Примерный набор материалов для первой младшей группы
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Объекты для исследования в действии | Пирамидки ( 3-5 элементов), окрашенные в основные цвета | 6 разные |
Напольная пирамида (из 6-7 элементов) | ||
Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 элементов) | ||
Набор: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов), 4-х цветов | ||
Дидактический стол | ||
Объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы) | 6-8 | |
Матрешки (3 элемента) | 5 разные | |
Доски-вкладыши (с основными формами) | 5 разные | |
Набор объемных тел (кубы, цилиндры,бруски, шары, диски) | ||
Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов | ||
Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная) | ||
Набор кубиков с цветными гранями (4 цвета) | ||
Ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел | ||
Емкости с крышками разного размера и цвета (для сортировки мелких предметов) | ||
Рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки) | ||
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.) | ||
Ящик для манипулирования со звуко-световыми эффектами | ||
Набор для забивания: молоточек с втулочками (пластмассовые) | ||
Набор шумовых коробочек (по Монтессори) | ||
Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки) | по 1-2 каждого наимен | |
Мягконабивная игрушка (крупная напольная) из тканей разной фактуры | ||
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки | ||
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия — совочки, лопатки | ||
Образно-символический материал | Наборы картинок для группировки, по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки | по 1 набору каждой тематики |
Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики | 10 разные | |
Наборы парных картинок типа "лото" (из 2-3 частей), той же тематики | 5-6 разные | |
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части | 3 разные | |
Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой | 10 разные | |
Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации) | 10 разные | |
Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку - сказочной, социобытовой), крупного формата | 20-30 разные |
Вторая младшая группа
Для детей 3-4 лет материалы для познавательно-исследовательской деятельности подбираются примерно на тех же основаниях, что и для предыдущего возраста. Часть материалов переходит из первой младшей группы, но дети могут открывать новые возможности действия с ними, их группировки, упорядочения, соотнесения элементов и целого. Однако большая часть материалов усложняется, по сравнению с предыдущей возрастной группой.
Объекты для исследования в действии содержат в себе возможности более тонкой дифференцировки внешних свойств (цвета, формы, величины), позволяя ребенку осваивать общепринятые представления о свойствах вещей и их отношениях (сенсорные эталоны). Это наборы для группировки и сериации с более широким диапазоном геометрических форм (до пяти форм), цветов (до 6-8), более сложными отношениями величин (сериационные ряды из 3-5 элементов). Усложняются и объекты для ориентировки в соотношении частей и целого (доски-вкладыши с составными формами — из 2-3 частей, простые объекты-головоломки — сборно-разборные игрушки из нескольких элементов и т.п.). При этом элементы, из которых составляется целое, должны быть очевидны, открыты для восприятия ребенка.
Усложняется по содержанию и образно-символический материал, расширяется его диапазон как по тематике, так и по охвату репрезентированных в каждой теме предметов и явлений. Этот тип материала представлен большим разнообразием наборов картинок для группировки (с геометрическими формами разного цвета, величины и с изображениями различных реальных предметов окружения, до 4-6 каждой группы), сюжетными картинками, сериями картинок для выстраивания последовательностей событий (до 3-4), простыми парными картинками и парными картинками типа "лото", разрезными картинками (из 4-6 элементов) и т.п. Полезны также наборы карточек, дающих возможность группировки по 2-3 признакам-основаниям последовательно (например, по назначению предметов, затем те же карточки — по цвету и т.д.). Образно-символический материал расширяет круг представлений ребенка, стимулирует развитие речи, способствует поиску и установлению признаков сходства и различия, пространственных отношений (целое-части) и временных отношений.
Размещение материала в этой возрастной группе примерно такое же, как в первой младшей группе.