Инновационные учебные заведения

Название инновационных получили учебные заведения, на­чавшие внедрять нововведения или их элементы. Свою при­верженность к инновационному процессу задекларировали ру­ководители почти всех учебных заведений страны. Предстоит выяснить обоснованность этих притязаний, рассмотрев по су­ществу содержание и направленность инновационных преобра­зований.

Для формирования критерия тновационности учебного за­ведения вспомним, что

• нововведения могут не только улучшать течение и резуль­таты учебно-воспитательного процесса, но и ухудшать их;

• объявить об инновации совсем не означает получить по­ложительный эффект;

• инновации осуществляются не ради инноваций, а для улучшения эффективности обучения и воспитания;

• ПС нельзя одновременно улучшать по нескольким пара­метрам. А если нововведения улучшают один аспект, одновре­менно ухудшая другой, — нужны ли они?

• только инновации по существу, а не по названию или форме благоприятствуют улучшению условий учебного и педа­гогического труда.

Из этих ограничений, а также из рассмотренных выше су­щественных признаков нововведений формируется вполне оп­ределенный критерий инновационности учебных заведений. Учебное заведение является инновационным, если:

1) учебно-воспитательный процесс основывается на прин­ципе природосообразности и подчиненных ему принципах классической педагогики;

2) педагогическая система эволюционирует в гуманистичес­ком направлении;

3) организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам школьников и педагогов;

4) повышенные результаты учебно-воспитательного процес­са достигаются не за счет селекции обучаемых или педагогов, а за счет использования нераскрытых и незадействованных воз­можностей системы;

5) продуктивность учебно-воспитательного процесса не яв­ляется прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.

Смысл требований данного критерия в том, чтобы обеспе­чить возможность сравнения школ с различными возможностя­ми: базой, составом педагогов и обучаемых, оборудованием, финансированием и т. д. Если не использовать этот подход, то элитная гимназия всегда автоматически оказывается в ряду ин­новационных, а школа из сельской глубинки зачисляется в разряд отстающих, хотя в первой прирост продуктивности идет за счет селекции педагогов и обучаемых, а во второй — внут­ренних резервов, т. е. действительных инноваций.

Сопоставим инновационные и неинновационные учебные заведения, опираясь на созданный критерий. Для контрастно­сти подчеркнем крайние проявления.

Учебные заведения

неинновационные инновационные  
Определение  
Учебные заведения годами и деся­тилетиями не практикующие но­вовведений, кроме тех, что насаж­даются административной властью вышестоящих просвещенческих органов управления. Функциони­руют преимущественно по инер­ции. Безликие. Единообразные Учебные заведения, внедряющие нововведения по собственной ини­циативе для удовлетворения расту­щих потребностей учащихся и учи­телей, преимущественно за счет внутренних резервов, с учетом но­вых идей и достижений педагоги­ки. Имеющие собственное лицо  
Назначение
Передача знаний, попутное воспитание, ознакомление с существующей культурой, освоение социального опыта. Идеология, политика, государство определяют цели и статус учебного заведения   Содействие самореализации и самоутверждению личности, формирование более совершенных межличностных и общественных отношений. Моделирование перспективных жизненных линий. Гуманизация отношений. Цели и статус определяются личностными требованиями
Вид
Преимущественно государственно ориентированные Личностно и общественно ориентированные
Принципы
Идеологически транформированные Научные, объективные
Характер
Воспроизводящий, нетворческий Творческий, продуктивный
Цель
Усвоение предметно-дисциплинарных знаний   Развитие личности. Предупреждение тупиков развития
Содержание
Разрозненные предметы со слабо выраженными межпредметными связями Ценности (отношения, убеждения, мотивы деятельности). Интегрированные курсы
Учебный процесс
Преобладание фронтальных форм и репродуктивных знаний, действия по образцу Преобладание индивидуальнодифференцированных форм, творческого подхода
Технология
Устаревшая, трудоемкая, медленная и малоэффективная Новая, ориентированная на облегчение ученического и педагогического труда
Управление
Учащийся — объект управления Учащийся — субъект деятельности. Объект управления — целостная педагогическая ситуация. Поддержка личной инициативы обучаемых
Стиль
Авторитарно-репрессивный Демократический, поощряющий
Организация
Традиционная, тяготеющая к администрированию и подавлению Основанная на знании и учете закономерностей жизни растущей и развивающейся личности
Учащийся
Объект воздействия. Цели деятельности задаются учителями Источник собственного развития. Субъект деятельности
Учитель
Служащий. Транслятор знаний. Организатор учебного процесса. Главная функция информационно-контролирующая. Закрытый. Друг детей. Гуманист. Открытый для учащихся. Ориентированный на сотрудничество. Фацилитатор
Контроль
Внешний, операционный Внутренний, целостный
Последствия
Отчуждение от учебных ценностей, школы, учителей. Враждебность, соперничество   Любовь к школе, желание учиться, сотрудничать, развиваться. Сплоченность, взаимопонимание, уверенность
Результаты
Безынициативная, «нафаршированная» отрывками знаний, малоактивная, малоприспособленная к жизни личность   Активная, инициативная, развитая, раскрепощенная, доверяющая себе, уверенная в собственной правоте, жизнеспособная личность
         

Несмотря на неполноту сравнения, можно увидеть основ­ные отличия инновационных учебных заведений от неиннова­ционных, но еще важнее понять, что нововведения, измене­ния, замена старого новым на нынешнем этапе развития шко­лы и педагогики являются призывом к совершенствованию пе­дагогической системы, приближению ее возможностей ко все­ возрастающим запросам личности и общества.

Назад к «новой» школе?

Школы, возвратившиеся в русло классической природосо-образной педагогики, профессор В. Кумарин предлагает, как в начале нашего века, называть новыми. Капитальное исследование этих школ в свое время выполнила Н.К. Круп­ская. Вот ее свидетельства: «В настоящее время насчиты­вается уже довольно много «новых» школ. В 1889 г. первая школа подобного рода была основана д-ром Редди в Англии, в Абботсхольме... Дети в «новых» школах пышут здоровь­ем. На умственное развитие также обращено самое серьез­ное внимание. Нет бессмысленной зубрежки. Самостоя­тельности учеников предоставлен широкий простор. Инте­рес ученика, удовлетворение его потребности в активности, творчестве поставлены в центр преподавания. Внешняя дисциплина и принуждение сведены до минимума. Весь ре­жим школы таков, что захватывает ученика целиком, спо­собствует всестороннему развитию его личности. Совмест­ная разумно организованная работа учит умению жить и ра­ботать совместно с другими. Школьное самоуправление приучает к умению организовать общественную жизнь. По сравнению с обычными средними школами «новые» школы являются огромным шагом вперед».

Еще Я.А. Коменский писал, что заставлять ребенка каж­дый день сидеть над книгами по 6—8 часов в классе и еще столько же за домашними заданиями является «пыткой, до­водящей до обмороков и умственного расстройства», и до­казывал, что учение должно быть делом «приятным и лег­ким», занимающим в день не более 4 часов.

Учтя это положение, Редди установил в своей школе та­кой порядок:

Умственный труд —5ч

Спорт и ручной труд — 4,5 ч

Артистические занятия и общественные развлечения — 2,5 ч Сон —9ч

Принятие пищи и свободное время — 3 ч

Воскресенье — день отдыха и полного отсутствия регламента1.

Но это не все. На здоровье работают и каникулы: 7 не­дель летом, 4 недели на Рождество, 3 недели весной. Три с половиной месяца в году! Но и тут ни часа безделья! Веч­ный спутник жизни — спорт, любая возможность подрабо­тать — с первых школьных лет ребенок имеет свой денеж­ный счет.

Развиваясь на основе этой идеи, нынешняя американская школа прежде всего и больше всего думает о здоровье де­тей. О перегрузке учением здесь и не ведают. Если не дает­ся физика или математика, никому не придет в голову ло­мать из-за этого жизнь ребенка, как это делалось, скажем, в советской школе ради «овладения основами наук» и как это продолжают делать еще и сегодня.

Начиная с детского сада все дети Америки тестируются, чтобы по возможности точно определить, какое образова­тельное (и не только образовательное!) предложение в наи­большей мере совпадает с врожденными способностями ребенка и пойдет ему впрок без перенапряжения.

После начальной школы обязательных предметов три: спорт, английский язык, обществоведение. Остальные на выбор. Из 200 предложений. Пока в совокупности не набе­рется от 17 до 21 зачетного очка (каждый учебный предмет эквивалентен определенному количеству очков: за английский — 3 очка, за спорт — тоже 3, за математику — 2, географию — 1 и т. д.). Из обязательных и свободно выбранных предметов старшеклассник составляет себе индивидуаль­ный план и до окончания школы подчиняется только ему.

Выбирают, разумеется, то, что нужно для будущей про­фессии, для хорошего заработка, для конкурентоспособности на рынке труда. Случайность выбора исключена. Службы тестирования и профориентации, как правило, не ошибают­ся. Отсюда серьезное отношение к учебе: сам выбрал — сам и отвечай. Отсюда и самая высокая производитель­ность труда, немыслимая экономическая мощь, дом — пол­ная чаша.

Опершись на могучие плечи принципа природосообразности, школа Европы и США быстро оправилась от кризиса, все лучше и лучше служит своим питомцам.

«Но если сегодня наша школа страдает от той же болез­ни, которой переболела школа Европы и США, — пишет профессор В.А. Кумарин, — то зачем мучить детей и самим мучиться ради дурацкого каприза? Ведь другого лекарства нет и быть не может! Возьмем готовое, сто раз проверенное и бесплатное, да и вылезем наконец из трясины на радость детишкам».

Имидж учебного заведения

Стратегия инновационной деятельности требует длитель­ного изучения перспективы развития учебного заведения. Когда разработана концепция нововведений, возникает про­блема имиджа учебного заведения — наглядного закрепле­ния инновационных преобразований.

В переводе с английского «имидж» означает «образ», «отражение». Проблема имиджа учебного заведения — это проблема оформления во внешнем образе внутреннего со­держания, задач и особенностей его деятельности. Значе­ние, естественно, имеет лишь как привлекательный для ро­дителей, педагогов, учащихся позитивный образ. Во всем мире учебные заведения тщательно формируют, сохраняют и отстаивают свое лицо.

В США, например, на это не жалеют ни времени, ни уси­лий, ни средств. В рыночных условиях между учебными за­ведениями существует жесткая конкуренция и поэтому пе­ред каждым из них остро стоит проблема выживания, где имидж играет не последнюю роль. Создание его — это хо­рошо организованная реклама, главным направлением ко­торой считается выработка «фирменного стиля». Послед­ний включает:

• фирменный знак — зарегистрированное в установлен­ном порядке графическое изображение, помогающее отли­чить учебное заведение;

• логотип — слово, являющееся полным или сокращен­ным названием учебного заведения;

• фирменный цвет;

• фирменный комплект шрифтов;

• фирменная константа (формат, верстка текста, офор­мление иллюстраций);

• фирменный блок и т. д.

Исследования показывают, что примерно 70% обучаемых и их родителей делают свой выбор под влиянием созданно­го учебным заведением положительного имиджа. Поддер­жание его является важнейшей составной частью воспита­тельного процесса и неотъемлемым элементом националь­ной программы формирования патриотизма граждан.

Конечно, наши сельские школы еще долго не будут конку­рировать между собой, а вот для больших городов создание фирменного стиля учебных заведений уже становится проблемой. Создание положительного имиджа позволяет школе решать следующие основные задачи:

а) пропагандировать свои достижения;

б) закладывать в образе школы основные цели, к кото­рым она стремится;

в) стимулировать положительное отношение широкой об­щественности к школе.

Уже понятно, что работа по формированию положитель­ного имиджа должна развертываться в двух основных на­правлениях: внутри школы и вне ее. Очень важно создать специфическую внутреннюю атмосферу учебного заведе­ния, показателем которой являются:

• признание идей, ценностей, интеллектуального, личност­ного развития человека, создание атмосферы творчества;

• соблюдение принципов гуманизма, партнерства, взаи­мопомощи, демократизма как между самими учащимися, так и между учащимися и педагогами, администрацией, педаго­гами и родителями;

• обеспечение условий для положительного принятия каждой личности, обучающейся или работающей в школе, взаимодействующей с ней.

Опыт лучших русских дореволюционных учебных заведе­ний подтверждает, что важнейшей характеристикой имиджа в лучших из них были «школьные братства» с их системой традиций, обычаев, стиля, одежды и т. д. К слову, одежда как фирменный атрибут школы используется широко во всем мире. Шапки, шарфы, галстуки, воротнички, футболки, знач­ки, ленты с гордостью носятся педагогами и учащимися, под­черкивая их принадлежность к «школьному братству».

Инновационные процессы в педагогике порождают многие проблемы, не видеть которые не имеем права. Многообразие школ — бесспорное благо. Но увлечение им может привести и к отрицательным последствиям. Одно из таких уже очевидных последствий — отсутствие реальных инноваций за броскими вывесками. В каждом почти городе России вас встретят: «Гим­назия», «Академическая гимназия», «Академия», «Школа-гим­назия», «Школа с гимназическими классами», «Казачий купе-ческо-фермерский лицей», «Кадетский корпус», «Школа радо­сти», «Республика солнца», «Школа разноуравневого и разнонаправленного обучения» и т. д. и т. п. Естественно возникают вопросы: что стоит за этими новыми громкими вывесками? Как все это согласуется с интересами детей?

В перестроечный период стали создаваться различные типы образовательных учреждений, в том числе и для детей, склон­ных к умственной деятельности, — гимназии и лицеи. Приве­дем определения гимназии и лицея, данные в словаре-справоч­нике профессора В.М. Полонского.

Гимназия — общеобразовательное учебное заведение с уг­лубленным изучением учебных предметов, призванное обеспе­чить вариативность образования в зависимости от направления учебного заведения, изучение образовательных дисциплин и кур­сов основ наук по профилю (гуманитарному, естественнонауч­ному, эстетическому и др.), выбранному учащимися. «Положе­ние о гимназиях», утвержденное Минобразования России в 1990 г., предусматривает создание гимназий гуманитарного, пе­дагогического, технического направлений. В составе гимназии выделяются прогимназические (I—VII), собственно гимнази­ческие (VIII—IX) классы и абитура (XII класс, один год по же­ланию).

По материалам Госкомстата России, на начало 1993/94 учеб­ного года в регионах Российской Федерации функционировало около 600 гимназий, в которых обучалось более 400 тыс. уча­щихся.

Лицей — общеобразовательное учебное заведение с углублен­ным изучением дисциплин по определенному профилю. В от­личие от широкого гуманитарного гимназического это образо­вание с более узкой дифференциацией, например лицей техни­ко-математический, биолого-химический, технический. В ли­цее дается и предпрофессиональная подготовка. Лицей, как и гимназия, может существовать в двух вариантах: как школа 2-й и 3-й ступеней или как школа, включающая старшее звено с трехгодичным сроком обучения.

По данным Госкомстата России, на начало 1993/94 учебно­го года в регионах функционировало около 300 лицеев, в кото­рых обучалось свыше 200 тыс. учащихся.

Вывеска еще не создает ни условий, ни возможностей, не гарантирует образования высокого качества. Лучшие учебные заведения носят скромные названия. Будем и здесь, как и во всем остальном, смотреть в корень.

Главное, что отличает гимназии и лицеи от других типов образовательных учреждений, это их особая философия, цен­ности, цели и образ выпускника. Содержание образования в них, скорее, не столько углублено, сколько расширено. И что самое главное — ведется многотрудная работа по межпредмет­ной координации учебных курсов. В хорошей гимназии, в до­бротном лицее тщательно выбирается из нескольких возмож­ных вариантов и обстоятельно обосновывается оптимальное соотношение математической, естественнонаучной, гуманитар­ной и других составляющих содержания образования, с тем чтобы выпускник был широко эрудированным человеком со сформированным системным мышлением и мировоззрением, с устойчивой мотивацией на дальнейшее познание науки, техни­ки, культуры, искусства.

Сколько же нам нужно гимназий и лицеев? Их должно быть столько, чтобы ни один интеллектуально одаренный ре­бенок не попал в класс для детей с задержками в развитии, чтобы все дети, нуждающиеся в обучении по специальным тех­нологиям, могли иметь такую возможность. И, конечно же, ос­новным типом школы при этом останется обычная общеобра­зовательная школа адаптивного характера с развитой диффе­ренциацией обучения, с широким набором разнообразных об­разовательных услуг, максимально удовлетворяющих нужды, запросы, потребности подавляющего большинства детей.

А. Моисеев и М. Поташник считают, что нынешняя реаль­ная потребность населения в учреждениях повышенного уров­ня образования примерно в три раза меньше, т. е. в этих уч­реждениях обучаются не только и не столько одаренные дети, сколько обычные ребята с сохраненным интеллектом, как го­ворят психологи. Конечно же, они учатся с перегрузкой и по­тому с ущербом для своего здоровья и духовного развития. Не­редко выпускники заканчивают гимназии и лицеи с чувством отвращения к учебе. Это издержки столь распространенной сейчас моды на повсеместное открытие гимназий и лицеев не­зависимо от реальной потребности и возможностей создания этих учреждений (кадровых, материальных, научно-методичес­ких и т.д.).

VII. Инновационными называются учебные заведения, в которых:

1) внедряются нововведения или их элементы;

2) нововведения всесторонне обоснованы;

3) нововведения обязательно улучшают условия учебного и педагогического труда;

4) совершенствование ПС осуществляется преимуще­ственно за счет внутренних резервов;

5) все ответы правильные.

VIII. В инновационных учебных заведениях повышенная эффективность достигается за счет:

1) селекции учителей и учащихся;

2) повышения нагрузок на учителей и учащихся;

3) увеличения длительности обучения;

4) внедрения более совершенных технологий;

5) смены названий и ориентации.

Наши рекомендации