Тема 5. Воспитание, школа и педагогическая мысль в России с древних времен до конца XVIII века.
МОДУЛЬ 5. История педагогики и образования
Тема 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Средневековья и Возрождения
Средние века - период истории центральной и Западной Европы от падения Римской империи до первых буржуазных революций, охватывающего V-XVI века.
Характерные черты средневекового общества Западной Европы. Типы обучения и воспитания. Школы: монастырские, соборные или кафедральные, приходские. Цеховые, гильдейские, городские школы. Университеты. Фома Аквинский – представитель схоластики.
Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Гуманистические идеи педагогов-просветителей. Франсуа Рабле — французский писатель-гуманист. Эразм Роттердамский – филолог, писатель. Томмазо Кампанелла — итальянский философ, социалист-утопист. Томас Мор – английский мыслитель. Витторино де Фельтре — выдающийся математик, профессор философии, «первый школьный учитель нового типа».
Тема 4. Воспитание, образование и педагогическая мысль
В эпоху Нового времени
Основные понятия: принцип природосообразности, ступени познания, дидактика, классно-урочная система, принципы обучения (Я.А. Коменский); свободное воспитание (Жан-Жак Руссо); развивающее обучение (И. Г. Песталоцци, А. Дистервег).
1. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А. Коменского. Дидактические принципы и классно-урочная система Я.А. Коменского. Анализ книги «Великая дидактика».
2. Социально-политические и философские взгляды Дж. Локка. Концепция воспитания джентльмена. Педагогический анализ работы «Мысли о воспитании».
3. Жизнь и педагогическая деятельность Ж.–Ж. Руссо. Социально-политические и философские взгляды Руссо. Теория естественного и свободного воспитания. Педагогический анализ романа «Эмиль или о воспитании».
4. Этапы жизни и педагогической деятельности И. Песталоцци. Теория элементарного образования И. Песталоцци. Основные идеи развивающего обучения.
5. Педагогические взгляды и деятельность А. Дистервега. Правила развивающего и воспитывающего обучения, раскрытые в работе «Руководство к образованию немецких учителей». А. Дистервег о развитии познавательной активности и самодеятельности учащихся.
6. Философские и психологические основы педагогики И. Гербарта. Управление в системе воспитания и обучения Гербарта.
Задания для практической и самостоятельной работы:
1. Подготовьте доклады и сообщения по вопросам темы.
2. Проанализируйте на основе работы «Великая дидактика» педагогическую концепцию Я.А. Коменского. Раскройте идею пансофического образования, перечислите основные дидактические принципы, назовите «Золотое правило дидактики».
3. Напишите эссе на тему (по выбору):
«Влияние педагогической теории Коменского на развитие мировой педагогики ».
«Педагогические идеи Я.А. Коменского в современной теории и практике образования».
«Использование идей развивающего обучения И. Песталоцци и А. Дистервега в современной дидактике и школьной практике».
4. Сопоставьте позиции Дж. Локка и Жан-Жак Руссо.
Позиции | Дж. Локк | Жан-Жак Руссо |
соотношение воспитания и развития | ||
цели воспитания | ||
содержание воспитания | ||
процесс воспитания |
5. Заполните таблицу «Принцип природосообразности воспитания»
Педагоги | Трактовка принципа | Соответствие сущности процесса образования |
Ян Амос Коменский | ||
Жан-Жак Руссо́ | ||
Иоганн Генрих Песталоцци | ||
Фридрих Адольф Дистервег |
6. Сформулируйте требования, предъявляемые А. Дистервегом к учителю, сохраняющие свою актуальность и сегодня.
7. Запишите основные понятия по теме в словарь.
Тема 5. Воспитание, школа и педагогическая мысль в России с древних времен до конца XVIII века.
(ОК-1, ОПК -1, ПК - 5)
Основные понятия:христианство, обычаи, традиции, духовные ценности, авторитарное воспитание.
1. Воспитание в Древней Руси. Характерные черты языческого воспитания у восточных славян.
2. Христианство и традиции воспитания на Руси. Представления о нормах взаимоотношений в семье, материальных и духовных ценностях по «Домострою» и «Поучению Владимира Мономаха детям».
3. Просветительные реформы в XVIII — первой половине XIX вв.Реформы Петра I.
4. Начало организации планомерно создаваемой государственной системы образования. Место М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А. Н. Радищева в развитии народного образования России.
Задания для практической и самостоятельной работы:
1. Подготовьте доклады и сообщения по вопросам темы.
2. Проанализировать различные жанры устного народного творчества (сказки, былины, пословицы, поговорки и т.д.) и определить воспитываемый через них идеал человека, какими качествами личности, по мнению древних славян, должны были обладать юноши, какой должна была быть девушка.
3. Проанализируйте литературный источник «Домострой» (середина XVI в.), содержащий сведения по вопросам быта, хозяйствования и воспитание детей в семье. Согласны ли вы с тем, что «Домострой» называют «методическим пособием по авторитарному воспитанию»?
4. Составьте хронологическую таблицу Петровских реформ и создание специальных учебных заведений.
5. Составьте монолог на тему «Я защищаю…» или «Не могу согласиться с…».
6. Изучите высказывания А. Н. Радищева о сущности понятия «истинный сын отечества», согласны ли вы с его пониманием патриотизма, раскрытого в статье «Беседа о том, что есть сын отечества»?
7. Запишите основные понятия по теме в словарь.