Специальные методы менеджмента в хореографическом коллективе
Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т. п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т. п., — тем выше их социальная значимость).
Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, "Но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное — средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной кампании нового диска или альбома.
Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор — один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т. д.
Допустим, при проведении культурной программы, организаторы получают прибыль не только с непосредственной продажи билетов, но так же с продажи дисков и сопроводительной атрибутики (календари, майки, открытки, медальоны и проч.).
Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг в культурной некоммерческой деятельности. Организаторы культурных мероприятий, как правило планируют окупить все затраты, по средством массового приобретения билетов. Для этого нужны массы людей, которых бы заинтересовало их творчество. Нередко успешность концерта определяют количеством проданных билетов. В этой связи не малые затраты идут на рекламу мероприятия. Соответственно, чтобы не только возместить расходы, но и заработать требуются привлечение дополнительных источников дохода. К примеру, артист не может снять концерт по причине наличия социальных билетов для слабо-защищенного слоя населения (пенсионеры, инвалиды, дети и проч.). Естественно, что организаторы концерта теряют в прибыли, потому что эти места обязательно бы купили, не будь этого обязательства социальной поддержки. В традиционном же маркетинге ни кто не пойдет добровольно на невыгодную сделку или сделку с малой финансовой эффективностью. Таким образом, маркетинг в сфере культуры и развлечений, является очень сложным явлением, требующим толерантности с одной стороны и эффективных методов заработка с другой.»
«2.2 Организация работы в хореографическом коллективе на примере шоу-балета «Тодес»
Двадцать лет назад Алла Духова создала танцевальный коллектив совершенно нового направления. Оригинальная смесь брейк-данса, хип-хопа и R’n’B, профессиональная постановка и исполнение, индивидуальный стиль сделали "Тодес" одной из самых популярных танцевальных групп в России.
Начинался коллектив с 8 человек. Сегодня «Тодес» - не просто популярный эстрадный хореографический коллектив; это — целое движение, которое многие уже сейчас называют «Образ жизни «Тодес».
Состав балета с каждым годом растет. Приходят молодые талантливые люди. Кроме профессионального коллектива существует более 20 школ-студий балета «Тодес» в разных городах СНГ. И в каждой из них преподает приезжающий из знаменитой школы Аллы Духовой педагог. Студии становятся базой, благодаря которой лучшие из лучших попадают в московский шоу-балет. На данный момент в коллективе Аллы Духовой 40 человек, 12 самых-самых из них колесят по гастрольным турам, остальные же работают в Москве.
Основатель, бессменный руководитель, балетмейстер-постановщик и режиссер всех номеров и спектаклей балета "Тодес"- Алла Владимировна Духова, лауреат национальной премии "Овация". В числе ее постановок: постановка эстрадного блока закрытия 850-летия Москвы (Лужники)., церемония награждения "Тэфи-98" и "Тэфи-99", церемония награждения "Овация-97", "Овация-98", концертные программы таких звезд эстрады как Валерий Леонтьев ("Полнолуние", "По дороге в Голливуд", "Лучшее..."), Филипп Киркоров, Алла Пугачева, Игорь Крутой, Лариса Долина, Александр Буйнов, Кристина Орбакайте, Владимир Пресняков, Татьяна Буланова и другие.
Спектр творческих поисков Аллы Духовой очень широк и не ограничивается только хореографическими постановками на сцене. Она является постановщиком программы французской пары фигуристов - Марины Анисиной и Гвендаля Писерата - серебряных призеров Олимпийских игр в танцах на льду.
Неповторимый оригинальный стиль - вот что отличает «Тодес» от других танцевальных коллективов. Классическая школа, профессиональный подход, тенденции мировой танцевальной моды - причина его успеха. А самые главные его составляющие - вдохновение и упорный труд. Одной из причин успеха коллектива является сочетание жесткой дисциплины с возможностью творческого подхода каждого танцора. В этой труппе нет понятия солиста. Каждый танцор - солист. У каждого свой стиль. Каждый интересен по-своему. И каждый - неотъемлемая частичка общей гармонии. Танцевальные мини-спектакли "Тодеса" запоминаются сразу и навсегда. Многие из них уже стали настоящими хитами.
Стиль "Тодеса" - это соединение балета и модерна. Взяв от классического балета пластику, автор и одновременно режиссер-постановщик переложила ее на современные ритмы. Заряжающая экспрессия артистов на фоне объемной музыки Алексея Гарнизова превратила каждый концертный номер в маленький спектакль: небольшой по продолжительности, но глубокий по содержанию. Вечные темы: любовь – ненависть – ревность сменяются зарисовками из настоящего и будущего. Независимо от образа, одинаково достоверен каждый: и растерявшийся инопланетянин, и воинственный генерал, и голливудская звезда.
Кроме того, этому шоу, как выяснилось, совершенно не нужны ни роскошные костюмы, ни перья-бусы, ни прочий "отвлекающий антураж", по словам Аллы, маскирующий слабую хореографию и отвлекающий внимание зрителя от собственно танца. Черный и белый - именно в этих цветах, в основном, и были выдержаны сравнительно простые костюмы. Но работа с освещением, со звуком - без них теперь нельзя сделать действительно высококлассное шоу.»
«Таким образом, выше была дана характеристика всем структурным подразделениям, которые обеспечивают и осуществляют успешную деятельность хореографического коллектива шоу-балета «Тодес».
Заключение
Таким образом, в современных условиях жесткой конкуренции, в культурно-развлекательной секторе наблюдается рост требований к организации и управлению любым творческим коллективом. При условии отлаженного механизма работы, когда каждый участник знает свое место и свои обязанности, возникает необходимое единство в команде. Это единство и является одним из факторов успешного существования коллектива на больших сценах нашей страны и зарубежья.
Четкая структура организации работы с хореографическим коллективом, обеспечивает быстрый и отличный результат. Система творческого, личностного подходов обеспечивает взаимопонимание внутри коллектива, что способствует высокой продуктивности его работы.
Автором данного исследования были детально изучены основы организации и управления хореографическим коллективом. Опираясь на теоретические основы менеджмента хореографического коллектива, были рассмотрены реальны действующие механизмы управления на примере коллектива шоу-балета «Тодес». Специфичность методов организации внутри хореографического коллектива связана с творческой направленностью работы.
В любом хореографическом коллективе руководитель занимает важное место среди остальных. Это обусловлено наличием огромного числа полномочий и обязанностей, которые должен выполнять руководитель. От руководителя зависит все, так как от его художественного восприятия и организаторских способностей зависит разработка и постановка хореографических произведений.
Несомненно и то, что профессиональный хореографический коллектив нуждается в вспомогательной персонале. Штат сотрудников может порой доходить до 10 человек. Каждый сотрудник выполняет свои обязанности, тем самым достигается мобильность и продуктивность всей подготовки мероприятия.
Таким образом, автор приходит к выводу о том, что профессиональный хореографический коллектив – это сложно устроенный организм, и для его правильной, успешной работы необходимо квалифицированное управление, как самим коллективом, так и организацией пространства для его выступлений.