможности, собственную установку на темп, ритм; помощь в деятельности ученику, внимание к его работе, что подчеркивает значимость деятельности, ее необходимость и полезность; опора на положительное в ученике, что поддерживает его уверенность в достижении результата; доверие, вера в успех деятельности ученика, его самостоятельность; создание ситуации успеха, т. е. разработка такого задания и такой методики, при которой ученик обязательно справится с работой; перспектива личного роста, личный интерес, заключающийся в получении новых знаний, умений, навыков, что повышает социальный статус ученика в коллективе; постоянная рефлексия, т. е. осознание значимости деятельности для себя и социального окружения, сочетание оценки и самооценки: «я и коллектив», «коллектив и я»; создание обстановки, которая располагает ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции; четкая организация занятий: включение ученика в деятельность «без раскачки», «охлаждения», создание необходимых условий до начала «работы»; включение всех учащихся в активную деятельность, сочетание индивидуальной и групповой работы, взаимопомощь; доступность учебно-познавательного материала, его понимание; гуманная система взаимоотношений учитель — ученик, ученик — ученик при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций в общении.
Таким образом, соединение внешних влияний с внутренней работой мысли и души через мотивацию деятельности ученика становится фактором его социального развития.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте школу как открытую социально-педагогическую систему.
2. Что следует понимать под механизмом социального развития личности?
3. Какова роль педагога в социальном становлении и развитии личности?
4. Назовите факторы дисгармонии в социальном становлении личности.
5. Приведите примеры социально-педагогической коррекции явлений дисгармонии применительно к образовательному процессу.