Критерии оценки результатов учебной деятельности студентов

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор БГУКИ

___________________А.А.Корбут

______ ___________2016 г.

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦДИСЦИПЛИН

Раздел 2

Программа государственного экзамена

по специальности 1-17 03 01

Искусство эстрады (по направлениям)

направлению специальности

1-17 03 01-04

Искусство эстрады (режиссура)

Минск

СОСТАВИТЕЛЬ:

Ю.Д.Персидская, зав. кафедрой режиссуры эстрады учреждение образования

"Белорусский государственный университет культуры и искусств"

РЭКАМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой режиссуры эстрады учреждение образования

"Белорусский государственный университет культуры и искусств"

(протокол № 7 от 10.03.2016 г.)

Советом факультета музыкального искусства учреждение образования

"Белорусский государственный университет культуры и искусств"

(протокол № 8 ад 30.03.2016 г.)

Пояснительная записка

Государственный экзамен "Методика преподавания спецдисциплин" проводится согласно образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности по специальности 1-17 03 01 Искусство эстрады (по направлениям.

Цель экзамена – оценка знаний, умений и навыков, полученных студентами за период изучения учебных дисциплин: "Педагогика", "Педагогика и методика преподавания спецдисциплин". Содержание программы включает в себя вопросы психолого-педагогической направленности теоретического и практического характера.

Предлагаемая программа является составной частью государственного экзамена "Педагогика и методика преподавания спецдисциплин". Она дополняет проверку общих психолого-педагогических знаний, выявлением качества усвоения методики преподавания специальных учебных дисциплин, которые имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности режиссера-педагога.

При подготовке к итоговой аттестации развиваются и формируются следующие академические, социально-личностные и профессиональные компетенции специалиста:

- уметь использовать базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

- владеть системным и сравнительным анализом;

- владеть исследовательскими навыками;

- уметь работать самостоятельно;

- быть способным рождать новые идеи (владеть креативностью);

- владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

- владеть навыками устной и письменной коммуникации;

- уметь учиться, самостоятельно повышать свою квалификацию на протяжении всей жизни;

- владеть методами и средствами познания, обучения, самокнтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции;

- быть способным к социальному взаимодействию;

- владеть способностью к межличностным коммуникациям;

- пользоваться информационными ресурсами для ознакомления с нормативной базой образования и инновациями в обучении;

- усовершенствовать свое педагогическое мастерство;

- создавать инструментальные и вокальные коллективы различных творческих направлений из разных социальных и возрастных групп населения с учетом конкретных условий регионов, осуществлять управление любительскими творческими коллективами, обеспечивать организационную и материально-техническую часть их деятельности;

- сотрудничать со специалистами иных творческих профилей – композиторами, художниками, участниками постановочной группы;

- заниматься научно-исследовательской деятельностью в области теории и истории искусства эстрады;

Во время экзамена проверяется наличие у будущих специалистов современного комплексного методологического и художественно-творческого мышления, уровень владения современными образовательными технологиями, умение выбора оптимальной стратегии преподавания спецдисциплин.

Государственный экзамен проводится в форме устного ответа студента на три вопроса, два из которых касаются знаний из области общей педагогики, один – учебной дисциплины "Методика преподавания спецдисциплин".

На подготовку к ответу на государственном экзамене каждому студенту отводится не менее 30 минут, на сдачу государственного экзамена отводится до 30 минут. Для уточнения экзаменационной оценки студенту членами ГЭК могут задаваться соответствующие программе дополнительные вопросы. Результаты сдачи государственного экзамена разглашаются в тот же день после оформления соответствующих протоколов.

СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНА

1. Профессиональные и мировоззренческие требования к личности художественного руководителя и педагога любительского творческого коллектива

Личность и коллектив в системе воспитания. Сущность понятия «педагогическое мастерство». Гуманистическая направленность деятельности художественного руководителя, профессиональные знания, педагогические способности, педагогическая техника. Педагогическая этика, «Этика» К.С. Станиславского.

2. Диагностика и развитие актерских способностей у воспитанников разного возраста

Комплекс врожденных и приобретенных качеств, необходимых для занятий творчеством. Пассивные и активные средства диагностики творческих способностей участников любительского коллектива. Упражнения для развития актерских способностей.

3. Понятие студийности. Художественно-творческие и психолого-педагогические особенности студийного процесса.

Основные виды любительского коллектива. Понятие студии. Принципы студийного самоуправления. Этические нормы студии.

4. Актерский тренинг как основной компонент учебного процесса творческого коллектива.

Роль актерского тренинга в развитии творческих способностей. Основные компоненты актерского тренинга. Упражнения на раскрепощение, внимание, воображение и фантазию, общение и взаимодействие.

5. Методика преподавания мастерства актера на примере темы «Сценическое внимание»

Внимание как средство познания окружающего мира. Виды внимания (произвольное, непроизвольное, внутреннее, внешнее). Творческий зажим и актерская сосредоточенность. Внимание и действие. Развитие сценического внимания.

6. Методика преподавания мастерства актера на примере темы «Воображение и фантазия»

Воображение и фантазия как внутреннее проигрывание сценической ситуации. Пластические, поэтические и музыкальные образы в развитии творческой фантазии актера. Методика развития образного мышления у участников творческого любительского коллектива.

7. Методика преподавания речевого действия на примере темы «Речевые импровизации»

Речевая деятельность как средство гармоничного развития личности. Речевая импровизация и ее виды. Схемы и приемы речевых импровизаций. Простые и сложные импровизации.

8. Методика преподавания режиссуры на примере темы «Драматургия эстрадного номера»

Общие требования к драматургии эстрадного номера (лаконизм, временные рамки, концентрация содержания). Отличие эстрадного номера от кон­цертного и специфика их драматургического построения. Сюжетные и бессюжетные номера. Структурные элементы драматургии номера (два типа конфликта, финал и фальш-финал и т.д.).

9. Методика преподавания речевого действия на примере темы «Техника речи: развитие дикции»

Дикция и артикуляция. Этапы артикуляционной гимнастики (упражнения для губ и языка). Роль скороговорок в воспитании дикционной чистоты и выразительности. Индивидуальные рекомендации и упражнения по исправлению недостатков дикции.

10. Методика преподавания речевого действия на примере темы «Дыхание и его виды»

Виды дыхания. Правильная организация дыхания. Упражнения «дыхательной гимнастики».

11. Методика преподавания речевого действия на примере темы «Резонирование. Звуковые регистры»

Механизм голосообразования. Звуковые регистры. Грудное и головное (носовое, ротовое, гортанное) резонирование.

12. Методика преподавания мастерства актера на примере темы «Приемы создания творческого самочувствия, освобождение мышц»

Мышечная свобода как важнейший элемент для создания творческого самочувствия, внутренней техники актера. Напряжение и освобождение мышц. Сценический «зажим» и способы его преодоления.

13. Методика преподавания режиссуры на примере темы «Этюдная проба. Создание сценического этюда»

Этюдная проба и сценический этюд. Составляющие этюдной пробы. Законы построения сценического этюда. Исходное, центральное, главное событие. Основные виды этюдов в учебной практике.

14. Методика преподавания режиссуры на примере темы «Принципы создания комического номера»

Понятие комического трюка на эстраде. Механические и телесные трюки. Формы комических структур: эксцентрика, буффонада, гротеск. Приемы достижения комического эффекта (комическая метафора, алогизм и др.).

15. Методика преподавания речевого действия на примере темы «Использования различных видов речевой характеристики при создании комического номера»

Роль речевой характерности в создании образа на эстраде. Виды речевой характерности. Дикционная, диалектная, акцентная, темпо-ритмическая, возрастная, голосовая характерность. Паралингвистические проявления. Лексико-стилистическая характерность. «Речь» животных, птиц, предметов и т.д.

16. Методика преподавания режиссуры на примере темы «Драматургия эстрадного концерта»

Концерт как форма эстрадного представления. Разновидности эстрадных концертов. Структурные единицы драматургии эстрадного концерта (предпролог, пролог, основная часть и т.д.). Приемы монтажа в режиссуре концерта.

17. Методика преподавания теории драмы на примере темы «Режиссерский сценарий и его особенности»

Сценарий как важнейший этап создания зрелищно-сценического произведения. Сценарный план и литературный сценарий. Основные этапы создания режиссерского сценария. Структурные единицы режиссерского сценария.

18. Методика преподавания мастерства актера на примере темы «Действие как главный элемент актерской психотехники. Виды и характеристика действия»

Сценическое действие и его признаки. Физические и психические действия. Виды психических действий (мимические и словесные, внешние и внутренние). Метод простых физических действий по К.С. Станиславскому.

19. Методика преподавания режиссуры на примере темы «Создание эстрадного спектакля»

Отличительные признаки эстрадного спектакля. Виды эстрадного спектакля. Методика создания эстрадного спектакля посредством адаптации литературного сюжета. Создание драматургического материала по принципу объединения эстрадных номеров сюжетом.

20. Методы диагностики и способы коррекции речевых недостатков участников любительского творческого коллектива.

Основные требования к речи артистов. Принципы анализа речевых недостатков. Классификация речевых недостатков и приемы их исправления.

21. Методика организации репетиционного процесса с разными категориями исполнителей (профессионалы, любители, дети).

Специфические особенности проведения репетиций праздничных действий. Репетиции с профессиональными артистами и коллективами. Репетиционная работа с любительскими коллективами. Организация репетиций со специфическими группами исполнителей (военными, спортсменами, ветеранами, представителями различных профессиональных групп). Репетиции с детскими коллективами и исполнителями.

22. Методика преподавания режиссуры на примере темы «Драматургия эстрадной клоунады»

Разновидности клоунады. Особенности построения драматургии эстрадной и цирковой клоунады. Художественные приемы жанра клоунады. Клоунская маска.

23. Методика проведения голосо-речевого тренинга в любительском коллективе

Методика и приемы голосоречевого тренинга. Игра в процессе голосового тренинга. Приемы имитации и звукоподражания. Тренировка речи в движении.

24. Методика организации и проведения игр с детьми и подростками

Возрастные особенности проведения игр с детьми и подростками. Основные признаки игры. Принципы создания игровой программы. Поиск сюжета игровой программы. Условия создания игровой атмосферы. Разновидности игровых действий в эстрадной программе.

25. Методика преподавания теории драмы на примере темы «Особенности драматургии эстрадных представлений для детей»

Возрастные группы детского зрителя и особенности детской психологии восприятия. Интерактивное общение как обязательное условие структуры детского эстрадного концерта. Особенности драматургической структуры представления для детей: знакомые герои, динамика сюжета, обилие вокальных и хореографических номеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Гин, А. А. Приемы педагогической техники /А. А. Гин.–М.: Вита-Пресс, 2011. – 112 с.

2. Гиппиус, С. В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств / С.В.Гиппиус. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2006. – 377. [7] с.: ил.

3. Гройсман, А. Л. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии / А.Л. Гройсман. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 114 с.

4. Гротовский, Е. От Бедного театра к Искусству-проводнику / Е. Гротовский. – Перев. с польск., сост. вступ. ст. примеч. Н.З. Башинджагян. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. – 351 с.

5. Варламова, Е. П. Психология творческой уникальности человека / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов.– М.: Институт психологии РАН, 2002.– 256 с.

6. Ершова, А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов. – М.: Флинта, 2010. – 344 с.

7. Захава, Б .Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захава. – Учеб. пособие для спец. учеб. заведений культуры и искусства. Изд. 4-е. испр. и доп. М., «Просвещение», 1978. – 334с.

8. Кипнис, М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актёром / М.Кипнис. – Москва : АСТ: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2008. – 249, [7] с.: ил.

9. Кнебель, М.О. Поэзия педагогики / М.О.Кнебель. – [Ред. Н.А.Крымова : Предисл. Г.Товстоногова : Ил. Ю.Пименова. – 2-е изд.]. – Москва: ВТО, 1984. – 526с., ил.

10. Кнебель, М. О. О действенном анализе пьесы и роли. 3-е изд. М.: Искусство : 1982. – 119 с.

11. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. – М.: Обр. центр «Педагогический поиск», 2003. – 336 с.

12. Корогодский, З. Я. Первый год. Продолжение / З.Я.Корогодский. – Москва : Советская Россия, 1974. – 112 с.

13. Кристи, Г. В. Воспитание актера школы Станиславского / Г.В.Кристи. – Москва : Изд. Искусство, 1968. – 455с.

14. Малахова, И. А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект / И. А. Малахова. – Минск: Бел.гос. ун-т культуры и искусств, 2006. – 327 с.

15. Немеровский, А. Б. Пластическая выразительность актера / А.Б.Немеровский. – Москва : Искусство, 1976. – 128 с.

16. Новицкая, Л. П. Изучение элементов актерского мастерства. Тренинг и муштра / Л.П.Новицкая. – М. : Изд. Сов. Россия, 1969. – 272 с.

17. Петрова, А. Сценическая речь / А.Петрова. – М. : Искусство, 1981. – 191 с.

18. Рождественская, Н. В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Психология художественного творчества. – Минск : Хорвест, 1999. – 185 с.

19. Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Г.А.Товстоногова / Э.Сарабьян. – М.: АСТ; Владимир ВКТ, 2010. – 191 с.

20. Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации / Э.Сарабьян.: Москва : АСТ, 2011 – 185 с.

21. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие / Г. К. Селевко. – М. : Нар.образование, 1998. – 256 с.

22. Станиславский, К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания / К.С.Станиславский. – Москва: «Искусство», 1951. – 665 с.

23. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С.Станиславский– Москва: «Искусство», 1962. – 575 с.

24. Тришин, В. «Студийный метод воспитания актера» / В.Тришин. - М.:ВЦХТ «Я вхожу в мир искусств», 2009. – 13 с.

25. Товстоногов, Г.А. Зеркало сцены / Г.А.Товстоногов. – Кн.:1, 2. Статьи. Записи репетиций. Сост. Ю.С.Рыбаков. – Л., Искусство, 1980. – 311 с.

26. Туманишвили, М.И. Введение в режиссуру (Пока не началась репетиция). – 1976. – 311 с.

27. Чехов, М. Об искусстве актера / М.Чехов. М.:Искусство, 1999. – 271с.

28. Шагидевич, А. А. Искусство сценической речи /А. А. Шагидевич. – Мн.: Бел.ун-т. культуры, 1999. – 284 с.

29. Шангина, Е.Ф. Выявление актерских и режиссерских способностей / Е.Ф. Шангина – М.: Дебют, 1993. – 184 с.

30. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. – М.: МПСИ, ФЛИНТ, 1997. – 224 с.

Дополнительная:

1. Бруссер, А.М. Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов / А.М.Бруссер. – М. : ВЦХТ, 2008 – 154 с.

2. Горчаков, Н.М. Режиссерские уроки К.С.Станиславского / Н.М.Горчаков. – Госуд. изд–во “Искусство”, Москва, 1951. – 564с.

3. Ершов, П. Технология актерского искусства / П.Ершов. – М.: ВТО, 1959. – 397 с.

4. Кнебель, М. Слово в творчестве актера / М.Кнебель. – М.: ВТО, 1970. – 160 с.

5. Кох, И.Э. Основы сценического движения / И.Э. Кох – Л.: Искусство. – 1970. – 566 с.

6. Литосова, М.К. Профессиональная речь актера и режиссера (терминологические и нетерминологические словосочетания): Учебное пособие / М.К. Литосова М.,ГИТИС, 1989. – 208 с.

7. Мочалов, Ю. Композиция сценического пространства (Поэтика мизансцены) / Ю.Мочалов. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.

8. Одаренные дети: пер. с англ. / общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого; предисл. В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

9. Пави, П. Словарь театра / П.Пави; [пер. с фр.].– М.: Прогресс, 1991.– 491с.

10. Рубб, А. А. Тайна режиссёрского замысла / А.А. Рубб // От замысла к воплощению / А. Д. Силин. М., 1999 – 102 с.

11. Рубб, А. А. Феномен эстрадной режиссуры: опыт исследования / А.А. Рубб. М.: Луч, 2001. – 230 с.

12. Савкова, З.В. Искусство литературной композиции и монтажа / З.В.Савкова. – М.: ЛГИК им. Н.К.Крупской, 1985. – 106 с.

13. Силин, А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массового театрализованного представления под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках / А.Д Силин.- М.: Просвещение, 1987. – 117 с.

Критерии оценки результатов учебной деятельности студентов

10 баллов (черезмерно отлично) – заслуживает студент, который показал всесторонние систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы государственного экзамена, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы; безошибочно ответил на вси вопросы. Свободно оперирует научной профессиональной терминологией (в том числе на иностранном языке); безупречно владеет инструментарием учебных дисциплины, умеет его использовать в постановке, решении научных и профессиональных задач; обнаруживает способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; полно и глубоко усвоил основную и дополнительную литературу; умеет свободно ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку; высказывает свои соображения, показывает желание, способность и стремление к самостоятельной пополнения этих знаний.

9 баллов (отлично) – заслуживает студент, который показал всесторонние систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы государственного экзамена; точно использует научную терминологию (в том числе на иностранном языке); обладает инструментарием учебных дисциплин, умеет его использовать в постановке, решении научных и профессиональных задач; обнаруживает способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной дисциплины; полно усвоил основную и дополнительную литературу; умеет ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку.

8 баллов (почти отлично) – заслуживает студент, который паказав глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы государственного экзамена; использует научную терминологию (в том числе на иностранном языке); обладает инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умеет его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; самостоятельно решает сложные проблемы в рамках учебной двсцыплины; усвоил основную и дополнительную литературу; умеет ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по учебной дисциплине и давать им аналитическую оценку.

7 баллов (очень хорошо) – заслуживает студент, показавший систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам государственного экзамена; использует научную терминологию (в том числе на иностранном языке); умеет делать обоснованные выводы и обобщения; обладает инструментарием учебной дисциплины, умеет его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; свободно владеет типовыми решениями в рамках программы государственного экзамена; усвоил основную и дополнительную литературу; умеет ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по учебной дисциплине и давать им аналитическую оценку.

6 баллов (хорошо) – заслуживает студент, который показал достаточно полные и исистэматызаваныя знания в объеме учебной программы по государственному экзамену; использует необходимую научную терминологию, умеет делать обобщения и обоснованные выводы; обладает инструментарием учебной дисциплины, умеет его использовать в решении учебных и профессиональных задач; самостоятельно применяет типовые решения в рамках учебной программы; усвоил основную литературу; умеет ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по дисциплинам и давать им сравнительную оценку.

5 баллов (почти хорошо) – заслуживает студент, который показал достаточное знание основного учебного материала; использует научную терминологию, правильно отвечает на вопросы; умеет использовать инструментарий учебной дисциплины в решении учебных и профессиональных задач; способен самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы; усвоил основную литературу.

4 балла (достаточно удовлетворительно) – у студента достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта высшего образования; наполовину усвоил основную литературу, рекомендованную учебной программой; в некоторых случаях использует научную терминологию, логично отвечает на вопросы, умеет делать выводы без существенных ошибок; обладает инструментарием учебной дисциплины, умеет его использовать в решении стандартных (типовых) задач; в большинстве случаев ориентируется в основных теориях, концепциях и направлениях учебной дисциплины и дает им оценку.

3 балла (неудовлетворительно) – недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта высшего образования; знание части основной литературы, рекомендованной по учебной дисциплине; ответ на вопросы происходит с существенными ошибками; недостаточное владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач; неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой учебной дисциплины.

2 балла (неудовлетворительно) – фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта высшего образования; знание отдельных литературных источников, рекомендованных по учебной дисциплине; неумение использовать научную терминологию учебной дисциплины, наличие в ответе грубых ошибок.

1 балл (неудовлетворительно) – отсутствие знаний и (компетенций) в рамках образовательного стандарта высшего образования, отказ от ответа, неявка на аттестацию без уважительной причины.

Заведующий кафедрой режиссуры эстрады,

кандидат искусствоведения Ю.Д. Персидская

Декан факультета музыкального искусства И.М. Громович

Наши рекомендации