Петроград и Москва — форпосты специального обучения в РСФСР. Начало подготовки кадров советских дефектологов
Важным для будущего дефектологической науки и практики итогом I Всероссийского съезда по просвещению явилось создание на базе санатория-школы доктора В. П. Кащенко Дома изучения дефективного ребёнка и Музея педагогики исключительного детства.
В студенческую пору В. П. Кащенко соприкоснулся с революционным движением. В дни Декабрьского вооружённого восстания 1905 г. Всеволод Петрович вместе с братом Петром Петровичем оказывал помощь раненым на Пресне, за что в числе большой группы студенческой молодёжи был отчислен с медицинского факультета Московского университета, подвергся аресту и получил статус политически неблагонадёжного. Участь В. П. Кащенко разделили ещё несколько десятков студентов-медиков, из которых многие после Октября заняли высокие административные посты. Всеволод Петрович имел добрые отношения с наркомом здравоохранения Н. А. Семашко, В. М. Бонч-Бруевич, членом СНК Н. В. Крыленко, сестрой В. И. Ленина А. И. Елизаровой, другими известными и влиятельными людьми.
Приняв Октябрь, Всеволод Петрович спешит передать свой санаторий-школу революционной Республике, веря в исполнение самых радужных надежд на строительство в РСФСР столь необходимой системы специального обучения. Его заботят судьбы несчастных детей. Всеволод Петрович входит в состав Школьно-санитарного совета Наркомпроса и с головой погружается в работу, теперь он нарасхват, можно реализовать всё, что задумывалось и обсуждалось с коллегами-медиками, педологами, педагогами.
На том же поприще в Петрограде не менее успешно трудится доктор А. С. Грибоедов, тот самый врач, которого в 1903 г. молодым специалистом привёл в приют Братства во имя Царицы Небесной профессор В. М. Бехтерев. При поддержке жены всесильного в красном Петрограде Г. Е. Зиновьева — комиссара 3. И. Лилиной, вернувшейся с германского фронта, А. С. Грибоедов встаёт во главе созданного Комиссариатом соцобеспечения института-интерната Детского обследовательского института (ДОБИ) (декабрь 1918 г.).
В марте 1918 г. состоялся переезд советского правительства из Петрограда в Москву, Первопрестольная вновь обрела статус столицы. Соперничество Петрограда и Москвы не только не утихло, но и разгорелось с новой силой. В Петрограде вслед за ДОБИ откроется Отофонетический институт профессора Д. В. Фельдберга, Воспитательно-клинический институт профессора П. Г. Вельского, Государственный институт научной педагогики под руководством профессора А. Н. Граборова, больница для невропсихопатических детей доктора Т. К. Розенталь.
Москва ответит уже упоминавшимися Домом изучения дефективного ребёнка и Музеем педагогики исключительного детства доктора В. П. Кащенко, I Институтом глухонемых Ф. А. Рау, отделением трудного детства Медико-педагогической клиники профессора Г. И. Россолимо, клиническим отделением профессора Д. И. Азбукина.
Вернув статус главного города страны, Москва уже не отдаст инициативу ленинградцам. «Московский темп, — признаёт в 1928 г. профессор А. Н. Граборов, — это был темп самый быстрый. От Москвы отставал даже Ленинград в практической постановке вопросов трудного детства».
Не считаясь с невзгодами и лишениями текущей жизни, многие дефектологи целеустремлённо работали во благо трудных детей. «Проблема таких детей, — писал В. П. Кащенко в 1926 г., — вряд ли будет снята и в отдалённом будущем. Это ничуть не колеблет нашего оптимизма в преодолении её, уверенности в успехе лечебных и педагогических мероприятий, направленных на исправление или ослабление недостатков психического и физического развития детей. Не вызывает сомнения и перспектива прогресса научного познания и медико-педагогической практики в данной области».
Замыслы организации масштабной помощи «исключительным детям», вызревшие к началу Первой мировой войны в российском медико-педагогическом сообществе учёных и практиков, А. С. Грибоедов и В. П. Кащенко попытались осуществить в молодой Советской Республике. Члены Школьно-санитарного совета Наркомпроса РСФСР смотрели на Петроград и Москву как на идеальные экспериментальные площадки, опытом которых могли бы воспользоваться по всей стране. Здесь открывались диагностические и исследовательские центры, действовали базовые практические учебные заведения, наиболее полно обеспечивался охват телесно и умственно дефективных детей специальным обучением, рождались различные типы учреждений (детские сады, детские очаги, детские площадки, детские дома, детские колонии, специальные классы и школы, школы-санатории), здесь писались новые программы и учебники. Петроград и Москва первыми организовали подготовку квалифицированных педагогов-дефектологов.
Всего за столетие до описываемых событий в Российской империи имелся единственный профессионал специального обучения — французский тифлопедагог Валентин Гаюи. К концу XIX в. страна располагала несколькими десятками хорошо подготовленных сурдопедагогов и тифлопедагогов, к Первой мировой войне отряд специалистов пополнили психологи, педологи, логопеды, учителя вспомогательной школы, а их общая численность возросла до нескольких сотен. На исходе XIX в. участники профессиональных съездов признали необходимость подготовки специальных учительских кадров, и вскоре столичные училища для глухонемых и слепых начали проводить стажировки и краткосрочные курсы, Е. К. Грачёва организовала обучение персонала для работы с глубоко умственно отсталыми детьми. К 1918 г. все курсы закрылись, многие учителя-мужчины оказались на военной службе, часть педагогов в силу разных причин покинула школы. Большинство же из числа оставшихся советскую власть по идеологическим соображениям не устраивало. «Чтобы сделать основные положения советской системы воспитания достоянием широких слоёв работников вспомогательных школ и классов, которые были пропитаны старыми дореволюционными точками зрения и применяли соответствующие методы и приёмы работы, пришлось провести длительную и упорную работу. <...> Естественно, что с принятием всех этих учреждений на государственный бюджет и с превращением их в единую сеть, работающую по единому плану и под единым руководством, отвечающим запросам рабочего класса, встал вопрос о переквалификации основных кадров работников».
А. С. Грибоедов в Петрограде и В. П. Кащенко в Москве примутся готовить учителей для советской специальной школы на базе только что открытых практических учреждений. Инициатива опытных специалистов и заинтересованность государства в подготовке советских педагогических кадров привели к тому, что в обеих столицах одновременно (1918) организуются краткосрочные курсы по подготовке персонала для специальных учебных заведений, которые вскоре преобразуются в высшие учебные заведения.
На базе Дома изучения ребёнка Наркомпроса РСФСР (ул. Погодинская, д. 8) В. П. Кащенко организует «6-месячные курсы по подготовке работников по дефективности» (1918), вскоре курсы становятся годичными (1919), а затем и трёхгодичными (1920). Всего через три года после революции в столице открывается Московский педагогический институт детской дефективности (1920). Осенью 1924 г. это небольшое образовательное учреждение вливается в состав педагогического факультета 2-го Московского государственного университета. Бессменным руководителем нового для страны высшего учебного заведения являлся профессор В. П. Кащенко.
По свидетельству А. М. Эткинда, в 1922 г. Москва располагала немалым количеством вузов, выпускники которых могли посвятить себя работе с дефективными детьми: «Высшие педологические курсы, Психологические научно-исследовательские курсы, Высшие научно-педагогические курсы, Центральный институт организаторов народного образования, Академия социального воспитания, Пединститут детской дефективности.
<...> Работали также научно-исследовательские центры: Психологический институт при 1-м МГУ (руководитель — Г. И. Челпанов); Центральный педологический институт (Н. А. Рыбников); Государственный московский психоневрологический институт (А. П. Нечаев); Государственный медико-педологический институт Наркомздрава (М. О. Гуревич); лаборатория экспериментальной психологии и детской психоневрологии при Неврологическом институте 1-й МГУ (Г. И. Россолимо); Медико-педагогическая клиника (В. П. Кащенко); Центральная психологическая лаборатория вспомогательных школ (П. П. Соколов)».
Формально пальма первенства в деле организации научно-исследовательских учреждений за Петроградом, ибо там уже в конце 1918 г. «соответствующим распоряжением Народного комиссариата социального обеспечения, при комиссаре 3. И. Лилиной, в ведении которой находились тогда все детские учреждения». Появился Детский обследовательский институт (ДОБИ). Впрочем, громкое наименование «института-интерната» способно ввести в заблуждение. Уточним, штат ДОБИ, наряду с его руководителем доктором А. С. Грибоедовым, состоял из двух врачей, старшего воспитателя, педагога и завхоза. Комиссариат соцобеспечения разместил ДОБИ в усадьбе на Каменном острове (Большая аллея, д. 13). Изначально это было заведение на 40 коек, для «детей обоего пола, в возрасте от 4—16 лет». Вот на этой базе А. С. Грибоедов организует краткосрочные курсы подготовки учителей для спецшкол. В 1924 г. ДОБИ присвоят имя его директора, Адриан Сергеевич станет руководить институтом имени самого себя, а вскоре институт составной частью вольётся в Государственную психоневрологическую академию под руководством академика В. М. Бехтерева. Дальнейшее переподчинение и переименование столь запутанно, что лучше предоставить слово непосредственно А. С. Грибоедову.
«Лишь Октябрьская революция вывела этот вопрос под руководством А. В. Луначарского на широкую государственную дорогу, образовав по представлению Академии первое в мире высшее учебное заведение для подготовки специалистов дефектологов и педологов, сначала в форме руководимого мною Института педологии и дефектологии (а в 1922 г. Педагогический институт социального воспитания нормального и дефективного ребёнка), а затем в виде специальных отделений дефектологии, педологии и социально-пра- вовой охраны детства в Педагогическом институте имени Герцена. Затем образовался Институт научной педагогики (с которым был объединён Педологический институт психоневрологической академии), и, наконец, работа эта завершается созданием дефектологического отдела при Психоневрологической академии».
В начале 1924/25 учебного года та часть ДОБИ, что занималась подготовкой кадров, войдёт на правах отделения в состав крупного педагогического вуза (ныне это РГПУ им. А. И. Герцена), а впоследствии преобразуется в его дефектологический факультет. «Педагогический институт детской дефективности, организованный в Москве, — не без гордости напишет В. П. Кащенко, — и одновременно возникший в Ленинграде Педагогический институт нормального и дефективного ребёнка, организованный по инициативе профессора А. С. Грибоедова, являются истинными пионерами в общеевропейском масштабе в деле высшего образования специалистов по всем видам детской дефективности и социально-правовой охране детства».
Знакомство с историей рождения двух в будущем ведущих дефектологических факультетов Советской России способно навести на мысль о том, что авторитетные учёные (члены высших экспертных советов Наркомпроса) предоставили правительству проекты подготовки кадров высшей квалификации, и то, убедившись в состоятельности образовательных моделей, поддержало интеллектуалов, благодаря чему замысел специалистов воплотился в государственную политику. На деле всё происходило иначе. Продолжительность курсов, автономность или подчинённость институтов, их включение в более крупные образовательные структуры зависели не от рекомендаций профессионалов, не от качества образования слушателей, не от заказа со стороны школ или родителей, а исключительно от партийных установок.
На первых порах правительство легко принимало решение об открытии новых вузов, если в царской России насчитывалось 69 высших учебных заведений и около 90 ООО студентов, то в 1920 г. сеть высшей школы развернулась до 244 заведений, армия студентов выросла до 207 ООО человек. Отмена выпускных и вступительных экзаменов привела к тому, что любой человек по достижении 16-летнего возраста мог записаться в любой институт или университет. Повсеместно открытые в 1918—1919 гг. краткосрочные учительские курсы оказались малоэффективными, зачастую инструкторы сами не знали, что преподавать завтрашним педагогам народных школ. К осени 1919 г. учительские семинарии и краткосрочные курсы закрываются, им на смену приходят трёхгодичные курсы.
После того как государство взяло высшую школу под жёсткий идеологический контроль, сокращается и количество вузов: к 1927 г. от революционных 244 осталось чуть больше половины — 129, падает численность студентов: к 1927 г. их становится на 50 ООО меньше. Профессура и студенчество подвергаются чистке — из высшей школы устраняются те, кто не отвечает политическим установкам ВКП(б). С конца 1920-х гг. начинается массовое изгнание из высшей школы крупных учёных с дореволюционным стажем, лидеров сложившихся в дооктябрьский период научных направлений. Летом 1929 г. проводится общая чистка высших учебных заведений и перевыборы преподавательского корпуса студентами и служащими образовательных учреждений. Педагогическая наука политизируется. К концу 1920-х гг. государство ставит перед высшей школой задачу готовить не «специалистов, перегруженных научными знаниями», а идеологически подкованных «специалистов-организаторов». Инициативные институты, факультеты, клиники и т. п., получив от партийного руководства целевую установку, перестраиваются, укрупнённые педагогические институты получают задание готовить учителей в соответствии с утверждённым перечнем специальностей. И в Москве, и в Петрограде перемены задавались едиными партийными решениями, исключалась даже попытка обсуждения директив, тем более несогласие с ними.
Столь же последовательно, как структура высшей школы, менялось и содержание образования будущих учителей-дефектологов, и целевые установки выпускникам педагогических вузов, и профессорско-преподгвательский состав, и списки рекомендуемой учебной литературы. С 1917 по 1930 г. из библиографических перечней начнут исчезать сначала названия некоторых книг, изданных до революции, потом имена некоторых российских, а следом и зарубежных авторов, появятся же в книгах имена партийных вождей, которые станут мелькать всё чаще, а вскоре списки рекомендуемой литературы поменяются до неузнаваемости.
К 1930 г. на работы А. С. Грибоедова и В. П. Кащенко ссылаться станут всё реже, а затем их и вовсе забудут. К тому времени почти все специалисты старшего поколения столкнутся с непреодолимыми препятствиями в своей профессиональной деятельности и либо отойдут от дел, либо займутся консультативно-практической помощью. Многие учителя из прежних частных школ сменят профессию, уйдут в тень, откажутся от активного участия в социальной жизни.
Итак, центрами специального образования в РСФСР, как и в царской России, остаются Петроград и Москва. Сохраняется и исторически сложившееся соперничество в деле организации помощи детям-инвалидам между двумя мегаполисами. Обретение Москвой статуса столицы обеспечивает дефектологам-москвичам некоторое преимущество. Строя новую систему специального образования, Советское государство позаботилось о её важнейшем элементе — подготовке дефектологических кадров. Форпостами этой работы становятся 2-й Московский государственный институт и Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена. Правительство требует от специальной школы обеспечения рационального воспитания дефективных детей, их «перековки в полезных членов общества», что обусловливает изменение содержания подготовки вузами педагогов-дефектологов. Педагогическая наука политизируется, учебно-методическая литература подвергается идеологической цензуре, а профессорско-преподавательский состав — чистке. Следуя общегосударственным идеологическим установкам, советская специальная школа отказывается от наследия школы дореволюционной.