Задачи интегрированного курса по развитию речи, обучению грамоте и письму
1. Воспитание внимания к 'звуковой стороне речи, формирование фоне-
матического восприятия:
-- развитие артикуляционной моторики;
- уточнение правильного произношения звуков;
- различение этих 'звуков на слух;
- дифференциация согласных звуков по твердости--мягкости: ф-фь: по
звонкости - глухости: в-ф; по месту и способу образования с- ц, ль-й, ч-ть, ч- сь, щ-ч, ш-сь:
- формирование умения характеризовать звук;
- выделение звуков из состава слова;
-- анализ и синтез слогов (обратных, прямых, 'закрытых и со стечением
согласных) и слов различного звуко-слогового состава;
- преобразование слогов и слов;
-- совершенствование навыка 'звукового анализа при решении кроссвордов
Иребусов.
2. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова и к способам словообразования. Формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:
- образование существительных родительного падежа множественного числа (птиц, лосей);
- образование существительных предложного падежа единственного и множественного числа (в траве, о цветах);
- образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа с предлогом без (без хобота, без окон);
- согласование прилагательных с существительными в роле и числе (белый ,-бант, белое платье);
- образование падежных форм существительных и прилагательных в форме множественного числа (шаловливые мышата, шаловливых мышат);
- согласование существительных с числительными (пять шаров, три дерева);
- употребление глаголов: мочь, класть; одеть, надеть;
- образование притяжательных прилагательных (кошачий хвост, медвежья
лапа);
- образование существительных с суффиксами уменьшительно -ласкательного значения: -ок, - ек, - ик (грибок, цветочек, кустик);
- образование сравнительной степени прилагательных (вкуснее, красивее);
- формирование умения подбирать родственные слова (мышь мышата, мышиный);
-образование сложных слов (самовар, коневод);
- образование слов - антонимов (тихий -- громкий);
-образование существительных с помощью суффиксов: -иц, -щик, -ищ
(медведица, носильщик, ручищи);
- употребление разноспрягаемого глагол а хотеть;
- образование сложных слов (фоторужье);
- формирование умения изменять глаголы по лицам и числам.
3, Работа над предложением. Составление предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам:
- составление простых распространенных предложений без предлога;
- составление простых распространенных предложений с предлогами: к,
с, со, за, из-за, без, под, из-под, над, между, перед;
- выделение слов в предложении, определение их количества;
- составление рассказа по серии картинок и опорным словам;
- составление деформированных предложений;
- составление сложноподчиненны» предложений с союзом потому что;
- составление предложений по опорным словам и объединение их в рас- заучивание наизусть стихов, скороговорок, пословиц;
- развитие интонационной выразительной речи.
4.Развитие просодической стороны речи.
5.Обучение грамоте:
- знакомство с буквами;
- дифференциация звуков и букв;
-звуко-буквенный анализ и синтез слов различного звуко-слогового состава и предложений из 2, 3, 4 слов с использованием разрезной азбуки и печатания;
- преобразование слогов и слов;
- составление схемы предложения из 4 слов с предлогом, чтение схемы
предложения:
- формирование навыка чтения обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, плавного слогового, сознательного чтения слов, предложений, текстов;
- формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы, пересказывать прочитанное;
- развитие графических навыков;
- ознакомление с правилами письма предложения, с правописанием ши,
жи; чу, ча, щу, ща, парных звонких и глухих согласных в конце слова и безударных гласных;
- обозначение мягкости согласных буквой ь;
_ знакомство с разделительной функцией ь и Ъ 'таков,
6. Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
7. Подготовка руки к письму:
-знакомство с контурами предмета и его свойствами;
- знакомство с рабочей строкой;
-упражнения на ориентировку в плоскости листа тетради;
-обведение мелких предметов по нанесенным точкам в ограниченном пространстве;
- безотрывное, плавное обведение предметов по контуру;
--заштриховка предметов внутри его контура.