Протомузейный этап отечественной культуры.
В Древней Руси музеев не было. Музей в современном понимании – как научное и научно-просветительное учреждение, как институт социальной памяти и хранения культурного опыта – мог появиться только на определенном этапе мировоззренческого развития, в соответствующих ему историко-социальных условиях. Такой период в нашей стране наступил на рубеже XVII-XVIII вв. В последней трети XVII в. в культуре Московской Руси произошли изменения, определившие ее переход на европейский путь развития.
Важнейшей культурной предпосылкой, сделавшей возможным появление музея, стала частичная секуляризация (обмирщение) общественного сознания, являющаяся в свою очередь одной из наиболее значительных составляющих необратимого процесса освобождения искусства и литературы от подчинения церковным и узкогосударственным интересам. Существенное значение имели также зарождение рационалистического мировоззрения, рост демократических тенденций, распространение гуманистических идей.
Появлению музеев в России предшествовал протомузейный этап. На протяжении этого этапа, длившегося несколько веков, в монастырях, ризницах церквей, резиденциях знати происходило накопление исторических реликвий, сакральных предметов, военных трофеев, древних книг и рукописей. Реалии, признанные позже памятниками прошлого, обращали на себя внимание и нередко сохранялись. Так, в «Повести временных лет» есть упоминания о курганах, являвшихся захоронениями древнерусских князей. Начиная с XVII в. они стали привлекать к себе все большее внимание: распространилось кладоискательство, особенно в Сибири, где возникали целые артели, занимавшиеся раскопками курганов. Однако найденные в них предметы из драгоценных металлов в основном переплавлялись. Со временем в процессе хранения древностей появились элементы целенаправленного коллекционирования, зарождение которого в России относят ко второй половине XVII в. Среди первых коллекционеров называют окольничего Б.М.Хитрово, 25 лет (с 1655 по 1680 гг.) руководившего Оружейной палатой, боярина А.С.Матвеева (1623-1682), князя В.В.Голицына (1643-1714) и др. Они собирали картины, парсуны, гравюры («фряжские листы»), часы, имели большие библиотеки.
В период Средневековья в России, как и в других странах мира, возникали и развивались протомузейные культурные формы. Примерно в XIV в. в Москве появились культурные сады, затем – «аптекарские огороды», ставшие предшественниками ботанических садов. Частные зверинцы, от которых берут начало будущие зоопарки, известны на Руси с XVI в. Арсеналы, служившие первоначально для хранения разного рода оружия, военных доспехов и припасов, существуют с конца XVI в., а первый из них был создан в 1584 г. в Москве на базе пушечно-литейного двора.
Одним из крупнейших древлехранилищ стала Оружейная палата в Москве. Источники позволяют проследить процесс формирования кремлевской сокровищницы начиная с XIV в., с духовного завещания великого московского князя Ивана Калиты, в котором он утверждал право передачи родовой сокровищницы от отца к сыну. Первое упоминание собственно об Оружейной палате относится к 1537 г.
В XVI–XVII вв. Оружейная палата имела значение и мастерской, и хранилища имущества царского двора, в котором сосредоточилось большое число исключительных по своему значению памятников искусства и исторических ценностей. Преобладали драгоценные, но не потерявшие своего утилитарного назначения бытовые вещи (парадное и личное оружие, одежды, церковная утварь). Для удобства хранения многочисленные и разнообразные предметы начинают сортировать по категориям. Постепенно приходят к выделению из общей массы предметов, обладающих особой исторической или мемориальной ценностью и требующих специальных условий хранения: серебряный потир князя Юрия Долгорукова, золотое блюдо, изготовленное в 1561 г. в мастерских Кремля для царицы Марии Темрюковны, трон Ивана Грозного и пр.
В сочинениях иностранцев, побывавших в России в XVII в. (Адам Олеарий, Георг Адам Шлейссинг) отмечаются перемены, происшедшие в русской культуре, в психологии и мировоззрении русских людей – черты «новой культуры», выделенные современниками и исследователями, и прежде всего – довольно широко распространившиеся светские манеры и соответствующий характер поведения указывают на общность историко-культурного развития России и других европейских стран. Появившиеся в России музеи со временем станут институтами новой культуры, выражением отмеченной общности.