Конфликт-это борьба , столкновение двух начал
Когда два действия сталкиваются лоб в лоб, получается прямой конфликт. В таком конфликте задача решается путем открытой борьбы: или — или. Когда строится прямой конфликт, нужно, чтобы герои насмерть стояли на своем, добивались своей цели, чтобы компромисс между ними был невозможен, как невозможны и обходные пути.
Речь идет о взаимодействии и противодействии людей. А какое может быть противодействие без взаимодействия? Поэтому общение — взаимодействие есть элемент системы. Вместе с тем взаимодействие может возникнуть только тогда, когда кто-то один действует. Действие лежит в основе общения и в основе построения конфликта. Личностно действовать на конкретного живого человека партнера каждую секунду своего пребывания на сцене — это обязанность актера школы Станиславского. Такое умение должно войти в плоть и кровь учеников, стать их естественной необходимостью. Личное действование на личность живого, стоящего на сцене партнера рождает такое же личностное его противодействие. Цепь таких противодействий и создает на сцене подлинную борьбу, в ходе развития которой раскрываются характеры действующих лиц. «Ваши действия с партнером, — учил Станиславский, — это шахматная игра. Один идет так, другой — в зависимости от этого — отвечает эдак. Но ВЫ — всегда ВЫ. Тут вы можете мудрить сколько угодно, но всегда помните, что вся мудрость в том и заключается, что все это очень легко и просто».
Первое, что вычленяет режиссер, — это последовательность действий, «шаги» главного героя. Потом он ищет им противодействие. И вот только наличие противодействия разряжает действие в событие.
Спектакль о трагедии, о необычных людей, темпераментные. Надо играть о воскрешении нации и о преодолении смерти.
Конфликт с вечной жизни и смерти.
Мать -у нее конфликт с бабкой и с мужем и дочкой, бабка хочет ее вывести на эмоции . Муж инвалид , всегда жалуется на жизнь, он пьет, а жене это не нравится и начинает это ее выводить на эмоции. Дочка ее не любит, она больше любит отца.
Есть конфликтный эпизод, где дочь говорит маме, что она не любит отца, что она все видит, а мать старается поучить ее и посадить ее на место.
Бабка –у бабки конфликт с мамой, конфликтный эпизод, когда они чуть ли могли и подраться , они дразнят друг друга, чтоб вывести на эмоции, но каждая сумеет себя сдержать.
«Зимой-то и мухи мрут. А чуть солнышко пригрело - и зажужжали под окнами, откуда берутся. И я, что муха, зимой меня из дому не выманишь. Лежу, как медведь в берлоге и есть неохота. Разве когда соседка прибежит, принесет что, сготовит - ноги у меня ослабли, ходить-то я уж не могу сама. А весной выползаю помаленьку на крылечко, да и сижу так, пока солнышко греет. Уж как хорошо! Как славно. Травка молоденькая старается, лезет. Почки набухли, как у роженицы грудь, того и гляди - молоком брызнут. Птички, кто кого перещебечет, поют, заливаются... Так бы вот весь век и сидела. Да и думаю, превратиться бы теперь в камень, только чтоб видеть все, да слышать, да чуять... А и помереть если, так летом. В землю-то холодную ох, как не хочется, в холодную, да сырую, да морозную... А скоро уже, скоро, зовет меня последненький мой.» - Я собираю последние капли, я хочу жить, обманываю смерть, хочу превратиться в муху. « Как у роженицы грудь» -инстинкт. «Птички»- про любовь. « Превратиться в камень»-обманываю. Я препятствую смерти ,в конце монолога нужно добирать.
3.Событийный ряд
Событие - это психологическое происшествие, которое в корне меняет у всех действующих лиц отношение к происходящему, порождает новое соотношение сил. Система взаимоотношений персонажей в определенный отрезок времени. Событие определяет движение и развитие конфликта спектакля и его разрешения.
Событийная структура пьесы - главный стержень метода действенного анализа. Поскольку событие имеет как объективный, так и субъективный характер, то именно сюжет, основанный на индивидуальной точке зрения художника, приближает к сверхзадаче пьесы, сквозному действию, пониманию ее основного конфликта, исходного и ведущего предлагаемых обстоятельств. Необходимо точно определить начало и конец события. В каждом событии есть конфликт и высшая точка. Событие гам, где возникает новая мотивация и новое действие. Событие одинаково для всех участников. Определяя событие, необходимо определять задачи актеров и предмет борьбы в этом событии. Если есть признаки изменения поведения - меняется задача.
Станиславский предлагал выявить в анализе наиболее важные события, которые определяют процесс движения спектакля. Товстоногов считал, что пьеса в своем развитии опирается на пять таких событий:
1. Исходное событие - своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля, его камертон, оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; оно фокусирует, отражает в себе (как капля воды -- океан) исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах.
2. Основное событие - здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.
3. Центральное событие - это в спектакле высший пик борьбы по сквозному действию.
4. В финальном событии - кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.
5. Главное событие -самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства -- мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним.
4.Внутренняя структура событий. Действие