Учебные заведения древней руси
В Древней Руси в основном воспитание и образование детей – осуществлялось семьей и влиянием окружающей среды. Родители договаривались с «мастером грамоты» об обучении детей: чему учить, за сколько времени и за какую плату. Но существовали и учебные заведения. Со времени установления христианства на Руси постоянно увеличивалась потребность в людях, способных переписывать и читать священные книги, распространяя в народе основы христианского учения. Уже в 988 г. при князе Владимире, после крещения Руси, в Киеве возникла первая школа «учения книжного», которая, как и все последующие, испытывала на себе влияние Византии, передавшей Руси христианскую веру. Особого размаха такие школы достигли при Ярославе Мудром. Учителями чаще всего были русские или греческие монахи. При княжеском дворе, церквах Суздаля, Владимира и других городов создавались школы, обучение в которых велось на славянском языке, родном и понятном, в отличие от европейских школ, обучавших детей на незнакомом или малознакомом латинском.
Создание в 863 г. Кириллом и Мефодием славянской азбуки способствовало сохранению самобытности русской древней школы. О распространении грамотности не только среди князей и служителей церкви, но и среди простого народа свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время раскопок. В 1988 г. такие грамоты были обнаружены на территории Москвы. В грамотах отражены бытовые подробности жизни горожан, особенности обучения того времени. Помимо письма и чтения детей обучали умению на основе изученных текстов составлять, переплетать и иллюстрировать свои собственные книги, в содержание которых входили основные принципы христианского учения. Знакомя с навыками счета, использовали образные примеры, счет на пальцах, а также цифровой алфавит, т.е. написание цифр посредством букв: а – 1, б – 2, в – 3 . В 1136 г. было написано сочинение Кирика Новгородца «Учение им же ведати человеку числа всех лет», которое обращалось к практическому значению счета в повседневной жизни, использовало математическую логику и символику.
Обучались не только мальчики, но и девочки, для которых открывались специальные школы, например, в 1086 г. княгиня Анна Всеволодовна собрала при Андреевском монастыре Киева около 300 воспитанниц для обучения их «писанию, ремеслам, пению, швению...», а в XIII в. в Суздале существовали училища для девочек.
О широком распространении грамотности на Руси свидетельствует не только наличие школ «книжного учения», берестяные грамоты и орудия письма, но также и обилие надписей на различных бытовых предметах (горшках, посуде, рукомойниках, оружии), сделанные их изготовителями или владельцами. Развитие образовательной системы было прекращено и школы «учения книжного» пришли в упадок в XIII в., когда многие русские города оказались разгромленными татаро-монгольскими завоевателями.
Закончилось время Киевской Руси и ее воспитательно-образовательной деятельности, которое мы обозначили IX–XIII вв., и наступало время развития, вместе с Московским государством, московской педагогики XIV–XVII вв.
Ордынское нашествие, нанесшее значительный ущерб русской культуре, не сумело надолго остановить образовательные процессы, получившие в XIV в. новое развитие. На смену бересте и пергаменту пришла бумага. Один из первых русских документов, написанных на ней, относится к 1351 г. Это была грамота о порядке управления Московским княжеством, подписанная сыновьями Ивана Калиты. Церковные школы по-прежнему обучали детей умению читать и писать на основе Часослова и Псалтыри. Достаточно высоким по тем временам стало монастырское обучение, зачинателем которого явился основатель Троицкого монастыря, «Игумен Земли Русской» Сергий Радонежский (1314–1391), выдвинувший задачу нравственно-религиозного воспитания и духовного самосовершенствования. Он определил главную цель воспитания как достижение духовного совершенства путем напряженной мыслительной деятельности, для которой необходимы такие методы как беседы со старцами, чтение и осмысление святых книг и наставлений отцов церкви, рукоделие (различные ремесленные работы), пение, молитвы, выполнение заповедей Христа. Для соблюдения заповедей необходимо не нарушать их ни в поступках, ни в мыслях.
Во второй половине XV – начале XVI в. грамотность снова стала распространенным явлением. Обучать ей начинали рано: с пяти- шестилетнего возраста либо под руководством священников, либо в семье. Детей знати учили греческому языку, а с середины XVI в. немецкому и польскому, латинскому. При царском дворе служили толмачи, т.е. переводчики, говорившие на разных иностранных языках и участвовавшие в дипломатических переговорах. Зажиточные хозяева вели письменный учет своего имущества, ремесленники подписывали свои изделия: кружки и братины, кувшины и рукомойники, оружие и доспехи. Челобитные, т.е. просьбы и донесения, направляемые к царю и властям, нередко писались самими горожанами.
В XVI в. к имеющимся монастырским и церковным библиотекам добавились частные, принадлежавшие отдельным хозяевам, например, такая библиотека была у царя Ивана Грозного, у Сильвестра, собирателя рукописных книг, автора «Домостроя».
На состоянии образовательного дела отразилось возникновение книгопечатания. До середины XVI в. книг было мало, писались они трудно и долго, стоили чрезвычайно дорого, к тому же переписчики нередко вносили в тексты собственные ошибки. В 1574 г. Иван Федоров издал для обучения детей грамоте «Азбуку», основу которой составил буквослагательный метод. Такой способ обучения был труден, о чем можно судить даже по народным пословицам: «Азбука наука, а ребятам бука (мука)», «Азбуку учат, во всю избу кричат». Вместе с тем этот метод развивал в детях долготерпение. Другим распространенным учебником была «Псалтырь», одна из книг Ветхого завета, состоящая из текстов религиозного содержания.
Во второй половине XVI в. в Москве для подготовки дьяков, переводчиков и писцов, организовывались школы, в которых обучали славянской грамматике, литературе, риторике, греческому и латинскому языкам. В это же время в Киеве, Львове, других городах западных рубежей страны создавались «братские школы», задача которых состояла в защите православного вероисповедания от натиска католических настроений.
XVII век – время создания широкой базы для будущего российского школьного образования. Появились первые школы, в которых детей обучали счету и грамоте в Москве Ообучение большинства детей по-прежнему проводилось «мастерами», т.е. учителями из грамотных священников, дьяконов, подьячих. Обычно ученики обучались с семи до шестнадцати лет.
В 1648 г. при Андреевском монастыре на Воробьевых горах было организовано боярином и активным государственным деятелем Федором Михайловичем Ртищевым училище словесных наук и греческого языка.
Для учебных заведений издавались руководства по арифметике и грамматике. О методике преподавания говорит, например, обложка изданного в 1634 г. букваря Василия Бурцова, на которой изображен учебный класс и учитель, наказывающий розгами нерадивого ученика. Этот учебник, неоднократно издававшийся на московском Печатном дворе, стоил одну копейку и был доступен широким слоям населения. В конце XVII в. появился иллюстрированный букварь монаха Кариона Истомина. В 1682 г. было издано пособие для обучения навыкам счета. В рукописях распространялись пособия по обучению математике.