Конфликт – это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения. Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор.

Тема 2. Основы конфликтологии

Определение Конфликта, кризисы в развитии коллектива, конфликты в группе и их разрешение, типы основных конфликтов в ДОЛ.

Конфликт (лат. «столкновение») -столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. В английском словаре «конфликт» определяется, как борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.

В настоящее время при всем многообразии книг и статей, посвященных конфликтам, нет единой классификации конфликтов. Однако большинство авторов (Гришина Г.В., 2002; Почебут Л.Г., Чикер В.А., 2000; и др.) выделяют следующие типы: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.

Основные структурные элементы конфликта:

· Стороны конфликта — люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

· Предмет конфликта — то, из-за чего он возникает.

· Образ конфликтной ситуации отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей — может существенно различаться у разных сторон конфликта.

· Мотивы конфликта — внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей,

· Позиции конфликтующих сторон — то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют.

Кризисы развития коллектива

§ 3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).

§ 7 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).

§ 9 день – Кризис нелюбви (свечка).

§ 13 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи).

§ 17 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).

§ 19 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).

Конфликт не всегда несет только отрицательные последствия. Рассмотрим позитивные функции конфликта: он служит разрядкой напряжения, стимулирует развитие и позитивные изменения взаимодействия, вскрывает проблему и противоречия. Негативные последствия: ухудшение состояния субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др.

Таким образом, конфликт – это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого.

Типы основных конфликтов в Детском оздоровительном лагере:

· вожатый-администрация

· вожатый-родитель

· вожатый-вожатый

· вожатый-ребенок

· ребенок-ребенок

Выделяются 4 стадии прохождения конфликтов:

1. Возникновение конфликта (появление противоречий).

2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной.

3. Конфликтное поведение.

4. Исход конфликта (конструктивный, десконструктивный, замораживание).

Организационный период

Организационный период - это период адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности, период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива.

Адаптация к новым условиям жизнедеятельности предполагает приспособление:

- к условиям закрытого или органического социума;

- к смене основных видов деятельности;

- к новизне общения, установлению коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых;

- к режиму жизни;

- к новым бытовым условиям.

Цель оргпериода – заложить основы существования детского коллектива.

Задачи оргпериода:

- удовлетворить потребность детей в информации о лагере, о людях, в нём работающих, об окрестностях;

- создать необходимые условия для адаптации подростка к новым условиям жизнедеятельности;

- предъявить единые педагогические требования;

- наметить перспективы совместной деятельности с отрядом (планирование);

- организовать деятельность, способствующую раскрытию творческого потенциала детей;

- получить необходимую информацию о каждом ребенке.

Иногда встречающаяся у педагогов ошибка - проводить малые мероприятия, когда в отряд заедут все дети. Хотя их можно и нужно проводить по прибытию очередной новой группы. Заехавшим первым пятерым детям уже дается какое-либо задание, например, подготовить встречу вновь приехавшим детям, или подготовить для них приветственную газету. Следующее проводится, когда заедут еще несколько человек. И так далее. За счет этого можно выявить первых лидеров, быстрее сплотить отряд и дать возможность детям увидеть возможности и способности сверстников.

Обговариваются очень подробно все режимные моменты, законы и правила, т.е. предъявляются детям единые педагогические требования. Проводятся игры на знакомства (желательно подвижные, в группах), развлекательные и др.

Период можно считать удавшимся, если помимо поставленных задач, у ребят возникла потребность и желание участвовать в делах группы.

В первый же день начинается работа по соблюдению режимных моментов (иначе, потом этого не наверстать): тихий час, уборка и др.

Во второй день продолжается выявление способностей детей и их сплочение. Для выполнения этих задач можно предложить детям небольшие творческие дела, которые позволили бы им попеть, потанцевать, поиграть, оформить отрядное место, провести с ними спортивные и музыкальные часы и т. д.

Завершается день (или второй) «огоньком» знакомства, на котором определяются настроение и ожидания ребят, составляется четкое представление об их интересах, увлечениях. К примеру, в форме интервью, «расскажи нам о себе» и др.

Эти дни можно считать состоявшимися, если в отряде все ребята познакомились, чувствуют себя хорошо, охотно выполняют режимные моменты.

Важным итогом оргпериода выступает готовность детского коллектива к сотрудничеству со взрослыми, увлеченность перспективой предстоящей жизнедеятельности, создание атмосферы доверия и доброжелательности между вожатыми и ребятами.

На третий день, безусловно, необходимо в полуигровой форме провести тестирование, где уточняются вкусы, представления и интеллектуально-культурный уровень детей. В данную анкету можно также вводить вопросы по профессиональной предрасположенности подростка, психологической устойчивости и многое другое. Но главное, чтобы среди этих вопросов, находился вопрос, где ребенок должен назвать трех самых интересных ему людей. Количество выборов в пользу каждого и определит лидера. Возможно, внешне лидером может быть другой, но нас в основном должны интересовать лидер и аутсайдер по социометрической таблице этого теста. Такой тест необходимо провести 3 раза за 25 дней с равным интервалом. Он позволит Вам отслеживать динамику взаимоотношений в группе.

Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда по сути его еще нет, а есть просто группа ребят.

Психологическое состояние детей в данный период состоит в том, что дети испытывают состояние первоначальной адаптации, общее эмоциональное напряжение, вызываемое недостатком информации о лагере, его традициях, законах, правилах, условиях, требованиях нового коллектива, руководителей. Дети еще не знают, какое место в коллективе они займут, какие отношения у них сложатся со сверстниками и со взрослыми людьми.

Дети стремятся предстать перед новыми знакомыми в самом выгодном свете, а это способствует завышению оценки подростками своих достоинств и возможностей. На лидерские позиции выходят яркие, умные, внешне привлекательные подростки, открытые к общению. Взаимоотношения в этот период неустойчивы, межличностные отношения не крепкие, постоянно образуются новые группы (по принципу землячества, взаимных симпатий, общих интересов, проживанию в одной комнате и др.). Трудно включаются в деятельность.

Как уже отмечалось выше, основные задачи педагога в оргпериоде:

1. Выявить первоначальный уровень воспитанности детей.

2. Изучить уровень интеллектуального развития, активности; определить направленность интересов детей.

3. Выявить эмоционально-волевые особенности характеров детей.

4. Постоянно изучать и контролировать складывающиеся отношения между детьми.

5. Учить формирующийся коллектив правильному уровню общения.

6. Дать детям установку на самопознание себя и окружающего мира.

Формы организации деятельности не должны требовать от детей большой затраты сил. Обязательно должна соблюдаться логическая последовательность и разнообразие видов деятельности. У деятельности должны присутствовать четкий ритм, высокий темп, непрерывность, непродолжительность, чередование форм. Необходимо обязательное соблюдение разумных физических и эмоциональных нагрузок.

В организационный период доминирующим видом деятельности является игровая деятельность. Участие детей в разнообразной деятельности усиливает процесс свободного общения детей, проявление личности ребенка.

Методы работы педагога состоят из убеждения (словом, примером); требования (прямого, косвенного); поручений (временного характера); соревнований (в конкурсах, играх); игр; поощрений.

Многие педагоги называют этот этап первой конфликтной зоной в коллективе. На 3-й – 4-й день в душевном состоянии ребенка наступает кризис; первые два дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуации, а затем возможен кризис. Ребенок становится конфликтным. К данной конфликтной зоне, где происходят пока межличностные конфликты, призванные уточнить занятые в группе позиции, педагог должен быть подготовлен для проведения конфликта. Это необходимо уже потому, что конфликты неизбежены по объективным причинам. Психология развития отношений в группе имеет свою закономерность, испытанную неимоверным количеством наблюдений. Собственно, в памяти каждого руководителя могут быть свои примеры конфликтов. И если их нет, то он просто безразличен к своему коллективу. Надо признать, что конфликты бывают чуть уловимыми для внимания. Но точно безконфликтных групп не существует.

Начальный период становления коллектива заканчивается, когда дети удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, о товарищах, о педагоге, о лагере; когда представляют перспективы общей деятельности, характер нравственных требований; когда в отряде царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в личных и общих делах; когда отряд для ребенка становится значимой средой (когда каждый ребенок нашел свое место в группе или место, которое ему определили другие участники коллектива).

Основной период

Цель основного периода - формирование и развитие временного детского коллектива, самореализация каждого члена коллектива.

На этом этапе неформальные группы проявляют недовольство ценностными установками, нормами поведения в отряде, противопоставляя свои действия выборному активу. Коллектив в это время испытывает двойное влияние: неформальной и формальной структуры.

Множество несуразицы определяют для этого периода педагогические инструкции вроде задач:

- продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей;

- развивать лидерские качества детей и т.д.

Слишком много на себя берем! Психика подростка формировалась много лет. Привычки и сетку значений нам за несколько дней не разрушить. А если мы этим займемся, то мы просто преступники. Давно известен Артековский синдром, когда дети со сломанной и выстроенной заново сеткой значения, получившие навыки и глубокое удовлетворение чувств в этой сетке, приезжая в среду постоянного проживания, больше не могли выжить. Их референтная группа – отряд в Артеке, больше не существует. В их понимании старое-новое окружение составляют «моральные уроды», существование среди которых стало невыносимым. Дети кончали жизнь самоубийством! Социальная дезадаптация - вот «блестящий» итог высоколобых педагогов советского периода.

Вторая конфликтная зона (основная)

По сути - это не вторая зона конфликта, а основная. В этот период примерно на 13-14 день, наступает второй пик трудности, условно называемый пиком привыкания. Дети привыкли ко всему: к педагогам, к совместной жизни, к режиму, к делам, к лагерю и т. д. Определили и уточнили свои позиции в коллективе. Здесь пришло время для конфликта, основанного на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях.

Иногда можно прочитать в педагогических инструкциях, что необходимо предвидеть и предотвратить эти события в отряде. Предвидеть надо, но предотвращать, по меньшей мере, странное занятие. Необходимо понимать, что любой конфликт начинается с инцидента, который может перерасти в конфликтную ситуацию и развиваться дальше до конфликта. Он может возникнуть как между группами детей, так и между индивидами, которые борются за доминирование в группе, но чаще конфликт имеет направленность против руководителей, особенно если лидеры определились в оргпериоде.

И дело здесь не в плохих руководителях и не в плохих детях. Просто объективная динамика развития взаимоотношений в группе определила накопление энергии. Повод для конфликта выбирайте сами, или его выберет дитя неразумное.

Момент очень важен. Если вы, исходя из результатов анализа социограмм, не определили пути развития конфликта, то Вы как руководитель будете жертвой. Собственно Вас не жалко, так как Вы, очевидно, не хотите учиться и занимаете чужое место. Жалко детей, которые вместо отдыха получат 25 дней дрязг, разборок и травматизма, как следствие протестного непослушания.

В период конфликтов педагогу необходимо вызывать в коллективе состояние неудовлетворенности разобщенностью, отсутствием единства; выводить противоречия из сферы неофициальных межличностных отношений на арену общественного мнения; актуализировать ранее выдвинутые перспективы, достижение которых невозможно без объединения усилий всех членов коллектива; раскрывать личность каждого ребенка как интересную личность; ставить увлекательную для всех перспективу.

В такой ситуации каждый чувствует себя частью целого коллектива. Значимым для отряда становится общий успех. Повышается статус тех ребят, которые играют важную роль в обеспечении успеха. Зная результаты социометрических исследований, педагог вынужден ставить лидера на проигрышные позиции, а группу в эмоциональную зависимость от успехов аутсайдеров, помещая их на выигрышные позиции. Доверительное общение с контактными детьми помогает формировать систему этики данной группы. Нарушение лидером этики группы, высвеченное латентной противоборствующей лидеру (желающему конфликтовать с руководителем) командой, сосредоточивает суть конфликта на моральной стороне, а не на борьбе за вольности детства, делает руководителя, вышедшего с поля конфликта, арбитром, который не позволит «задавить» опрокинутого лидера. Тем самым соблюдет принципы группы. Внимание к тем занятиям, которые предлагает руководитель, повышается многократно, а вместе с ним освобожденная энергия направляется на полезные для группы и ее членов дела.

«Конфликтная ситуация» носит неустойчивый характер, зависящий от многих факторов. Для одного семантикой конфликта будет выяснение отношений, для другого – «косой взгляд» или драка. Для выбора стратегии выхода из конфликта необходимо учитывать конфликтные типы личности. Дженни Грехем Скотт (1991)приводит одну из классификаций, предложенную Робертом М. Бремсоном, в которой выделяются типы людей: «агрессивисты», «жалобщики», «молчуны», «сверхпокладистые», «вечные писсимисты», «нерешительные» и др. однако какой бы классификации мы не придерживались важно выяснение особенностей партнеров по общению и выбор соответствующей тактики взаимодействия. Автор отмечает, что в жизни скорее встречаются люди, обладающие набором особенностей нескольких топов. Классификация, предложенная Дженни Грехем Скоттом носит условный характер.

«Паровой каток»Люди этого типа считают, что все должны уступать им, они убеждены в собственной правоте. Главная угроза для них – подрыв их имиджа, поэтому они могут вести себя грубо, бесцеремонно. При общении с такими партнерами, если предмет спора не очень для вас важен, лучше использовать такие способы выхода их конфликта, как уклонение или приспособление.

«Скрытый агрессор»Такие люди стремятся причинить нам неприятности с помощью закулисных махинаций. Причем они вполне убеждены в своей правоте, в том, что именно они выполняют роль тайного мстителя, что они восстанавливают справедливость. При возникновении трудностей общения с подобным «оппонентом» при возможности лучше уклониться от общения с ним, но в случае необходимости взаимодействия желательно привести ему доказательства. Однако сохраняйте при этом спокойствие, не давайте ему повод для агрессивного поведения.

«Разгневанный ребенок»Эти люди не злые по своей природе, но иногда взрываются подобно детям, у которых плохое настроение. Как правило, также вспышки бывают спровоцированы ощущением беспомощности, испугом, они теряют контроль над ситуацией. Если нет возможности уклониться от контакта с таким человеком, то лучше всего в момент вспышки не перечить ему, дать накричаться, убедить его в том, что вы его выслушали. После вспышки он, скорее всего, будет ощущать дискомфорт, смущение, раскаяние, поэтому лучше всего не заострять внимание на случившемся. Перевести разговор на решение проблемы.

«Жалобщики»,как реалистичные, так и параноидальные (они жалуются на воображаемые обстоятельства), как правило, охвачены какой-либо идеей и обвиняют окружающих. При общении нужно просто его выслушать, причем совсем не обязательно соглашаться с ним. Выслушав, используйте технику резюмирования: изложите кратко суть его жалобы. Затем переведите разговор на другую тему. Если он вновь возвращается к теме своей жалобы, спокойно прервите его, переключите на решение проблемы.

«Молчун»Причины скрытности таких людей могут быть самыми разными (враждебное отношение, плохое самочувствие, природная интровертированность), и успех вашего общения будет зависеть от того, известна ли вам эта причина. Необходимо учитывать и возможные природные особенности человека: мало разговорчивость и медлительность. В этом случае не подгоняйте его, не торопите, дайте возможность обдумать и высказать ему все, что он хочет. Соблюдайте чувство меры: если видите, что его общение с вами его тяготит.

«Сверхпокладистый»Эти люди производят впечатление приятных во всех отношениях: поддерживают любую вашу идею. Но, как правило, их слова расходятся с делом: в ответственный момент он подводит вас. Если вы вынуждены общаться с таким человеком, скажите ему, что для вас самое главное – правдивость. Пусть он обещает сделать только то, что в его силах. Он должен видеть с вашей стороны хорошее отношение к нему в том случае, если он будет говорить вам правду о том, что он думает и делает.

В практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликта являются компромисс, сотрудничество. Однако любая из представленных ниже стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Стиль Сущность стратегии Условия эффективного поведения Недостатки
Соревнование Стремление добиться своего в ущерб другому Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения. При поражении – неудовлетворенность; при победе – чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.
Уклонение Уход от ответственности за решение Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время Переход конфликта в скрытую форму
Приспособление Сглаживание разногласий за счет собственных интересов Исход разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир. Правда на другой стороне. Отсутствие власти Вы уступили. Решение откладывается
Компромисс Поиск решений за счет взаимных уступок Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени. Другие стили неэффективны Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены
Сотрудничество Поиск решения, удовлетворяющего всех участников Есть время. Решение важно обеим сторонам. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха
           

Следует отметить, что нет универсально правильной стратегии взаимодействия или способа разрешения конфликтов. Все пять моделей оказываются полезными в различных ситуациях.

Каждая модель представляет набор полезных социальных навыков. Поэтому эффективность иных способов поведения зависит от специфики деловых коммуникаций и от навыков поведения участников.

Каждый из нас способен использовать все модели поведения: ни один человек не придерживаться лишь одной модели, в том числе и в конфликтной ситуации.

Тестовый контроль

1. Конфликт – это … :

a) столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия;

b) неразрешимые противоречия между двумя людьми;

c) способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества, а так же невозможность выхода из сложившейся ситуации.

2. Расположите в хронологическом порядке стадии прохождения конфликтов:

a) Возникновение конфликта;

b) Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной;

c) Конфликтное поведение;

d) Исход конфликта.

3. Соотнесите Стиль поведения в конфликтной ситуации с его описанием:

1) Соревнование

2) Уклонение

3) Приспособление

4) Компромисс

5) Сотрудничество

a) Стремление добиться своего в ущерб другому

b) Уход от ответственности за решение

c) Сглаживание разногласий за счет собственных интересов

d) Поиск решений за счет взаимных уступок

e) Поиск решения, удовлетворяющего всех участников

Тренинг «Разрешение конфликтов»

Цель: Сформировать понятие «конфликт», познакомить с причинами его возникновения и стратегиями поведения в различных конфликтных ситуациях; обучить подростков альтернативным способам разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи:

- определить сущность и причины возникновения конфликтов;

- отработать навык конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

- познакомиться с основными способами психологического манипулирования и путями защиты от них.

Занятие № 1

Цель: Формулирование понятие конфликта и создание условий для понимания амбивалентного смысла конфликта.

1. Упражнение: «Познакомься» (10 мин).

Инструкция: В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого, реального политического деятеля или литературного героя. Предоставляется полная свобода выбора. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочитать тренинговое имя. В дальнейшем на всем протяжении занятий участники обращаются друг к другу по этим именам. Ведущий дает 3–5 минут, для того чтобы все участники сделали свои визитки.

2. Принятие правил группы: (15 мин).

3. Упражнение: «Алфавит» (10 мин).

Цель: Снятие эмоционального напряжения, настрой на работу.

Инструкция: 1)Снимите визитки положите на стул обратной стороной. Молча, построитесь по именам на визитках в алфавитном порядке.

2) Молча, постройтесь в алфавитном порядке по фамилии.

4. Упражнение: «Ассоциации» (25 мин).

Цель: Формирование понятия конфликт.

Инструкция: Сейчас я попрошу вас перечислить ассоциации на слово КОНФЛИКТ. Все ассоциации я буду записывать на ватмане, а потом мы их проанализируем». После того как записаны ассоциации необходимо их проанализировать и попытаться составить свое определение, что такое конфликт?

Конфликт – это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения. Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор.

Что необходимо для развития конфликта?

Необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Американский исследователь М. Дойч подчеркивал, что конфликт позволяет предотвратить стагнацию (замирание), общества, ведет к его развитию, стимулирует поиск решения проблем, и т.д. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко доходит дело до насилия.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: У конфликта есть две стороны – отрицательная и положительная. Если конфликт ассоциируется только с одной стороны (негативной), то можно привести примеры типа «в споре рождается истина». Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту: например, спортсмены соревнуются друг с другом по всем правилам, в этом случае конфликт не возникает.

Используя известное высказывание, можно сказать, что конфликты и согласие представляют собой две стороны одной медали, поэтому "общество без конфликтов это мертвое общество". Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковы, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют.

5. Упражнение: «Снежинки» (10 мин)

Цель: Исследование путей появления инцидента провоцирующего конфликт.

Инструкция: Главное условие этого упражнения: вы работаете молча, каждый самостоятельно выполняет инструкцию. «Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите ещё раз пополам. Ещё раз верхний оторвите правый угол. Ещё раз сложите пополам. И ещё раз оторвите правый верхний угол. Теперь можно развернуть листок и показать получившую снежинку одноклассникам».

Обсуждение: - Посмотрите, есть ли одинаковые снежинки? Сколько их?

- Почему? Ведь говорили всем одинаковую инструкцию?

Вывод: каждый человек понимает информацию по-своему. По этому то и появляются конфликты. Вопрос заключается в том, как разрешать конфликты.

Занятие № 2

Цель: Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения.

1. Упражнение «Мостик»

Цель: Разминка, модель конфликтной ситуации.

Инструкция: Группа разбивается на 2 подгруппы и становиться на противоположных сторонах мостика. «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику около З-х метров, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик — это линия. Кто поставит ногу за ее пределами — упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2—3 «мостика».

Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (например, для этой цели хорошо подходит перевернутая гимнастическая скамейка). Если же такой возможности нет, следует выбрать или провести на полу прямую полоску (это может быть полоса на линолеуме, продольная рейка в паркете и т. п.) длиной не менее З метров, находящуюся на расстоянии не менее 1 м от ближайшей стены и предметов мебели. Лучше, если она будет иметь ширину 5—10 см но можно обойтись и простой линией.

Обсуждение: Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Чем упавшие «в воду пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше, оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремились помочь партнеру.

2. Упражнение «Конфликтогены».

Цель: Перенесение теоретических знаний в настоящую жизнь.

Инструкция: Для каждой разновидности конфликтогена, необходимо вспомнить известные им ситуации, где их использование привело к конфликту.

· Незаслуженные и унизительные упреки.

· Негативные обобщения, «навешивание ярлыков».

· Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому человеку следует себя вести.

· Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии.

· Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения.

· Неуместная ирония, сарказм.

· Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имеющие целью «выпустить пар

Обсуждение: Используете ли вы сами эти методы? Какой чаще всего? С какой целью вы это делаете?

3. Тест «Самооценка конфликтности»

Тест позволяет испытуемым определить степень собственной конфликтности.

Инструкция. Оцените по 7-балльной шкале, насколько в вас представлено каждое свойство, приведенное в таблице. Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл — что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы.

Обработка и интерпретация результатов: подсчитайте общую сумму баллов и оцените свою степень конфликтности.

1. Рветесь в спор   7 6 5 4 3 2 1     Рветесь в спор  
2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений   7 6 5 4 3 2 1   Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном  
3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать   7 6 5 4 3 2 1   Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего  
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов   7 6 5 4 3 2 1   Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов  
5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента     7 6 5 4 3 2 1   Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента  
6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку   7 6 5 4 3 2 1   В напряженной обстановке чувствуете себя неловко  
7.Считаете, что в споре надо проявлять свой характер 7 6 5 4 3 2 1   Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции  
Не уступаете в спорах     7 6 5 4 3 2 1   Уступаете в спорах  
9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта   7 6 5 4 3 2 1   Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта  
10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя 7 6 5 4 3 2 1   Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины    

60 и более баллов — высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищите повод для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением глубинное чувство собственной неполноценности?

50—60 баллов — выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда любят, но зато уважают.

30—50 баллов — конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.

15—30 баллов — конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, не всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.

Менее 15 баллов — для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой-либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение окружающих?

Тест «Тактика поведения в конфликте»

Испытуемым предлагается ответить «да» или «нет», оценив применимость к себе каждого из приведенных ниже утверждений. За каждый ответ «да» присваивается 1 балл, «нет» — О баллов.

«Избегающий конфликта»

1. Всегда проигрывает в конфликте.

2.Считает, что конфликта надо избегать,

3. Выражает свое мнение извиняющимся тоном.

4. Считает, что проиграет, если выразит несогласие.

5. Удивляется, почему другие его не понимают.

6. Говорит о конфликте на стороне оппонента. ,

7. Воспринимает конфликт весьма эмоционально.

8. Считает, что в конфликте не следует демонстрировать своих эмоцйй.

9. Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт.

10. Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта.

Интерпретация результатов.

8—10 баллов: в поведении выражена тенденция к конфликтности.

4—7 баллов: средне выраженная тенденция к конфликтному поведению.

1—3 балла: выражена склонность к избеганию конфликтного поведения.

«Действующий напролом»

1. Часто подтасовывает факты.

2. Действует напролом.

3. Ищет слабое место в позиции оппонента.

4. Считает, что отступление ведет к «потере лица».

5. Использует тактику «затыкания» рта оппоненту.

6. Считает себя знатоком.

7. Нападает на человека, а не на проблему.

8. Использует тактику маскировки (голосом, манерами и т. п.).

9. Считает, что выигрыш в аргументах очень важен.

10. Отказывается от дискуссии, если она идет не в соответствии с его замыслом.

Интерпретация результатов.

8—10 баллов: явно выражена тенденция действовать напролом.

4—7 баллов: средне выраженная тенденция действовать напролом.

1—З балла: тенденция действовать напролом не выражена.

Обсуждения:

• Насколько совпали результаты, полученные в первом и втором тестах? Если совладение неполное, то в чем причина этого?

• Конфликтность — всегда ли это плохо? В чем конфликтность может помочь, а в чем помешать самому человеку и окружающим?

• От чего зависит, когда лучше избежать напряженности в отношениях, а когда можно пойти напролом?

Занятие № 3

Цель: Изучить и закрепить на конкретных примерах стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

1. Упражнение «Гвалт»

Цель: Снять эмоциональное напряжение, настрой на работу.

Инструкция: Вариант 1. Участники разбиваются на пары. Члены каждой пары размещаются в пространстве на максимально большом расстоянии друг от друга (лучше всего — по разным углам комнаты), после чего все одновременно начинают разговаривать. Задача — на фоне общего шума вести беседу именно со своим партнером, выделяя его голос на фоне остальных.

Вариант 2. Участники выстраиваются в две шеренги, расположенные лицом друг к другу на расстоянии 1,5—2 м. Поочередно каждый из участников проходит между этими шеренгами туда и обратно. Из одной шеренги ему кричат только хорошее (положительно эмоционально окрашенное), из другой — только плохое. Задача участника — по дороге в одну сторону слушать только плохое, а в другую хорошее.

Вывод: Демонстрация эффекта избирательности восприятия в процессе общения, что всегда имеет место и в конфликтах. Развитие умения выделять необходимую информацию на фоне общего шума.

Обсуждение: Как вам было выполнять задание? Можете ли вы вспомнить примеры из жизни, показывающие, что человек склонен слышать только то, что он желает услышать?

Наши рекомендации