XI. Какой шкалой является пятибалльная шкала школьных оценок?
1) Номинальной;
2) ранговой;
3)интервальной;
4) шкалой отношений.
XII. Какие методы научного исследования нужно применить для проверки эффективности компьютерного изучения темы «Правописание безударных гласных»?
1. Метод срезов.
2. Беседу.
3. Лабораторный метод.
4. Факторный анализ.
5. Исторический метод.
6. Наблюдение.
7. Статистический метод.
8. Изучение школьной документации.
9. Метод размытых множеств.
10. Изучение результатов ученического творчества.
11. Исследование операций.
12. Изучение первоисточников.
13. Моделирование.
14. Анализ опыта.
15. Естественный эксперимент.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Попросы | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII |
< )т»вты | 1.5, | 1.5 | 6,7 | — + | 1,3, | 1,4,6, | 15, 13 | ||
- + + | 4,6, | 7,10 | |||||||
+ + + | 7,10 |
Контрольный тест
Что такое метод научного исследования ?
Какими особенностями отличаются педагогические процессы ?
Что такое научный закон?
Чем закономерность отличается от закона ?
Как классифицируются научные закономерности и законы ?
И чем сущность педагогического наблюдения?
Какие методы относятся к традиционно-педагогическим?
Что такое педагогический эксперимент ?
•; 9. Назовите основные виды эксперимента.
10. В каких целях применяется эксперимент ?
11. Что такое педагогическое тестирование ?
12. Для каких целей применяется в педагогике анкетирование?
13. Что такое социометрический метод?
14. Зачем педагогике нужны количественные методы?
15. Объясните назначение статистического метода.
16. Что такое шкалирование?
17. Для каких целей применяется моделирование?
18. Какие методы вы будете использовать для изучения опыта
своего коллеги?
19. Какие методы вы будете применять для изучения личности
школьников?
20. Что вы знаете о новейших методах педагогических исследо
ваний?
Щ|1 Литература для самообразования
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1982.
Введение в научное исследование по педагогике. — М., 1988.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. — М., 1982.
Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. — М., 1968.
Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М.А. Данилова, Н.И. Болдырева. — М., 1971.
Скалова Я. Методология и методы педагогических исследований. — М., 1989.
щ | ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ |
ТЕМА 3 | |
V-/ I 72 II Процесс развития личности 76~]11 Наследственность и развитие ,•" " - К.1 ИР Влияние среды на развитие личности К7]11 Развитие и воспитание |^ИИИЯ| 90 ||1 Деятельность как фактор развития Г 93|Р Дигностика развития ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ | |
Минимально не изучения матер] | обходимое время (в минутах) 1 дала темы (МНВ) ........................................ 38 1 |
Трудность (в уа изучаемого мат« | ювных единицах от 1.00) 1 :риала ......................................................... 0,74 1 |
Время (в минут ценного усвоен | ах), необходимое для полно- 1 ия знаний ...................................................... 180 I |
Процесс развития личности
В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Понятие «развитие» уже определялось выше. Это, напомним, процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития — становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.
Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» — социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.
Развитие человека — очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступа-
н-льному движению от низшего к высшему. Характерная осо-иность этого процесса — диалектический переход количе-иснных изменений в качественные преобразования физиче-их, психических и духовных характеристик личности.
Представители различных философских течений по-разно-I объясняют этот во многом еще не познанный процесс.
Развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; развитие происходит независимо от условий + и ши и детерминировано лишь «врожденной потенцией»; раз-иитие человека фаталистически обусловлено его судьбой, в ко-горой никто и ничего изменить не может, — это лишь небольшим часть мнений представителей идеалистической философии. Диалектико-материалистическая философия трактует раз-иигис как свойство живой материи, присущее ей изначально благодаря свойственному материи движению и самодвижению. И развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие иг животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, чело-иск создает средства существования своим трудом.
Движущая сила развития — борьба противоречий. Последние уподобляются тому «вечному двигателю», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и об-моннений. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ми придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу кик диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием. Да и сам человек «соткан» из противоречий. Различают противоречия внутренние и внешние, общие (уни-исреальные), движущие развитием человеческих масс, и индивидуальные — характерные для отдельно взятого человека. Уни-иерсальный характер имеют противоречия между возникающими иод влиянием объективных факторов потребностями чело-иски, начиная от простых материальных и кончая высшими ду-чониыми, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении рашюнесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и имражаются в индивидуальных побуждениях человека, а инешние — стимулируются силами извне, отношениями чело-иска с другими людьми, обществом, природой. Одно из основных шутренних противоречий — расхождение между возника-
ющими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их психики и интеллекта, социальной зрелости. «Хочу» — «могу», «знаю» — «не знаю», «можно» — «нельзя», «есть» — «нет» — это типичные пары, емко выражающие наши постоянные противоречия.