Threshold Level User — Preliminary English Test (PET);
3. Vantage Level/Independent User — First Certificate in English (FCE);
4. Effectiveness Level/Competent User — Certificate in Advanced English (CAE);
5. Mastery Level/Good User — Certificate of Proficiency in English (CPE).
Совет Европы определил Пороговый уровень (Threshold level) как базовый общеобразовательный. Основной целью обучения иностранному языку в Пороговом уровне названо формирование коммуникативной компетенции. При этом выделяются несколько ее составляющих: 1) лингвистическая компетенция, 2) социолингвистическая компетенция, 3) социокультурная компетенция, 4) стратегическая компетенция, 5) дискурсивная компетенция, 6) социальная компетенция.
Лингвистическая компетенция предполагает овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой. Чтобы адекватно решать задачи общения в каждом конкретном случае, помимо лингвистической компетенции нам необходима социолингвистическая компетенция, т. е. способность осуществлять выбор языковых форм, использовать их и преобразовывать в соответствии с контекстом. Изучая многообразие планов выражения, можно многое понять и узнать о культуре различных стран изучаемого языка. - необходимость формирования социокультурной компетенции.
Чтобы грамотно решать задачи общения и добиваться желаемых результатов, надо иметь определенные навыки и умения организации речи, уметь выстраивать ее логично, последовательно и убедительно, ставить задачи и добиваться поставленной цели - стратегическая и дискурсивная компетенции. Их сущность которых заключается в умении построить общение так, чтобы добиться поставленной цели, знать и владеть различными приемами получения и передачи информации как в устном, так и в письменном общении, компенсаторными умениями.
социальная компетенция - предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией. Здесь очень важно сформировать чувство толерантности к точке зрения, отличной от вашей.
Компонентный состав коммун.компет. по И.Л. Бим
Лингвистическая 2. Тематическая (владение экстралингвистич. Inf).3.социокультурная (поведенческая) 4. Компенсаторная (умение выйти из затруднит. полож) 5.учебная компетенция (умение учиться).
В отечественной методике выделяются четыре аспекта цели обучения ИЯ: 1) учебный практический аспект, 2) воспитательный аспект обучения, 3) образовательный аспект, 4) развивающий аспект (начали выделять с 1984 года). Указанные цели находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, причем ведущей является практическая цель, что обусловлено спецификой предмета «иностранный язык», т.к. учащимся предстоит освоить не основы науки о языке, а овладеть новым по сравнению с родным языком средством коммуникации, т.е. приобрести умения и навыки общения с помощью изучаемого языка.
изменение цели: В послевоенные годы в основном рецептивная цель — научить читать и понимать оригинальную литературу на изучаемом языке (перевод ориг текстов, заучивание списков слов, грамм правил), сказать неск слов о себе. В 60-е гг , появл аудирование, осознается важность коммуникативных целей, признаются общеобразовательные и воспитательные цели. В 80-е гг выделяются развивающие цели. Современное общество утилитарно и прагматично, важно практическое владение (появление ЕГЭ, понятие компетенции)
Учебный практический аспект. Учащиеся овладевают иностранным языком как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной формах. Речь идет об овладении четырьмя видами речевой деятельности: рецептивными — аудированием и чтением, продуктивными — говорением и письмом, а также связанными с ними тремя аспектами языка — лексикой, фонетикой, грамматикой. Практический аспект предполагает овладение всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы владение ИЯ было средством межличностного общения, обогащения духовного мира, отстаивания своих убеждений, пропаганды отечественной культуры, дружбы между народами, экономического и социального прогресса.
Конкретными целями в каждом виде речевой деятельности являются:
1) в говорении: умение сообщить (доложить, известить, объявить, информировать, рассказать и т.д.); объяснить (охарактеризовать, уточнить, показать и т.д.); одобрить (рекомендовать, посоветовать, подчеркнуть, поддержать, похвалить, поблагодарить и т.д.); осудить (покритиковать, возразить, отрицать, обвинить, оспорить и т.д.); убедить (доказать, обосновать, уговорить, настоять и т.д.);
2) в письме: умение достаточно быстро фиксировать свои высказывания и высказывания других; выписывать из прочитанного, трансформируя материал; записывать план или тезисы выступления; написать письмо, рецензию, аннотацию;
3) в чтении: умение быстро читать про себя статью в газете или журнале; художественное произведение средней сложности для удовлетворения всех функций чтения как средства общения;
4) в аудировании: умение понимать аутентичную речь в нормальном темпе при живом общении и общий смысл радиопередач, фонозаписей;
5) в переводе: умение выступить в качестве переводчика в бытовой ситуации.
Воспитательный аспект обучения предполагает формирование у учащихся мировоззрения, идейной убежденности, патриотизма, нравственности, ответственности за себя и происходящее вокруг, а также эстетическое и духовное развитие личности. Для реализации данного аспекта надо использовать все возможности: и содержательные, и организационные.
Образовательный аспект предполагает приобретение знаний о культуре страны или стран изучаемого языка, включая литературу, музыку, архитектуру, живопись, историю и т. д., а также знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходстве и различии с родным; удовлетворение личных познавательных интересов в любой из сфер своей деятельности, от профессиональной до хобби.
Развивающий аспект обеспечивает осознание средств выражения мыслей, того, как люди произносят, какие слова употребляют для номинации предметов, сравнение и сопоставление явлений родного и иностранного языков, развитие чувства языка, языковой догадки, памяти во всех ее видах, логики (анализа, синтеза, сравнения, умозаключения), развитие сенсорного восприятия, мотивационной сферы, умения общаться, таких черт характера, как трудолюбие, воля, целеустремленность, активность, умение учиться.
Содержание обучения
Традиционно под содержанием образования в целом и соответственно обучения какому-либо предмету понимается все то, чему следует учить учащихся. Так, в дидактике под педагогическим понятием «содержание образования» понимаются такие компоненты, как система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, опыт творческой деятельности и, наконец, нормы коммунистического воспитания. В соответствии с указанным положением дидактики во многих методических работах под содержанием обучения понимается языковой материал, подлежащий усвоению, а также умения и навыки.Первоначально методисты полагали, что под содержанием обучения следует понимать только языковой материал (лексический, грамматический и фонетический), который изучается учащимися и на основе которого формируются умения и навыки. В дальнейшем в круг понятий стали включать умения и навыки, подлежащие формированию. Наконец в настоящий момент к содержанию обучения относят языковой материал, умения и навыки, тематику, тексты и языковые понятия, не свойственные родному языку.Первым элементом содержания обучения, подлежащим отбору является тематика. Она, во-первых, уточняет конечные требования программ (т е. практические цели обучения), а, во-вторых, без знания тематики нельзя отобрать ни словарь, ибо одним из критериев его отбора является критерий семантической ценности, ни тексты, так как они всегда определяются (помимо прочего) тематикой. Ведущим компонентом при отборе языкового материала (лексики, грамматики, фонетики) является словарь. Он отбирается в первую очередь, ибо набор лексики определяет грамматический минимум, т.к. отбору подлежат те грамматические явления, которые распространяются на значительное число слов минимума. Если грамматические правила не удовлетворяют этим требованиям, то данное грамматическое явление не может быть включено в минимум. Вслед за лексическим минимумом определяется грамматический и фонетический, после чего с учетом минимумов языкового материала и тематики осуществляется отбор текстов и выявление понятий, отсутствующих в родном языке учащихся. Определяя содержание обучения иностранному языку, последователи школы Г. В. Роговой выделяют три основных компонента содержания обучения: лингвистический, психологический и методологический.
Лингвистический компонент содержания обучения иностранному языку предполагает отбор необходимого материала: 1) языкового (лексического, грамматического, фонетического), 2) речевого, 3) социокультурного. Критерии отбора могут быть разными, но в их основе всегда лежат такие факторы, как: 1)предполагаемый контекст деятельности обучаемых, их реальные запросы, интересы и потребности; 2) возраст; 3)общий уровень образованности; 4)уровень владения языком.
Психологический компонент содержания обучения ИЯ призван определить те навыки и умения, которые должны быть сформированы в процессе обучения на данном конкретном этапе и применительно к данным конкретным условиям.
Методологический компонент. Предполагает обучение не столько ответам на вопросы, сколько новым способам мышления, необходимым и достаточным навыкам самостоятельной учебной работы, организации активной деятельности учащихся в процессе познания, стимулированию их творческой активности К общеучебным умениям и навыкам можно отнести: 1) планирование собственной учебной деятельности; 2)выбор оптимальных средств решения поставленных учебных задач;