Наиболее распространённые ошибки при составлении тестов
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Москва 2011
УДК 619:378.6 (07)
Методические рекомендации, под общей редакцией ректора ФГБОУ ВПО МГАВМиБ, академика РАСХН, профессора Василевича Фёдора Ивановича, разработали:
Член-корреспондент РАСХН, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Кочиш И.И.
Начальник Учебно-методического управления, кандидат ветеринарных наук, доцент Мещеряков О.Ю.
Зав. кафедрой микробиологии, доктор биологических наук, профессор Грязнева Т.Н.
Руководитель сектора обеспечения качества образования, кандидат биологических наук Васенко С.В.
Методические указания по разработке педагогических тестов для контроля качества обучения студентов содержат основные тестологические понятия и определения, методику составления тестов, примеры тестовых заданий, а также наиболее распространённые ошибки при составлении тестов. Данные указания включают в себя приложения - формы заполнения результатов тестирования, тестовых материалов, паспорт фонда тестовых заданий,
Данные указания предназначены для преподавателей академии, приступающих к составлению тестов контроля знаний студентов.
Рецензент: заведующий кафедрой патологической физиологии, докт. вет. наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный деятель науки РБ Байматов Валерий Нурмухаметович.
Утверждены на заседании учебно-методических комиссий факультетов (ВМ, ВБ, ЗТА, ТЭС).
ВВЕДЕНИЕ
Тестирование учебных достижений студентов - один из элементов менеджмента качества вуза. Внутреннее тестирование - универсальный инструмент определения уровня обученности студентов на всех этапах образовательного процесса, в том числе для оценки уровня остаточных знаний.
К достоинствам метода тестирования относится:
- объективность оценки тестирования;
- оперативность, быстрота оценки;
- простота и доступность;
- пригодность результатов тестирования для компьютерной обработки и использования статистических методов оценки.
Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания каждого студента с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого. Индивидуальные результаты тестирования можно сравнить с результатами других студентов этой же группы и проранжировать их, можно сравнить результаты тестирования нескольких групп и т.д.
Помимо уровня знаний с помощью теста, можно оценить структуру знаний, то есть установить наличие последовательности в усвоенных обучающимися знаниях, отсутствие пробелов.
Основные цели тестирования рассматриваются в связи с задачами внутривузовского управления качеством подготовки специалистов, а также с задачами итоговой аттестации выпускников, государственной аттестации и аккредитации вуза.
В настоящих методических указаниях даны рекомендации преподавателям, приступающим к созданию специальных тестов для оценки знаний, умений и навыков студентов.
Цель тестового задания - получить ответ от испытуемого, на основе которого может быть сделан вывод о его знаниях, интеллектуальных умениях, способностях, представлениях, навыках в определенной области содержания.
В ФГБОУ ВПО МГАВМиБ внутреннее тестирование применяется в нескольких случаях:
1. Для проведения рубежного контроля по дисциплине («Рубежный контроль»). Данное тестирование должно содержать от 20 до 30 тестовых заданий и проводиться после изучения каждого раздела дисциплины.
2. Для проведения зачётного и экзаменационного контроля («Промежуточная аттестация»). Данное тестирование должно содержать от 40 до 60 тестовых заданий и проводиться как вариант зачёта или экзамена по заранее установленным дисциплинам.
3. Для проверки остаточных знаний студентов по специальностям и направлениям подготовки на этапе самообследования.
Тестовые задания должны быть согласованы с учебно- методическими комиссиями факультетов и утверждены заведующим кафедрой и деканом факультета. Печатный экземпляр тестов должен храниться на кафедре.
1. Основные понятия и определения
Тест - это стандартизованное задание, по результатам выполнения которого дается оценка уровня знаний, умений и навыков испытуемого.
Тест состоит из тестовых (контрольных) заданий и правильных (образцовых) ответов к ним.
Дистракторы (от англ. distract - отвлечение внимания) - варианты ответов в заданиях с выбором, не являющиеся правильными решениями, но внешне близкие к правильному решению.
Требования к дистракторам:
• По возможности, не следует делать ответы длинными.
• Одно и то же слово (или словосочетание, или однокоренное слово) не должно находиться в тексте задания и правильном ответе.
• Все ответы должны быть подобными (аналогичными, похожими), это касается и их внешнего вида, и грамматической структуры.
• В вариантах ответа на задания желательна краткость.
• Ответы на основу задания должны быть сформулированы достаточно просто, чтобы были понятны существенные различия между ними.
• Каждый дистрактор должен быть правдоподобным, внушающим доверие, вполне убедительным и привлекательным для экзаменующихся.
Тестовое задание (ТЗ) - это высказывание, суждение, технология, образ, схема, конструкция и другие составляющие, которые должен принять, опровергнуть, выбрать, спроектировать, предложить тестируемый.
Требования к тестовым заданиям:
-Задания должны быть направлены на проверку значимых элементов содержания, а не тех, которые проще формулируются или просты в обработке.
- Текст задания должен исключать всякую двусмысленность и неясность формулировок.
- Текст задания формулируется предельно кратко, т.е. освобождается от всякого постороннего для данной проблемы материала. Текст задания должен иметь предельно простую синтаксическую конструкцию.
- В задании не используются слова, вызывающие различное понимание у испытуемых, а также слова, являющиеся подсказкой, например, «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».
- В заданиях, носящих составной характер, необходимо обеспечить такую последовательность, чтобы правильность выполнения одного задания не зависела от правильности выполнения другого задания данной группы.
- В тексте задания исключается двойное отрицание.
- Используемая в заданиях терминология не должна выходить за рамки учебной литературы, используемой в вузе.
2. Формы тестовых заданий
Существуют разные формы тестовых заданий.
Задания закрытой формы, в которых студенты выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания:
Модель пространственной структуры молекулы ДНК (двойная спираль) была предложена... (знаком + отмечен правильный ответ).
Укажите не менее двух вариантов ответа,
а) М.Я. Шлейдоном
б) Ф.Х.К. Криком *
в) И.П. Мюллером
г) Д.Д. Уотсоном *
в) Ж.Л. Моно
*-здесь и далее обозначен правильный ответ.
Эволюция живой природы обусловлена взаимосвязанным действием таких факторов как... (знаком + отмечен правильный ответ)
Укажите не менее двух вариантов ответа:
а) Пищевые связи в биогеоценозе
б) Приспособленность организма к среде обитания *
в) Борьба за существование и естественный отбор *
г) Наследственная изменчивость *
в) Сезонные изменения в природе
В мезозойскую эру НЕ происходило следующих процессов...
а) Вымирание мамонтов *
б) Распространение покрытосемянных растений
в) Исчезновение древовидных папоротников
г) Возникновение млекопитающих
Разделы микробиологии по областям изучения.
а) Космическая*
б) Техническая*
в) Металлургическая
г) Бытовая
д)Горная
Требования к заданиям закрытой формы:
-в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;
- в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы;
-частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;
- из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого.
Задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа.
Примеры.
Число 1125 в десятичной системе счисления равно__
Ответ: 32
Дополните цитату: При скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой во втором поколении
наблюдается расщепление в определенном числовом отношении:
Ответ: по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1.
Препараты, используемые для лечения свиней, больных
рожей:_____ .
Ответ: пенициллин и гипериммунная сыворотка.
Задания на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия 1лежду элементами двух множеств: Установите соответствие мэжду возбудителями микоплазмо- зов и названиями болезней.
1. М. mycoides 1 Контагиоз. перипневмония КРС
2. М. agalactiae 2 Инфекц. агалактия овец и коз
3. М. mycoides, var. capri 3. Инфекц. плевропневмония коз
4. М. hyopneumoniae 4. Энзоотич. пневмония свиней
5. М. galliseptica 5. Респир. микоплазмоз птиц
6. М. felis 6. Респир. микоплазмоз кошек
Ответ: 1:1, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5, 6:6.
Соответствие между названиями возбудителей клостридио- зов и болезнями, которые они вызывают.
1. С. chauvoei 1. Эмфизематозный карбункул
2. С. tetani 2. Столбняк
3. С. botulinum 3. Ботулизм
4. С. perfringens тип С 4. Анаэробная энтеротоксемия
5. С. septicum, С. Novyi 5. Брадзот
6. С. perfringens тип А 6. Злокачественный отек
Ответ: 1:1, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5, 6:6.
Установите соответствие между группами патогенности микроорганизмов и названиями бактерий, входящих в эти группы. L1:1 группа патогенности L2: II группа L3: III группа L4: IV группа L5:V группа R1: Yersinia pestis R2: Bacillus anthracis R3: Mycobacterium tuberculosis R4: Salmonella dublin R5: Lactobacterium plantarum R6: Archaea vulgaris Ответ: L1:R1 и т.д.
Задания на установление правильной последовательности, в которых от студента требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных преподавателем.
Установите правильную последовательность геологических эр:
а) Мезозой
б) Кайнозой
в) Протерозой
г) Палеозой
Ответ: в, г, а, б.
Расположите учёных согласно времени жизни:
а) Аристотель
б) Вавилов
в) Ломоносов
г) Менделеев
Ответ: а, в, г, б.
Наиболее распространённые ошибки при составлении тестов
1. При разработке тестов следует избегать составления заданий, которые проверяют больше чем одну идею, проблему, концепцию. При этом в правильном ответе и дистракторах не должно содержаться разное количество элементов ответа:
Важнейшими экологическими последствиями глобального загрязнения атмосферы являются ...
1) кислотные осадки и парниковый эффект*
2) демографические параметры
3) извержения вулканов
4) естественные сукцессии
2. В правильном ответе и дистракторах содержится разное количество элементов ответа:
В ходе световой фазы фотосинтеза происходит...
1) фотолиз воды и выделение свободного кислорода*
2) фиксация углекислого газа
3) использование энергии АТФ
4) синтез глюкозы
Клипидам относятся...
1) стероиды, терпены, восжа и фосфолипиды*
2) только стероиды
3) только терпены
4) только фосфолипиды
5)
3. Из дистракторов, как правило, исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания, например:
Области концентрации живого вещества на границе двух сред обитания В Н. Вернадский назвал ...
1) узлами жизни
2) очагами жизни
3) рубежами жизни
4) точками жизни
Следует сделать так:
Области концентрации жизого вещества на границе двух сред обитания В.И. Вернадский назвал___________________________________________ жизни.
1) узлами
2) очагами
3) рубежами
4) точками
Все ответы должны быть грамматически согласованными с основной частью задания. Следует избегать несоответствия родов или падежей:
Круговорот веществ, движущей силой которого является деятельность живых организмов, называется ...
1) биологическим
2) большой
3) геологический
4) антропогенным
5. Следите за склонением иностранных фамилий.
6. Все ответы должны быть грамматически согласованными с основной частью задания. Например, может наблюдаться несоответствие чисел (единственное и множественное):
Пространство, на котором популяция или вид в целом встречается в течение всей своей жизнедеятельности, называется ...
1) ареалом*
2) площадью
3) зонами
4) территориями
В таких случаях в тексте задания следует писать: называ- ет(ют)ся.
7. Не допускается использование словосочетаний: ни один из перечисленных выше; все перечисленные; все, кроме...
Основные способы приспособления организмов к условиям окружающей среды - это ...
1) активный путь, пассивный путь, избегание неблагоприятных воздействий
2) все перечисленные, кроме активного пути*
3) только активный путь*
4) ни один из перечисленных вариантов ответа не верен*
8. Ответы должны быть одинаковы по длине (хотя бы приблизительно), не следует формулировать правильный ответ заметно длиннее или короче, чем дистракто- ры. Следовательно, правильный ответ не должен отличаться внешне по длине от дистракторов:
Для защиты атмосферы от загрязнения проводят ...
1) очистку выбросов предприятий от вредных примесей с помощью газоулавливающих средств*
2) интродукцию растений
3) рекультивацию земель
4) мелиоративные мероприятия
9. Не следует в качестве дистракторов приводить понятия, явно не имеющие отношения к предмету тестирования:
Для физико-химической очистки сточных вод используют ...
1) адсорбер
2) автобус
3) автомат
4) аттестацию
10. Не следует разрабатывать тестовые задания на несоответствие современным научным достижениям или использовать устаревшую информацию:
В настоящее время количество населения на планете составляет человек,
1) 5 млрд
2) 3 млрд
3) 500 млн
4) 100 млн
4. Основные этапы составления теста
4.1. Для облегчения процедуры составления тестов учебный материал должен быть достаточно формализован, т.е. каждый раздел, тему учебной дисциплины (дисциплин) необходимо представить в виде таких задач и (или) вопросов, которые наиболее полно отображают содержание дисциплины (дисциплин). При этом важно выделить главные (проблемные) вопросы, не увлекаясь второстепенными.
4.2. На втором этапе, в зависимости от цели тестирования (текущий контроль знаний, итоговый контроль знаний, оценка остаточных знаний и др.) и формы теста разрабатывается план раскладки задач и вопросов в тестовые задания. Формализация учебного материала и составление тестовых заданий - наиболее ответственные и сложные этапы составления тестов.
4.3. После составления тестовых заданий преподаватель оформляет правильный ответ.
5. Выбор методики оценивания
ответов студентов на задания теста
Методика оценивания ответов студентов осуществляется компьютерной программой на основе простого большинства верных ответов.
Рекомендуется следующий перевод процента правильных ответов в оценку: меньше 50% правильных ответов - неудовлетворительно; от 51 до 65% - удовлетворительно; 66-85% - хорошо; больше 85% - отлично.
Приложение 1
Результаты тестирования студентов ... курса факультета ... при (случай тестирования - рубежный, промежуточный контроль, самообследование) по дисциплине «...»
Специальность (направление подготовки) __________
Курс.
Группа_
Дата проведения.
Рубежный контроль, зачёт, экзамен (указать) Преподаватель (Ф.И.О.)
№ п/п | ФИО студента | Балл | Оценка |
Зав. каф. Преподаватель.
Приложение 2 Порядок заполнения тестовых материалов
Специальность (направление подготовки) ______________________
Факультет ________________________________________________
Дисциплина _______________________________________________
Количество зачётных единиц _________________________________
Составители тестов ________________________________________
Приложение 3
Паспорт фонда тестовых заданий
Специальность (направление подготовки): Дисциплина:
№ п/п | Контролируемые разделы (в соответствии с ГОС ВПО) | Кол-во тестовых заданий |
1. | Название раздела дисциплины | |
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
Всего: |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Киселева, В.П. Оценка качества подготовки студентов по результатам интернет-экзамена в сфере профессионального образования / В.П. Киселева, А.С. Масленников, Г.П. Тикина // Развитие тестовых технологий в России: Тезисы докладов IX Всероссийской научно- методической конференции. - М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.
2. Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
3. Воскресенская, О.Л. Оценка качества подготовки студентов по дисциплине «Физиология растений» на основе результатов интернет- экзамена / О.Л. Воскресенская, Г.П. Тикина // Материалы Всероссийской конференции: Преподавание современной физиологии растений в университетах и вузах страны: проблемы и решения. - М., 2008.
4. Масленников, А.С. Модель исследования качества тестов на основе однопараметрической модели раша / А.С. Масленников, В.П. Киселёва, А.А. Маслак, В.И. Дроздов. - Йошкар-Ола: Национальное ак- кредитационное агентство в сфере образования, 2008, 64 с.
5. Наводнов, В. Г. Модели и алгоритмы проектирования полидисциплинарных педагогических измерительных материалов / В.Г. Наводнов, Л.И. Шарафутдинова. - Йошкар-Ола: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008, 56 с.
6. Киселёва, В.П. Методика определения уровня подготовки студентов по результатам педагогических измерений / В.П. Киселёва, А.С. Масленников, В.Г. Наводнов. - Йошкар-Ола: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008, 42 с.
7. Ефремова, Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании: учебное пособие / Н.Ф. Ефремова. - М.: Логос, 2003, 176 с.
Савельев, Б.А. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования: учебное пособие / Б.А. Савельев, А.С. Масленников. - М.: Логос, 2003,136 с.