Проблемы деонтологического воспитания и нравственного развития студентов-медиков
Духовно-нравственная составляющая врачебной деятельности -одна из основ профессионализма современного врача. Понимание целей, задач, содержания и характера психолого-педагогических условий духовно-нравственного развития студентов-медиков, умение их создавать - это глобальная проблема высшего медицинского образования в области этизации и гуманизации сознания и деятельности будущих российских врачей. Эта проблема одинаково значима для всех кафедр медицинских вузов. Так, на кафедре педагогики и психологии МГМСУ она специально изучается в рамках диссертационного исследования «Введение в духовную культуру врача» (ст. преп. Зорин, научный руководитель - проф. Кудрявая), идет работа над созданием образовательной программы для студентов лечебного факультета, несколько лет проводится экспериментальное обучение.
В наши дни высокая духовно-нравственная культура не мыслима вне осознания человеком смыслов, ценностей, мотивов человеческого существования как такового и, по большому счету, является залогом физического и психического здоровья. «... Понимание человеческих мотиваций, - говорит известный психолог Эрих Фромм, - должно вытекать из понимания общей характеристики смысла человеческого существования, то есть проблемы человеческого существования в целом» [89; с. 52].
Со времен Гиппократа общепризнано и бесспорно, что «нравственная культура врача - это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм» [70]. К особенностям медицинского профессионализма относится то, что его совершенствование стимулируется моральными мотивами (милосердием, альтруизмом, заботой о человеке, стремлением спасти и сохранить жизнь и т.д.). В любой другой профессии «нет столь осмысленного нравственного целеполагания профессиональной деятельности» [72].
«Утрата морального смысла медицинской деятельности равносильна потере ее полноты и целостности»[70]. А это чрезвычайно опасно, т.к. превращает медицину в своего рода «полунауку». Деятельность настоящего профессионала обязательно включает в себя «компоненты научной компетентности и добродетели» [70]. Профессионал, выполняющий долг добровольно и осмысленно, в отличие от врача-технаря, исполняющего обязанности механически и бездумно, «осваивает реальность морально-этического знания и отстаивает ценности своей профессии» [69].
Таким образом, этизация врачебного сознания и деятельности — одно из коренных условий образования врача-профессионала. Подлинный профессиональный рост немыслим вне личностного роста. Поэтому требуется особая ценностно-смысловая, нравственно ориентированная, этическая доминанта в высшем медицинском образовании. Она должна сменить прежнюю нормативно-регулятивную доминанту и способствовать воспитанию у врача высоких моральных качеств, без которых профанируется его благородная профессия. Вот почему духовно-нравственная ориентация — не придаток, а необходимая ценность и в мировоззренческом, и в педагогическом, и в профессиональном планах.
Только так может быть решена проблема гуманизации врачевания. Под гуманизацией врачевания мы понимаем развитие у врача таких личностных качеств (милосердие, альтруизм, ответственность, совестливость и т.д.), при которых гуманные принципы отношения к человеку фактически воплощались бы в теоретической и практической работе врача. Это и делало бы врача настоящим профессионалом.
Гуманизацию и этизацию высшего образования обеспечивает его гуманитаризация, т.е. усиление гуманитарного компонента образования. По нашему мнению, гуманитаризация - основа духовно-нравственного воспитания личности врача.