Формы организации спортивной тренировки в вузе
В практике подготовки спортсменов в вузе следует выделить три основные формы организации спортивной тренировки в спортивном отделении: учебно-тренировочные занятия в секциях и командах, участие в спортивных соревнованиях и самостоятельные тренировочные занятия спортсмена.
Учебно-тренировочные занятия в секциях и командах проводятся по постоянному расписанию и при педагогическом руководстве тренера-преподавателя. Студенты в зависимости от уровня спортивной подготовки занимаются в учебно-тренировочных группах спортивного отделения: в группах III-II разрядов занятия проводятся 2-3 раза в неделю с объёмом до 250 часов в год, I разряд – кандидатов в мастера спорта – 3-4 раза с объёмом до 350 часов.
При групповом обучении с большим эффектом используется труд педагога, и что очень важно, эмоциональная обстановка на занятиях способствует более успешному освоению новых навыков.
Тот факт, что ученики при групповых занятиях не могут постоянно быть под наблюдением преподавателя, заставляет их более сознательно относиться к выполняемым упражнениям и заниматься самостоятельно. Но внимание педагога за занимающимися необходимо для предотвращения заучивания неправильных движений, элементов техники и т.д.
При групповых занятиях нужно больше уделять внимания отстающим занимающимся, чтобы подтянуть их в освоении изучаемых упражнений к основному ядру группы.
Немалого внимания требуют и хорошо успевающие, нельзя задерживать рост их мастерства, наоборот, нужно поощрять быстрое овладение материалом, т.к. это будет способствовать ещё большим успехам способных учеников.
На групповых занятиях важное значение имеет правильное расположение группы и место преподавателя во время объяснения и показа, а также во время выполнения упражнений. При объяснении и показе группу лучше всю располагать в шеренгу плотным строем, что обеспечит лучшую слышимость и одинаковую точку наблюдения за показом, т.е. в профиль (перпендикулярно направлению движения). Преподаватель выбирает для себя место так, чтобы держать в поле зрения всю группу и хорошо видеть движения занимающихся.
Участие в спортивных соревнованиях стимулирует учебно-тренировочный процесс, воспитывает у спортсмена морально-волевые качества, черты самостоятельности и ответственности.
Самостоятельные тренировочные занятия спортсмены проводят индивидуально или в составе небольшой группы.
Существует 4 формы самостоятельных занятий:
- ежедневная утренняя гимнастика (пробежка, кросс и т.д.);
- ежедневная физкультпауза;
- самостоятельные занятия спортом (не реже, чем 2-3 раза в неделю);
- попутная тренировка.
Возможности использования попутной тренировки в повседневной жизни обширны.
Главное – темп, характер и время выполнения трудовых физических действий.
Самотренировка организуется в свободное время по индивидуальному плану и проводится обычно без непосредственного участия тренера, он лишь помогает в их планировании, построении, анализе и оценке.
В группах спортивного отделения можно выделить три характерные для вуза варианта динамики спортивного мастерства студентов, которые связаны с исходным уровнем результатов, мотивацией, здоровьем, социально-бытовыми условиями, возможностями успешного сочетания учебного и тренировочного процесса и др.
1. Снижение уровня спортивного мастерства.
Обычно оно наблюдается у небольшой группы студентов (10-20%), которые по разным причинам (болезнь, плохая успеваемость и т.д.) не могут эффективно тренироваться. Такие студенты отчисляются из секций и переводятся в учебные группы физического воспитания.
2. Поддержание уровня спортивного мастерства.
В данном случае 50-60% студентов демонстрируют исходный уровень спортивного мастерства на протяжении всего периода обучения в университете, успешно сочетая учебный и тренировочный процесс.
3. Повышение уровня спортивного мастерства.
20-30% студентов спортивного отделения повышают свои спортивные результаты за период обучения, выполняя более высокие квалификационные нормативы.
Если для студентов первых двух групп объём учебно-тренировочной работы, предусмотренный программой, вполне достаточен, то для студентов, стремящихся улучшить спортивные результаты, следует искать другие возможности повышения спортивного мастерства: самостоятельные и дополнительные тренировки, более эффективные средства и методы общей и специальной физической подготовки, более эффективные средства восстановления (массаж, самомассаж, сауна и т.д.).
Построение и структура учебно-тренировочного занятия.
В физическом воспитании тренировочные занятия строятся по общепринятой структуре, состоящей из четырёх частей:
- вводной,
- подготовительной,
- основной,
- заключительной.
Вводная часть занятия направлена на решение организационных вопросов, создание психологического настроя занимающимся, объяснение задач. Её длительность – 3-10 минут.
Подготовительная часть состоит из двух частей: общей и специальной разминки.
Общая разминка применяется для разогревания организма, подготовки сердечнососудистой и дыхательной систем к активной физической работе. Специальная разминка направлена на совершенствование нервно-координационных способностей, повышение работоспособности всех органов и систем и состоит из специфических, специально-подготовительных упражнений.
Специальная разминка готовит организм к той физической нагрузке, которая будет выполняться в основной части занятия.
Основная часть занятий направлена на разучивание техники движений и развитие физических качеств. На основную часть занятия отводится до 70% времени.
Обучение движению подразделяется на три этапа: ознакомительный, формирование двигательного умения, формирование двигательного навыка.
При изучении движения используется:
- целостный метод разучивания,
- метод разучивания по частям,
- метод обучения с помощью подводящих упражнений.
На втором этапе обучения происходит формирование двигательного умения.
Третий этап обучения направлен на формирование двигательного навыка, его совершенствование.
Заключительная часть обеспечивает снижение функциональной деятельности организма. Проводятся малоинтенсивные упражнениям на расслабление мышц, а также дыхательные упражнения. Происходит анализ занятия и деятельности занимающихся, даются задания для самостоятельной работы.
Основные пути достижения необходимой структуры
подготовленности занимающихся
Факторы, влияющие на спортивный результат – это талант спортсмена и спортивная подготовка.
Высокие результаты достигаются интенсификацией учебно-тренировочного процесса. Спортивный успех – это талант – помноженный на труд, труд до самоотречения, до самопожертвования. Действительно, нагрузка ведущих спортсменов мира в подготовительном периоде у бегунов доходит до 500 км в месяц. Спортивная подготовка осуществляется в основном в трёх взаимосвязанных направлениях:
- в воспитании,
- обучении,
- развитии.
Воспитание – педагогический процесс целеустремлённого воздействия на психическую сферу спортсмена в целях привития необходимых качеств, высокой нравственности, трудолюбия, настойчивости, воли, упорства и т.д.
Обучение – процесс, обеспечивающий образование двигательных навыков, приобретение теоретических знаний, овладение техникой и тактикой, развитие ловкости и точности движений, умения проявлять силу, быстроту и выносливость, проводить восстановительные мероприятия, самомассаж, самоконтроль и участие в соревнованиях.
Развитие – процесс направленного воздействия на органы и системы спортсмена с целью укрепления и повышения их функциональных возможностей. Под влиянием тренировки в организме спортсмена происходят морфологические, физиологические и биохимические изменения (увеличивается жизненная ёмкость лёгких, масса сердечной мышцы, улучшается эластичность мышечной ткани и связок, повышаются функциональные возможности анаэробных механизмов и т.д.).
Спортивная тренировка направлена на достижение наивысших результатов в избранном виде спорта.
Достигнуть высот спортивного мастерства можно только в процессе круглогодичной тренировки, осуществляемой на протяжении многих лет.
Спортивная подготовка включает в себя следующие основные разделы:
- теоретическая подготовка,
- техническая подготовка,
- тактическая подготовка,
- морально-волевая и психологическая подготовка,
- физическая подготовка.
Теоретическая подготовка – это знания по теории и методике спортивной тренировки, в области гигиены, физиологии, биохимии, биологии и т.д.
Техническая подготовка – это овладение рациональной техникой выполнения физического упражнения с учётом индивидуальных особенностей занимающегося.
Тактическая подготовка – искусство ведения спортивного поединка с соперником, используя основы спортивной тактики, изучая возможности спортивных соперников, развивая тактическое мышление.
Морально-волевая и психологическая подготовка – воспитание воли, мужественного характера, высокой нравственности, психических качеств, психической и психофизической устойчивости.
Физическая подготовка заключается в развитии физических качеств, направленных на повышение функциональной готовности организма, улучшение физического развития.
Контроль за эффективностью учебно-тренировочных занятий.
Педагогический контроль за ходом подготовки спортсменов осуществляется в следующих направлениях:
1. Фиксация фактического выполнения индивидуального плана по объёму, интенсивности, координационной сложности упражнений и т.д.
2. Ежедневное определение состояния спортсмена (работоспособность, восстановление, настроение) на основе данных самоконтроля, наблюдений тренера.
3. Определение уровня отдельных компонентов подготовленности легкоатлета.
Для этого используются контрольные упражнения в процессе учебно-тренировочных занятий.
- научный контроль за состоянием легкоатлета, за изменениями функций его органов и систем, определение максимального потребления кислорода, устойчивости вестибулярного аппарата, состава крови. Научный контроль под силу только на тренировочных сборах.
- врачебный контроль осуществляется перед началом годичной тренировки и в её процессе проводится текущий. Данные врачебного контроля позволяют судить о состоянии здоровья, работоспособности и функциональных изменениях.
- ежедневный самоконтроль легкоатлета.
Легкоатлет обязан ежедневно вести личный спортивный дневник. В нём записывается содержание тренировки, указывая объём и интенсивность, режим дня, гигиена. Очень важно регулярно записывать результаты выполнения контрольных упражнений, показывающих динамику развития физических качеств.
- анализ динамики показателей и регулирование нагрузки.
Этот раздел управления тренировочным процессом осуществляет тренер, для этого устанавливается уровень показателей в норме. Для анализа динамики показателей необходимо измерять частоту пульса, кистевую динамометрию (состояние возбудимости Ц.Н,С. и её работоспособности ), контроль за весом тела, различать желание тренироваться по степеням и по направленности.
- режим легкоатлета.
Невозможно достигнуть высоких спортивных результатов, не соблюдая строго гигиенического режима. После тренировки необходим душ, раз в неделю после тренировки с небольшой нагрузкой следует парная баня, желательно и сухой пар. Важное значение имеет регулярный массаж, обязателен ежедневный самомассаж. В процессе тренировки полезно принимать кратковременные солнечные ванны, очень важно уметь отдыхать. С тренировкой тесно связан вопрос питания, полный комплекс витаминов и нормальный водно-солевой обмен. Курение и алкогольные напитки не совместимы со спортом.
Контрольные вопросы:
1. Цель и задачи массового спорта.
2. История развития легкой атлетики в зарубежных странах, СССР и России.
3. Какое количество видов спорта по легкой атлетике входит в программу Олимпийских игр?
4. Физическое воспитание как основная форма развития физических (двигательных) качеств, овладение жизненно важными двигательными навыками и необходимыми физкультурными занятиями.
5. Краткая характеристика основных физических качеств человека.
6. Краткая характеристика особенностей вида спорта легкой атлетики по разделам: (ходьба, бег, прыжки, метания и многоборье) и их классификация.
7. Методы подготовки, используемые в спортивной тренировке?
8. Средства физической культуры, средства спортивной подготовки.
9. В чем состоят особенности общей физической подготовки (ОФП) и специальной (СФП), их характеристика, взаимосвязи и различия.
10. Формы контроля за эффективностью учебно-тренировочных занятий.