Способ 1. подавление чувств
Ошибочно считается, что культурный человек, учитель в частности, не должен показывать другим свои эмоции. И очень рано мы начинаем учить этому и детей. С одной стороны, мы приучаем их к вежливости, а по сути учим демонстрировать те чувства, которых они на самом деле не испытывают. Например: «Когда берешь подарок, надо обязательно поблагодарить, улыбнуться, обнять и т. п.» Хотя на самом деле игрушка и ярко крашенная тетя, которая ее подарила, могут больше пугать ребенка, чем радовать. Но ради значимых для него взрослых он делает то, о чем они его просят. Когда такие ситуации повторяются регулярно, у ребенка форми -руется привычка показывать то, чего на самом деле нет. С другой стороны, с самого младшего возраста взрослые учат детей скрывать свои настоящие чувства: «Нужно всегда и везде сохранять свое достоинство», «Мальчики не плачут», «Девочке нельзя первой признаваться в любви» и т. п.
Зачастую учитель, полагая, что его абсолютная невозмутимость и эмоциональная сухость способствуют лучшей дисциплине и успеваемости учеников, «надевает на себя маску»: строгое выражение лица, сжатые губы, напряженная нижняя челюсть. Проблема в том, что эта маска незаметно прирастает к лицу и избавиться от нее очень сложно. А детям, как и всем людям, нравятся педагоги с доброжелательным выражением лица, с подвижной мимикой, с открытой улыбкой, которая располагает к диалогу.
Подавление или игнорирование собственных чувств является очень распространенным и очень вpeдным способом. Объяснение этому коренится в тесной связи эмоций с телом. Так запрограммировано природой, что любая эмоция как некий энергетический заряд требует своего разрешения через определенное телесное движение. И когда движение, диктуемое эмоцией, не производится (например, нельзя накинуться на ругающего вас начальника, нельзя убежать от пугающей проверки и т. п.), то соответствующие мышцы все равно напрягаются. Если такие ситуации повторяются регулярно, то мышцы постепенно привыкают к скованному, зажатому положению. В результате возникает характерный "мышечный панцирь". Например, тело ребенка, растущего в атмосфере страха и наказаний, отражает его привычные эмоции: даже в относительно спокойной обстановке он выглядит так, как будто втянул голову в плечи. Человек, привыкший делать всё абсолютно правильно, имеет твердую, негибкую спину, и это становится заметно окружающим («как будто кол вставили»), а тот, на кого свалился груз проблем, выглядит слегка согнувшимся, будто он реально несет на своих плечах огромную тяжесть.
Именно эти мышечные зажимы как отголоски застрявших в теле эмоций разрушают здоровье человека. т. к. скованные мышцы постепенно деформируют те внутренние органы, которые они окружают («все болезни от нервов»).
И здесь мы сталкиваемся с противоречием: с одной стороны нельзя игнорировать эмоции, с другой - далеко не всегда следует их свободно выражать в реальных ситуациях общения с другими людьми. С учетом сложной организации человека, его биосоциальной природы, из этой дилеммы существует несколько выходов и несколько способов выражения чувств: непосредственный и опосредованный.
Способ 2. Непосредственное выражение чувств
К этому способу естественным образом прибегают маленькие дети. К примеру: ударился о стул - рассердился - бьет стул. Взрослый, конечно, так себя уже не ведет. Но на то он и взрослый, он может собой управлять и некоторое время потерпеть. И, выждав благоприятный момент, дать волю своим чувствам. Здесь варианты у каждого свои, наиболее удобные. Можно танцевать, можно совершить пробежку или дать себе какую-либо другую физическую нагрузку. Кто-то выберет битье посуды, а для кого-то предпочтительнее выбивание ковров. Самое главное в этом способе - интенсивное движение, расслабляющее напряженные мышцы.
Способ З. Опосредованное выражение чувств
Как уже отмечалось, человек - существо не только
биологическое, но и общественное. В процессе своей тысячелетней истории человечество выработало и специфически культурные способы проявления чувств. И самый главный из них - это речь.
Когда с нами что-либо случается, особенно плохое, нам хочется поделиться, кому-нибудь рассказать об этом, даже случайному человеку. При первом рассказе случай переживается как нечто ужасное, при пересказе в пятый-шестой раз событие воспринимается гораздо спокойнее, а на десятый - происшедшее с нами ужасное превратилось в смешное. Вы не проделывали никаких специальных процедур, вы просто много об этом много говорили - и вместе со словами ушла и энергия того чувства, т. е. вы на него отреагировали.
Таким образом, способ выражения чувств, доступный фактически в любой жизненной ситуации, заключается в их словесном обозначении. Но возникает другой вопрос: как именно говорить? И здесь возможно несколько вариантов. различных по своей продуктивности во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Вариант 1. "Ты-высказывание"
Допустим, нечто произошло в классе, например, один ученик ударил другого. Вы имеете полное право на чувства возмущения и недовольства таким поведением. Как мы обычно сообщаем об этом детям? С каких слов начинаем свое высказывание?
К сожалению, обычно мы начинаем с обвинений в адрес другого: «Ты такой и сякой». В ответ на такое обращение у любого человека, даже самого маленького. следует совершенно естественная защитная реакция: «Раз я
такой то ты еще более такой...». Т. е. вместо разрядки
чувств от такого «диалога» возникает еще большее их напряжение. Воспитательный эффект тоже равен нулю. потому что итоге - ухудшение отношений, а то и затяжной конфликт.
Наиболее типичные ошибки педагогов, дающие ученикам повод провоцировать учителя на негативные чувства и продолжать нарушать дисциплину:
. повышение голоса;
. фраза типа «Учитель здесь пока еще я»;
. стремление обязательно оставить последнее слово за собой;
. сарказм;
. передразнивание ученика;
. придирки;
. использование таких поз и жестов, которые «давят»: сжатые челюсти, сцепленные руки, разговор»сквозь зубы» и т. п.;
. общая оценка ученика как человека (неряха, хулиган и т. п.);
. сравнение одного ученика с другим;
. обобщения типа «Все вы одинаковы»;
. втягивание в ситуацию других людей, изначально к ней непричастных;
. оправдание перед учеником;
. чтение проповедей и нотаций;
. изображение негодования или других негативных чувств;
. командование и жесткое давление;
. «взятка» ученику: «Если ты не будешь делать этого
сейчас, то потом я тебе разрешу...» - и описание поблажки. Подобная «взятка» дает только сиюминутный эффект и в будущем может поставить учителя в очень двусмысленное положение.
Вариант 2. «Я-высказывание»
В этом случае мы начинаем говорить не о «таком-сяком» другом, а о самих себе, употребляя различные формы слова «Я».
«Я-высказывание» заключается в обозначении собственного чувства по поводу поведения ученика. Причем обозначении в настоящем времени и в очень конкретной ситуации (что именно вам понравилось, а что не понравилось), без каких-либо оценок самого ребенка. Например:
-Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую раздражение. Перестань, пожалуйста.
- Саша, когда я увидела. что класс моешь ты, я очень обрадовалась. Мне стало приятно, что ты решил мне помочь. Спасибо!
Как видно из приведенных примеров, «Я - высказывание» состоит из нескольких частей:
1) действие ученика и его результат;
2) ваши чувства в настоящий момент по поводу это го действия;
3) позитивный или негативный эффект для вас от действия ученика;
4) для позитивного поступка ученика - благодарность или пожелание на будущее, для негативного - пожелание или просьба прекратить действия.
Такой способ выражения собственных чувств дает несколько положительных эффектов:
- во-первых, вы действительно вместе со словами
«выпустили» из себя негативное чувство;
- во-вторых, поскольку вы никого не обвиняете, у других людей нет никаких причин от вас защищаться. В этом случае дети действительно слышат вас и получают от вас четкие ориентиры поведения: это хорошо, а это плохо;
- в-третьих, вы даете детям прекрасный пример культурного, собственно человеческого выражения чувств: если тебя кто-то разозлил, то надо об этом сказать, а не драться, рвать тетради и т. п.
И наконец, такой способ выражения чувств дает детям возможность лучше понимать взрослых, прислушиваться к их переживаниям. Искренность взрослых рождает и ответную искренность детей.
Как видим, в самом способе «Я-высказывания» нет ничего сложного. Чтобы овладеть им, необходимо некоторое время внимательно за собой последить (в среднем недели две-три), чтобы выработать новые привычки. Для облегчения этой задачи приведем несколько примеров «Я-высказываний» в типичных школьных ситуациях, раздражающих учителя:
Ситуация | Я - высказывание |
Ребёнок хамит. | Когда я слышу подобные выражения, я очень расстраиваюсь. Пожалуйста, перестань показывать себя с худшей стороны. |
Ребенок не реагирует на ваши замечания | Мне не нравится, когда приходится Васе несколько раз повторять одно и то же. Это мешает всему классу спокойно работать. |
Ребенок отвлекается на уроке. | Когда Вася начинает говорить с Петей, я огорчаюсь, потому что вместо прогулки им придется сидеть за книгами. Соберитесь! |
Ребенок агрессивен по отношению к ровеснику | Вася, когда ты начинаешь распускать руки (язык), я начинаю злиться и перестаю тебя уважать. Прекрати! |
Следует также оговорить, что применение способа «Я-высказывание» не означает, что учитель теперь должен постоянно отслеживать перед учениками нюансы своей эмоциональной жизни, заниматься своеобразным «душевным стриптизом». Использовать этот способ следует в основном в тех случаях, когда вы чувствуете, что начинаете терять самоконтроль, что эмоции (вне зависимости от их знака) берут над вами верх.
В заключение остается добавить, что мнение выдающегося американского психолога У. Джеймса, высказанное еще в конце XIX века, остается актуальным и сегодня: «Наши учителя и без того уже слишком много работают; и каждый, кто прибавляет хоть чуть-чуть, хоть одну йоту не нужной тяжести к их ноше, - враг образования». Личностно-ориентированное обучение с его опорой на естественную эмоциональную природу человека - это не лишняя ноша, а, напротив, ее облегчение. Оно необходимо и ученику, и самому педагогу, поскольку его практическая реализация позволяет прожить продуктивную и яркую жизнь в профессии и сохранить здоровье и силы для своих близких.