Проблемы деонтологического воспитания и нравственного развития студентов-медиков

Духовно-нравственная составляющая врачебной деятельности -одна из основ профессионализма современного врача. Понимание целей, задач, содержания и характера психолого-педагогических ус­ловий духовно-нравственного развития студентов-медиков, умение их создавать - это глобальная проблема высшего медицинского об­разования в области этизации и гуманизации сознания и деятельно­сти будущих российских врачей. Эта проблема одинаково значима для всех кафедр медицинских вузов. Так, на кафедре педагогики и психологии МГМСУ она специально изучается в рамках диссертаци­онного исследования «Введение в духовную культуру врача» (ст. преп. Зорин, научный руководитель - проф. Кудрявая), идет работа над созданием образовательной программы для студентов лечебного факультета, несколько лет проводится экспериментальное обучение.

В наши дни высокая духовно-нравственная культура не мыс­лима вне осознания человеком смыслов, ценностей, мотивов чело­веческого существования как такового и, по большому счету, явля­ется залогом физического и психического здоровья. «... Понимание человеческих мотиваций, - говорит известный психолог Эрих Фромм, - должно вытекать из понимания общей характеристики смысла человеческого существования, то есть проблемы человече­ского существования в целом» [89; с. 52].

Со времен Гиппократа общепризнано и бесспорно, что «нрав­ственная культура врача - это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профес­сионализм» [70]. К особенностям медицинского профессионализма относится то, что его совершенствование стимулируется моральны­ми мотивами (милосердием, альтруизмом, заботой о человеке, стремлением спасти и сохранить жизнь и т.д.). В любой другой профессии «нет столь осмысленного нравственного целеполагания профессиональной деятельности» [72].

«Утрата морального смысла медицинской деятельности равно­сильна потере ее полноты и целостности»[70]. А это чрезвычайно опасно, т.к. превращает медицину в своего рода «полунауку». Дея­тельность настоящего профессионала обязательно включает в себя «компоненты научной компетентности и добродетели» [70]. Про­фессионал, выполняющий долг добровольно и осмысленно, в отли­чие от врача-технаря, исполняющего обязанности механически и бездумно, «осваивает реальность морально-этического знания и от­стаивает ценности своей профессии» [69].

Таким образом, этизация врачебного сознания и деятельно­сти — одно из коренных условий образования врача-профессиона­ла. Подлинный профессиональный рост немыслим вне личност­ного роста. Поэтому требуется особая ценностно-смысловая, нрав­ственно ориентированная, этическая доминанта в высшем меди­цинском образовании. Она должна сменить прежнюю нормативно-регулятивную доминанту и способствовать воспитанию у врача вы­соких моральных качеств, без которых профанируется его благо­родная профессия. Вот почему духовно-нравственная ориентация — не придаток, а необходимая ценность и в мировоззренческом, и в педагогическом, и в профессиональном планах.

Только так может быть решена проблема гуманизации врачева­ния. Под гуманизацией врачевания мы понимаем развитие у врача та­ких личностных качеств (милосердие, альтруизм, ответственность, со­вестливость и т.д.), при которых гуманные принципы отношения к че­ловеку фактически воплощались бы в теоретической и практической работе врача. Это и делало бы врача настоящим профессионалом.

Гуманизацию и этизацию высшего образования обеспечивает его гуманитаризация, т.е. усиление гуманитарного компонента образования. По нашему мнению, гуманитаризация - основа духов­но-нравственного воспитания личности врача.

Наши рекомендации