Произведения для анализа в VII семестре
1. Полифонические вариации:
· Г.Ф. Гендель. «Пассакалья» из Сюиты соль минор.
· И. С. Бах. «Чакона» из Партиты для скрипки соло ре минор.
· И. С. Бах. «Crucifixus» из Мессы си минор.
· Р. Щедрин. «Basso ostinato».
· Д. Шостакович. Прелюдия соль-диез минор (из цикла «24 прелюдии и фуги»).
· Д. Шостакович. Концерт для скрипки с оркестром №1, III часть.
2. Строгие вариации
· В. Моцарт. Соната №6, финал.
· В. Моцарт. Соната №11, I часть.
· Л. Бетховен. Соната №10, II часть.
· Л. Бетховен. Соната №12, I часть.
· Л. Бетховен. Соната №23, II часть.
· М. Глинка. Вариации на тему «Среди долины ровныя».
3. Свободные вариации
· П.Чайковский. Тема с вариациями фа мажор.
· Р.Шуман. Вариации на тему ABBEG.
· Р.Шуман. «Симфонические этюды».
· Д.Шостакович. Соната для фортепиано №2, финал.
· С.Рахманинов. Вариации на тему Корелли.
4. Двойные вариации
· Й. Гайдн. Симфония №103, 2 часть.
· Л. Бетховен. Симфония №5, 2 часть.
· Й. Гайдн. Вариации для фортепиано фа минор.
· Л. Бетховен. Симфония №9, 3 часть.
5. Вокальные вариации
· М. Глинка. «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила».
· М. Мусоргский. «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов».
· М. Мусоргский. «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина».
· М. Мусоргский. «Плывет, плывет лебедушка» из оперы «Хованщина».
· Н. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко».
· А. Даргомыжский. «Старый капрал».
6. Сложная трехчастная форма
· П. Чайковский. «Времена года»: №1,2,5,8,11,12.
7. Старинное рондо
· Ф. Куперен. «Любимая».
· Ф. Куперен. «Жнецы».
· Ж. Рамо. «Тамбурин».
· Рондо Ф. Куперена или Ж. Рамо по выбору.
8. Классическое рондо
· Л. Бетховен. Соната №19, финал.
· Л. Бетховен. Соната №20, финал.
· В. Моцарт. Соната № 14 , 2 часть.
· В. Моцарт. Соната до мажор, финал.
· И. Гайдн. Соната ми минор, финал.
· И. Гайдн. Соната финал ре мажор, финал.
· Л. Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша».
9. Послеклассическое рондо
· Р.Шуман. Симфонические этюды, финал.
· Р.Шуман. Арабески до мажор.
· Р.Шуман. Новеллетта №5.
· С.Прокофьев. «Джульетта-девочка».
· С.Прокофьев. «Болтунья».
10. Сонатная форма
При анализе этой темы студент возвращается к сонате, на основе которой он анализировал в VI семестре наиболее значительные параметры музыкального языка и структуры. При анализе собственно сонатной формы происходит возвращение к этому сочинению на новом уровне, предполагающем не только осмысление собственно структурных параметров сонатной формы, но и понимание действия самого сложного формообразующего принципа – принципа динамического сопряжения.
ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
ПО АНАЛИЗУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1. Курсовая работа по предмету Анализ музыкальных произведений представляет собой небольшое исследование, посвященное одному произведению.
2. При написании работы возможно и желательно использование имеющейся музыковедческой литературы. Однако цитирование или пересказ своими словами используемого источника должны непременно на этой же странице (внизу) сопровождаться ссылкой с указанием следующих данным: автор, наименование работы (книги; если цитируется статья – наименование сборника), выходные данные (место издания, год), цитируемая страница.
3. В работе оцениваются прежде всего точный анализ структуры, понимание ее роли в организации музыкального смысла произведения, а также самостоятельность и музыкальность в интерпретации этого смысла.
ПЛАН РАБОТЫ
I. Вступление
Историческая справка о данном произведении, цикле, опусе; роль и место произведения в творчестве композитора, в развитии данного жанра, в данном цикле и т.п.
II. Анализ структуры
1. Структура произведения в целом: определение и аргументация.
2. Анализ каждого из разделов структуры.
3. Вступление и заключение; роль в формообразовании фортепианного сопровождения.
4. Структурный, смысловой, тональный ритмы; их взаимодействие.
5. Характеристика материала: наиболее существенные факторы в формообразовании.
III.Соотношение структуры и образного ряда
1. Образный ряд романса в контексте всего цикла (опуса).
2. Роль в создании образного ряда структуры в целом и наиболее значительных в этом отношении ее элементов.
3. Фортепианное сопровождение и художественный образ романса.
IV. Музыка романса и словесный текст
1. Характеристика словесного текста; его драматургия.
2. Структура музыкальная и поэтическая, их взаимодействие.
3. Словесный текст и выразительные средства музыки.
V. Заключение
Выводы из проделанного исследования. Суммирование наиболее существенных факторов, характеризующих анализируемое сочинение.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
(VII семестр)
1. Музыкальный материал. Способ существования, тип, функции в формообразовании. Закономерности формирования музыкальных структур.
2. Построение. Основные признаки мелких построений. Нормативные и ненормативные построения.
3. Структурные элементы музыкальной речи. Мотив. Фраза. Предложение.
4. Смысловые элементы музыкальной речи. Ритм в формообразовании.
5. Период. Общая характеристика. Нормативный период.
6. Ненормативный период.
7. Удвоенные формы периода.
8. Простые формы. Общая характеристика. Одночастная форма.
9. Простая двухчастная форма и ее разновидности.
10. Простая трехчастная форма.
11. Удвоенные простые формы.
12. Сложные формы. Общая характеристика.
13. Вариации: общая характеристика. Разновидности вариационных
циклов.
14. Полифонические вариации.
15. Строгие (классические) вариации.
16. Свободные вариации.
17. Сопрано остинато и куплетно-вариационная форма. Вторичная
форма в вариационном цикле.
18. Сложная трехчастная форма: общая характеристика. Типы средин в сложной трехчастной форме.
19. Реприза и кода в сложной трехчастной форме. Двойные сложные
трехчастные формы. Г) ^
20. Рондо: общая характеристика.
21. Старинное рондо.
22. Классическое рондо.
23. Послеклассическое рондо.
24. Основные структурные черты сонатной формы. Принцип динамического сопряжения. Экспозиция.
25. Рондо высшего типа.
ЛИТЕРАТУРА
Арутюнов Д. | Сочинения П.И. Чайковского в курсе анализа музыкальных произведений. М., 1989. |
Асафьев Б. | Музыкальная форма как процесс. Л.,1971. |
Бонфельд М.Ш. | Теоретический курс анализа музыкальных произведений. Вологда, 1982. |
Бонфельд М.Ш. | Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки. Ч. 1-2. М., 2003. |
Буцкой А.К. | Структура музыкального произведения. М.-Л.,1948. |
Григорьева Г. | Анализ музыкальных произведений. Рондо в музыке ХХ века. М., 1995. |
Задерацкий В. | Музыкальная форма. Вып. 1. М., 1995. |
Мазель Л.А., Цуккерман В.А. | Анализ музыкальных произведений. М., 1967. |
Мазель Л. | Строение музыкальных произведений. М., 1979 (и др. издания). |
Ручьевская Е. | Функции музыкальной темы. Л.,1977. |
Ручьевская Е.А., Иванова Л.П., Широкова В.П., и др. | Анализ вокальных произведений. Л., 1988. |
Скребков С.С. | Анализ музыкальных произведений. М.,1958. |
Способин И.В. | Музыкальная форма. М., 1958. |
Тюлин Ю.Н. | Строение музыкальной речи. Л., 1962. |
Тюлин Ю., Бершадская Т., Пустыльник И. и др. | Музыкальная форма. М., 1965 (и др. издания). |
Цуккерман В. А. | Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М., 1974. |
Цуккерман В. А. | Анализ музыкальных произведений. Простые формы. М., 1980. |
Цуккерман В. А. | Анализ музыкальных произведений. Сложные формы. М., 1983. |
Цуккерман В. А. | Анализ музыкальных произведений. Рондо в его историческом развитии. Ч.1. М., 1988. |
Цуккерман В. А. | Масштабно-тематические структуры // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: БСЭ, 1990. С.329-330. |
ÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃÃ
СОДЕРЖАНИЕ
Выписка из государственного стандарта по дисциплине
«Анализ музыкальных произведений»……………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………...4
Объем курса и формы работы ………………………………………………...6
Краткое изложение проблем курса …………………………………………...7
Требования к знаниям и умениям …………………………………………...10
Темы практических занятий…………………………………………………...11
Требования к написанию курсовой работы ………………………………..14
Вопросы к экзамену ……………………………………………………………13
Литература…………………..…………………………………………………...14