Произведения для анализа в VII семестре

1. Полифонические вариации:

· Г.Ф. Гендель. «Пассакалья» из Сюиты соль минор.

· И. С. Бах. «Чакона» из Партиты для скрипки соло ре минор.

· И. С. Бах. «Crucifixus» из Мессы си минор.

· Р. Щедрин. «Basso ostinato».

· Д. Шостакович. Прелюдия соль-диез минор (из цикла «24 прелюдии и фуги»).

· Д. Шостакович. Концерт для скрипки с оркестром №1, III часть.

2. Строгие вариации

· В. Моцарт. Соната №6, финал.

· В. Моцарт. Соната №11, I часть.

· Л. Бетховен. Соната №10, II часть.

· Л. Бетховен. Соната №12, I часть.

· Л. Бетховен. Соната №23, II часть.

· М. Глинка. Вариации на тему «Среди долины ровныя».

3. Свободные вариации

· П.Чайковский. Тема с вариациями фа мажор.

· Р.Шуман. Вариации на тему ABBEG.

· Р.Шуман. «Симфонические этюды».

· Д.Шостакович. Соната для фортепиано №2, финал.

· С.Рахманинов. Вариации на тему Корелли.

4. Двойные вариации

· Й. Гайдн. Симфония №103, 2 часть.

· Л. Бетховен. Симфония №5, 2 часть.

· Й. Гайдн. Вариации для фортепиано фа минор.

· Л. Бетховен. Симфония №9, 3 часть.

5. Вокальные вариации

· М. Глинка. «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила».

· М. Мусоргский. «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов».

· М. Мусоргский. «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина».

· М. Мусоргский. «Плывет, плывет лебедушка» из оперы «Хованщина».

· Н. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко».

· А. Даргомыжский. «Старый капрал».

6. Сложная трехчастная форма

· П. Чайковский. «Времена года»: №1,2,5,8,11,12.

7. Старинное рондо

· Ф. Куперен. «Любимая».

· Ф. Куперен. «Жнецы».

· Ж. Рамо. «Тамбурин».

· Рондо Ф. Куперена или Ж. Рамо по выбору.

8. Классическое рондо

· Л. Бетховен. Соната №19, финал.

· Л. Бетховен. Соната №20, финал.

· В. Моцарт. Соната № 14 , 2 часть.

· В. Моцарт. Соната до мажор, финал.

· И. Гайдн. Соната ми минор, финал.

· И. Гайдн. Соната финал ре мажор, финал.

· Л. Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша».

9. Послеклассическое рондо

· Р.Шуман. Симфонические этюды, финал.

· Р.Шуман. Арабески до мажор.

· Р.Шуман. Новеллетта №5.

· С.Прокофьев. «Джульетта-девочка».

· С.Прокофьев. «Болтунья».

10. Сонатная форма

При анализе этой темы студент возвращается к сонате, на основе которой он анализировал в VI семестре наиболее значительные параметры музыкального языка и структуры. При анализе собственно сонатной формы происходит возвращение к этому сочинению на новом уровне, предполагающем не только осмысление собственно структурных параметров сонатной формы, но и понимание действия самого сложного формообразующего принципа – принципа динамического сопряжения.

ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

ПО АНАЛИЗУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

1. Курсовая работа по предмету Анализ музыкальных произведений представляет собой небольшое исследование, посвященное одному произведению.

2. При написании работы возможно и желательно использование имеющейся музыковедческой литературы. Однако цитирование или пересказ своими словами используемого источника должны непременно на этой же странице (внизу) сопровождаться ссылкой с указанием следующих данным: автор, наименование работы (книги; если цитируется статья – наименование сборника), выходные данные (место издания, год), цитируемая страница.

3. В работе оцениваются прежде всего точный анализ структуры, понимание ее роли в организации музыкального смысла произведения, а также самостоятельность и музыкальность в интерпретации этого смысла.

ПЛАН РАБОТЫ

I. Вступление

Историческая справка о данном произведении, цикле, опусе; роль и место произведения в творчестве композитора, в развитии данного жанра, в данном цикле и т.п.

II. Анализ структуры

1. Структура произведения в целом: определение и аргументация.

2. Анализ каждого из разделов структуры.

3. Вступление и заключение; роль в формообразовании фортепианного сопровождения.

4. Структурный, смысловой, тональный ритмы; их взаимодействие.

5. Характеристика материала: наиболее существенные факторы в формообразовании.

III.Соотношение структуры и образного ряда

1. Образный ряд романса в контексте всего цикла (опуса).

2. Роль в создании образного ряда структуры в целом и наиболее значительных в этом отношении ее элементов.

3. Фортепианное сопровождение и художественный образ романса.

IV. Музыка романса и словесный текст

1. Характеристика словесного текста; его драматургия.

2. Структура музыкальная и поэтическая, их взаимодействие.

3. Словесный текст и выразительные средства музыки.

V. Заключение

Выводы из проделанного исследования. Суммирование наиболее существенных факторов, характеризующих анализируемое сочинение.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

(VII семестр)

1. Музыкальный материал. Способ существования, тип, функции в формообразовании. Закономерности формирования музыкальных структур.

2. Построение. Основные признаки мелких построений. Нормативные и ненормативные построения.

3. Структурные элементы музыкальной речи. Мотив. Фраза. Предложение.

4. Смысловые элементы музыкальной речи. Ритм в формообразовании.

5. Период. Общая характеристика. Нормативный период.

6. Ненормативный период.

7. Удвоенные формы периода.

8. Простые формы. Общая характеристика. Одночастная форма.

9. Простая двухчастная форма и ее разновидности.

10. Простая трехчастная форма.
11. Удвоенные простые формы.

12. Сложные формы. Общая характеристика.

13. Вариации: общая характеристика. Разновидности вариационных
циклов.

14. Полифонические вариации.

15. Строгие (классические) вариации.

16. Свободные вариации.

17. Сопрано остинато и куплетно-вариационная форма. Вторичная
форма в вариационном цикле.

18. Сложная трехчастная форма: общая характеристика. Типы средин в сложной трехчастной форме.

19. Реприза и кода в сложной трехчастной форме. Двойные сложные
трехчастные формы. Г) ^

20. Рондо: общая характеристика.

21. Старинное рондо.

22. Классическое рондо.

23. Послеклассическое рондо.

24. Основные структурные черты сонатной формы. Принцип динамиче­ского сопряжения. Экспозиция.

25. Рондо высшего типа.

ЛИТЕРАТУРА

Арутюнов Д. Сочинения П.И. Чайковского в курсе анализа музыкальных произведений. М., 1989.
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.,1971.
Бонфельд М.Ш. Теоретический курс анализа музыкальных произведений. Вологда, 1982.
Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки. Ч. 1-2. М., 2003.
Буцкой А.К. Структура музыкального произведения. М.-Л.,1948.
Григорьева Г. Анализ музыкальных произведений. Рондо в музыке ХХ века. М., 1995.
Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып. 1. М., 1995.
Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967.
Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979 (и др. издания).
Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. Л.,1977.
Ручьевская Е.А., Иванова Л.П., Широкова В.П., и др. Анализ вокальных произведений. Л., 1988.
Скребков С.С. Анализ музыкальных произведений. М.,1958.
Способин И.В. Музыкальная форма. М., 1958.
Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. Л., 1962.
Тюлин Ю., Бершадская Т., Пустыльник И. и др. Музыкальная форма. М., 1965 (и др. издания).
Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М., 1974.
Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Простые формы. М., 1980.
Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы. М., 1983.
Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Рондо в его историческом развитии. Ч.1. М., 1988.
Цуккерман В. А. Масштабно-тематические структуры // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: БСЭ, 1990. С.329-330.

ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ

СОДЕРЖАНИЕ

Выписка из государственного стандарта по дисциплине

«Анализ музыкальных произведений»……………………………………….3

Введение…………………………………………………………………………...4

Объем курса и формы работы ………………………………………………...6

Краткое изложение проблем курса …………………………………………...7

Требования к знаниям и умениям …………………………………………...10

Темы практических занятий…………………………………………………...11

Требования к написанию курсовой работы ………………………………..14

Вопросы к экзамену ……………………………………………………………13

Литература…………………..…………………………………………………...14

Наши рекомендации