Формирование представлений о форме предметов

Вэтой возрастной группе продолжается формирование знаний о форме предметов, ознакомление с геометрически­ми фигурами. Дети учатся различать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, цилиндр; обследуя их форму, выделять характерные признаки; находить вокруг себя пред­меты, подобные по форме знакомым геометрическим фигу­рам (шару, кубу, цилиндру, кругу, квадрату, треугольни­ку, прямоугольнику). В процессе обучения осознается, что форма не зависит от размера, цвета и других особенностей.

Знания эти, как правило, получают на занятиях по мате­матике в соединении с другими задачами: обучение счету, упражнениями в сравнении предметов по размеру идр. Боль­шое значение имеет установление связи данной работы с обучением разным видам изобразительной деятельности (леп­ка, рисование, аппликация, конструирование). Именно вслед­ствие интеграции (объединения) задач все более четко вос­принимается форма предмета.

С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая их модели с уже знакомыми или одну с другой: треугольник с квадратом, цилиндр с кубом или шаром. Сна­чала эти фигуры сравнивают попарно, а потом по три и более. Например: квадрат, прямоугольник, треугольник.

Ознакомление с формой предметов начинается с того, что дети воспринимают геометрическую фигуру на основе зрительного и двигательного анализатора, выделяют ее ха­рактерные особенности и запоминают ее название. Одновре­менно они учатся подбирать к геометрическим образцам пред­меты и их изображения.

Закрепляя знания о треугольнике, воспитатель предлага­ет несколько разных треугольников и спрашивает? «Дети, какие вы видите фигуры? Сколько их? Чем они отличаются одна от другой? Возьмите треугольник, который лежит у вас на столе, в левую руку, а указательным пальцем правой руки обведите его по контуру, Глазами проследите, как дви­гается ваш пальчик. Посчитайте, сколько сторон у треуголь­ника. А сколько углов у треугольника?»

В пять лет дошкольники хорошо усваивают особенности геометрических фигур, определяют фигуры на ощупь и по контуру. От непосредственного сравнения предметов с гео­метрическими образцами они переходят к словесным описа­ниям их формы и обобщениям.

Сравнивают фигуры в определенном порядке: «Как на­зываются эти фигуры? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?» Такая после­довательность учит логике обследования, умению выделять основные, существенные признаки и свойства.

Для детей средней группы большое значение имеют такие приемы, как практические действия с моделями (катают, ставят и т.д.), накладывание и прикладывание, обследова­ние по контуру, группировка и упорядочивание, дидакти­ческие игры и упражнения на усвоение особенностей гео­метрических фигур, на сопоставление формы предмета с гео­метрическим образцом и анализ сложной формы.

Так, в сюжетно-дидактической игре «Магазин» основ­ным заданием является формирование у детей умения нахо­дить предметы определенной формы с использованием гео­метрических фигур-образцов.

В отличие от программных задач младшей группы дети пятого года жизни используют развернутое словесное опи­сание своих действий: «Я хочу купить треугольное печенье, поэтому беру треугольный чек».

Материалами для занятия могут быть сумки, в которые дети складывают «покупки» — булочки, конфеты (круглая, прямоугольная, овальная, треугольная по форме); халаты для работников магазина; касса; весы; чеки и др.

Основное правило в игре: товар получает лишь тот, кто правильно выбрал чек и правильно описал форму своего товара. Например: «Я подобрал чек, на котором нарисован круг, потому что у меня конфеты круглой формы», — говорит ребенок.

На пятом году жизни дети должны уметь описывать слож­ную форму предметов, состоящих из двух-пяти частей. Пе­дагогическая практика свидетельствует о том, что подобные задания доступны им, так как в предыдущие годы была создана определенная база знаний и умений.

Наши рекомендации