Психолого-педагогическая готовность обучения в школе
1. Педагогическая готовность определяется уровнем владения ЗУМ, необходимых для обучения в школе:
· Навыки прямого и обратного счета
· Выполнение элементарных математических операций
· Знание печатных букв или чтение
· Пересказ содержания текстов
· Чтение стихов
2. Психологическая готовность:
1. Личностная готовность - новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую общественнозначимую деятельность, что образует внутреннюю позицию школьника. Ребенок должен вступить в новый вид общения – внеситуативно-личностный. Восприятие взрослого, как авторитета и образца для подражания. В личностную готовность входит и отношение к себе. Если самооценка ребенка завышена и недифференцированная, что характерно для дошкольников, о личностной готовности к школе говорить не приходится.
2. Коммуникативная готовность – умение устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми, а так же с учителем.
3. Интеллектуальная готовность. С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук, для этого необходимо:
· Владеть средствами познавательной деятельности
· Осуществлять основные мыслительные операции: сравнения, обобщения
· Наличие умственной активности ребенка, широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.
4. Волевая готовность. Школьная жизнь требует от ребенка соблюдения большего количества правил. В этом возрасте правила становятся внутренним регулятором действия ребенка.
ЭТНОПЕДАГОГИКА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ. РОЛЬ И МЕСТО ЭТНОПЕД В СОВРЕМЕННОМ ВОСПИТАНИИ.
Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.
Задачи
1) выявление этнической специфики народной педагогики в традиционных культурах различных этносов;
2) поиск закономерностей становления и развития традиционной педагогической культуры народных масс под воздействием социальных, экономических и других факторов;
3) способы отражения и функционирования в современной воспитательной практике педагогических воззрений и опыта предыдущих поколений;
4) поиск путей использования прогрессивного народнопедагогического наследия в условиях современной системы образования.
Опыт этнопедагогики используется для воспитания экоориентированного типа личности через сбор и изучение информации о традиционной культуре народов в одном из подразделов экологии, получившем название этноэкология (в западной литературе — культурная антропология).
Специфика
Народная педагогика имеет ту особенность, что в ней нет строго сформулированных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Это — клад коллективного творчества разных людей многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками. Народный ум как и воспитательный опыт есть плод наблюдений за развитием детей, взаимоотношений между детьми, также детьми и взрослыми. Формулируется это в кратких изречениях, заповедях, поучительных пожеланиях. Эти изречения и пожелания выступают как бы в качестве постулатов и аксиом народной педагогики. Таковы, например, изречения: каковы родители — таковы дети; учи дитя, пока оно лежит поперек лавки; век живи— век учись и многие другие. Подобные изречения могут быть краткими напоминаниями и наставлениями о том, как поступать в некоторых воспитательных ситуациях: детей наказывай стыдом, а не кнутом; примеры полезнее наставлений; строгость учителя лучше ласки отца и др.
Предметом исследования народной педагогики и является педагогическая культура народных масс, выработанная многовековым опытом человечества и бытующая в народе до наших дней.
Методы научного этнопедагогического исследования. В этнопедагогике как новой отрасли знаний формируются собственные методы познания, каковыми являются:
теоретического уровня:
- историко-педагогический анализ и синтез (определение целей, предмета и задач исследования, развития педагогических представлений и воспитательной практики народа в разные периоды его этногенеза;
- выявление истоков и основных направлений генезиса этнопедагогики);
- сравнение и обобщение (обработка и этнопедагогическая интерпретация библиографических указателей, историографических, этнографических и фольклорных изданий, археологических материалов);
- историко-структурный (с помощью которого осуществляется структуризация приобретенного историко-педагогического знания и соотношение ее с конкретными периодами, доминантными идеями);
- конструктивно-генетический (рассмотрение трансформации историко-педагогических знаний в течение ХІІІ–ХХ вв.);
- аксиологический (заключается в соотношении объектов, которые изучаются, и тех или иных ценностей, благодаря чему и осуществляется отбор объектов и их оценка);
- персоналистично-биографический (применяется для анализа педагогической литературы, посвященной педагогическим персоналиям);
- прогностический (моделирование, метод экспертных оценок).
эмпирического уровня: