Личностные и профессиональные качества преподавателя

Учитель должен быть всегда доброжелателен к своим уче­никам.

К нравственным качествам педагога предъявля­ются повышенные требования, так как дети во многом копируют любимого учителя, перенимают его человеческие качества, стараются походить на него манерой одеваться, разговаривать, работать.

Профессиона­лизм, эрудиция, личное мастерство. Интеллект учителя техноло­гии, самой программой курса призванного касаться разнообраз­ных производственных процессов, умеющего доходчиво и понят­но объяснить сложные технологические вопросы, всегда высоко котируется в глазах учащихся. По тому, как их учитель отвечаем на задаваемые вопросы, как он обращается с оборудованием или инструментом, дети безошибочно определяют уровень профессионализма.

Личный пример — это самый сильный довод в распоряжении учителя.

Важнейшим профессиональным качеством учителя технологии является психологическая грамотность.

Умение проникнуться переживаниями подростка при трудовой деятельности, нахожде­ние верных интонаций в общении с ним в той или иной педагогической ситуации, уважительное отношение, способствующее его самореализации, — вот те качества, без которых невозможно со­здать, атмосферу психологического комфорта в классе. Надо всегда соблюдать «золотое правило» нравственности: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе».

Только творческая личность может воспитывать личность.

Успеха достигнет лишь тот, кто досконально знает, куда «надо ударить», чтобы правильно осуществить учебный процесс по определенной теме.

Содержание предварительной и непосредственной подготовки учителя технологии и предпринимательства к занятиям

Планирование – система мер, мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих качественную, профессиональную, практическую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов профессиональных учебных заведениях.

В ходе планирования учебного процесса учителем решаются следующие основные дидактические задачи:

· Создаются предпосылки для своевременного материального обеспечения учебного процесса;

· Раскрывается связь между содержанием занятий по технологии и другими учебными предметами;

· Достигается согласованная работа между д/о и м/о мастерскими;

· Облегчается контроль за учебным процессом со стороны учебной части и органов управления образованием.

В подготовке учителя выделяют 2 основных этапа: перспективный и текущий.

Предварительная подготовка.Свою нагрузку на новый учебный год преподаватель узнает в конце текущего. У него есть возможность и время спланировать свою деятельность, согласив ее с программой и календарными сроками выполнения. Планирование своей работы и будущей деятельности учеников - это основа научной организации процесса обучения.

Зная, объем своих учебных поручений и имея учебную программу по ТиП, можно приступать к календарно-тематическому планированию. Календарный план может составляться на год, полугодие, четверть - как удобнее для учителя. Единой, строго обязательной формы календарного плана не существует, поэтому учитель может выбирать ту, которая удобнее лично для него.

Независимо от формы плана существует ряд моментов, которые при перспективном планировании работы должны присутствовать.

1. Учебная программа для конкретного класса распределяется по урокам. В программе четко указаны часы, а при сдвоенных занятиях один раз в неделю происходит ясное распределение по месяцам, четвертям и т. д. При планировании необходимо учитывать логическую последовательность и взаимосвязь уроков, т. е. должна быть целостная система. Тема занятий заполняется по одному конкретному уроку. Она определяет основные вопросы, подлежащие изучению, или основные трудовые приемы, которые предстоит усвоить учащимся.

2. Из программы определяют круг теоретических сведений (технологических вопросов), с которыми преподаватель планирует ознакомить учащихся. Важно, чтобы материал равномерно распределялся по урокам, был логично увязан в целостную систему. Учителю предоставляется возможность наметить и определить, какими средствами он располагает для иллюстрации своего объяснения. При необходимости может быть запланировано изготовление или приобретение недостающих таблиц, плакатов, кодограмм, диафильмов или учебной литературы.

3. Определение круга практических действий учащихся в процессе упражнений или самостоятельной работы. Центральным моментом здесь является выбор объекта труда - конкретного изделия, запланированного к изготовлению учащимися на данном занятии. Перспективное планирование решает вопросы: сортимент материала изделия, расход на единицу, расход на класс (или классы), потребность в инструментах общего пользования. Здесь же можно наметить степень технологического обеспечения каждого занятия.

Учитель заблаговременно знает, какое изделие будут изготовлять школьники, он имеет долгосрочную возможность подобрать (сделать) эталонный образец, необходимый для показа на уроке, составить требуемую технологическую документацию, продумать и апробировать технологическую последовательность изготовления.

В перспективном плане учитель технологии должен четко определить, каким должен быть уровень знаний, умений и практических навыков учащихся, достигнутый на каждом уроке.

Составленный календарно-тематический план не исключает систематической работы по его улучшению и совершенствованию. В ходе реализации учитель, анализируя, в какой степени достигнуты цели изучения предыдущих тем и что надо сделать для улучшения организации последующих занятий, вносит дополнения, уточнения к изменениям.

Чем полнее и продуманнее перспективное планирование, тем легче учителю составлять поурочное.

Непосредственная подготовка. Непосредственное условие высокого уровня учебной работы педагога - хороший план-конспект урока. Составить его можно лишь в результате тщательной подготовки каждого элемента занятия.

План входит в обязательную документацию учителя. Единой, канонизированной формы плана урока не существует - это творчество учителя, но есть ряд этапов и элементов урока, дидактических аспектов, присутствие которых в плане необходимо.

Этапы подготовки урока:

    1. Организационные мероприятия – подготовка инструментов, материалов с которыми будет работать
    2. Методические мероприятия – посмотреть программу, найти методическую литературу, учебники, составить план-конспекты
    3. Мероприятия по повышению квалификации – посещать уроки, мастер-классы, курсы, изучать новое

Перед написанием плана занятия учитель может использовать общедидактическую схему:

1. Определить объем учебного материала урока, оценить его место в системе уроков по теме.

2. Определить воспитательные возможности учебного материала.

3. Установить связь данного материала с материалами, изученными по другим предметам; определить, в какой мере знания, получаемые учащимися по другим предметам, могут быть использованы на уроке.

4. Подобрать учебно-наглядные пособия и ТСО по теме урока.

5. Наметить методы и приемы обучения, которые целесообразно использовать на данном уроке.

6. Разобрать структуру урока, определить поэтапность и продолжительность ее элементов.

7. Продумать эффективные пути активизации мыслительной деятельности учащихся. Определить средства и методику создания проблемной и поисковой ситуации на уроке. Установить содержание и формы самостоятельной работы учащихся.

8. Определить формы подведения итогов по отдельным этапам и по всему уроку в целом.

9. Наметить систему упражнений и методы их выполнения, предусмотреть типичные ошибки, допускаемые учащимися.

10. Спланировать записи и зарисовки на классной доске. Продумать формы использования учебника на уроке.

11. Разработать методику закрепления учебного материала по ходу урока или в конце его.

12. Продумать методику контроля и учета знаний учащихся. Если необходимо, разработать критерии оценок.

13. Определить содержание и объем домашнего задания.

14. Продумать рекомендации учащимся по выполнению домашнего задания.

15. Предложить литературу для внеклассного чтения по предмету.

Технологическая подготовка. Техническая документация - чертежи и технологические карты.

В зависимости от сложности изделия и уровня подготовленности учащихся преподаватель решает, какую форму будет иметь технологическая карта - объемную, элементную или традиционную плоскостную. Дело в том, что у младших школьников еще недостаточно развито пространственное воображение и объемные технологические карты для них намного действеннее. Для любого возраста доступнее технологическая последовательность изготовления изделия, выполняемая учителем поэтапно, т. е. когда учащиеся постепенно знакомятся с технологическими переходами обработки. Поэтому в вопросах подготовки и использования технологической документации рекомендуется поэтапный переход от упрощенных к стандартным формам.

Для развития творческого начала у школьников целесообразно научить их пользоваться вначале предложенной, а затем самостоятельно разработанной технологической последовательностью изготовления различных деталей и изделий.

Правила оформления технологических документов регламентируются соответствующими ГОСтами, и для восприятия подростками они сложны, но знакомить учащихся с элементами ЕСТПП (Единой системы технологической подготовки производства), ЕСКД (Единой системы конструкторской документации), ЕСТД (Единой системы технологической документации) необходимо, потому что в самостоятельной деятельности им постоянно придется сталкиваться с этими документами. В связи с этим формы технологической документации, применяемой в школе, должны быть такими, чтобы постепенно подготовить учащихся к работе со стандартными производственными документами.

Для старших школьников технологическая карта уже имеет вид максимального приближения к стандартному.

При обучении школьников самое широкое применение находят еще и такие виды учебной технологической документации: технологические карты с неполными (заполняемые самими учащимися) данными, инструкционно-технологические карты, технологические инструкции. Последние полезны тем, что, отличаясь от обычных технологических карт лишь одной графой, позволяют расширять самостоятельность учеников во время занятий. Эта графа в инструкционных картах называется «указания по самоконтролю» и содержит данные, позволяющие школьнику самому проверить правильность своих предыдущих действий, не обращаясь к учителю.

Технологическая подготовка учебно-воспитательного процесса несет значительную нагрузку в деле формирования системы технологической грамотности у школьников.

Наши рекомендации