I. Вступительное слово учителя
1 .Сегодня на уроке внеклассного чтения мы продолжим знакомство с творчеством Самуила Яковлевича Маршака. Познакомимся с его биографией, с некоторыми произведениями, которые, может быть, не знакомы вам. И проведем литературную викторину по произведениям писателя.
2.Великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и разнообразных интересов и знаний - С.Я.Маршак всю жизнь был добрым другом детей. Он подружил с детских лет с поэзией многих ребят, показал чудесную силу родного языка. Маршак показал, что стихами можно рисовать цветные картины мира, рассказывать знаменательные и поучительные истории, вызывать в человеке раздумье, научить мечтать о будущем.
С.Я.Маршак (1887-1964 (77 лет) был человеком удивительной работоспособности. Проработал в литературе без малого 60 лет и оставил большое наследие: стихи для детей, взрослых, сказки для чтения и представления, песни, переводы.
Еще при жизни Самуила Яковлевича Маршака один замечательный детский врач, настоящий "доктор Айболит", Георгий Нестерович Сперанский, опираясь на свой многолетний опыт общения с детьми, рекомендовал прописывать малышам стихи Маршака как целебное средство, как один из самых надежных "витаминов роста". И действительно, глупый мышонок, Рассеянный с улицы Бассейной, дама с громадным багажом, Усатый-полосатый, неутомимые почтальоны разгоняют дурное настроение, неизменно вызывают смех, улыбку у маленьких читателей стихов Маршака. А сам поэт позаботился о том, чтобы создать для них целую своеобразную поэтическую энциклопедию "Про все на свете". Есть там и рассказы о людях простых и всем необходимых профессий, и веселые, похожие на затейливые детские игры, занимательные азбуки, и поэтический календарь природы "Круглый год" с его неустанно движущимся хороводом месяцев, и даже веселая арифметика, где каждая цифра - живой образ. Потом, подрастая, читатель стихов Маршака познакомится с его замечательными переводами стихов и песен шотландского поэта Роберта Бернса и сонетов Шекспира, с Маршаком - автором сосредоточенной философской лирики, Маршаком-сатириком и Маршаком-критиком.
Вернемся к детским стихам Маршака. Он пишет для детей книги, пьесы, считалки, загадки. Маршак пишет просто, часто даже разговорным языком.
А сейчас проведем литературную викторину, небольшое соревнование между рядами;
3. Учитель читает отрывок из стихотворения С.Маршака, надо угадать его название.
1.Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке? ("Почта")
2.Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит. ("Пожар")
3.Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки. ("Вот какой рассеянный")
4.Я учиться не хочу,
Сам любого научу.
Я известный мастер
По столярной части! ("Мастер-ломастер")
5.У Скворцова Гришки
Жили-были
Книжки -
грязные,
лохматые,
рваные,
горбатые,
Без конца
И без началa!.. ("Книжка про книжки")
6.Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет 20-ти. ("Рассказ о неизвестном герои")
Загадки
1.Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
2.Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
3.Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)
4.Музыкант, певец, рассказчик,
А всего - кружок да ящик. (Патефон)
5.Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду. (Велосипед)
6.Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)
7.Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы)
8.Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
Держусь рукой за тросточку.
Тебя давно я жду.
Ты съешь меня, а косточку
Зарой в своем саду. (Вишня)
9.В Полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать! (Утюг)
О ком это? Из какого стихотворения?
В отрывках из стихотворений, которые вы услышите, С.Я. Маршак рассказывает о различных профессиях, о труде людей.
Ваша задача – угадать, о ком идёт речь, назвать стихотворение:
Ничего он не боится
Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене,
Каска светится в огне.
(О пожарнике из стихотворения «Пожар»)
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной рубашке?
(О почтальоне из стихотворения «Почта»)
Из какой сказки?
Перечислите зверей, которые пели песню мышонку в сказке "О глупом мышонке"? Мышка, лягушка, утка, лошадь,свинка, курица, щука, кошка.
Назовите гостей кошки в сказке "Кошкин дом"?
Кто и зачем подарил падчерице колечко в сказке "Двенадцать месяцев"? апрель
Заключение.
Подведение итогов викторины, оценки.
Урок 56
Тема: САМУИЛ МАРШАК «ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ»
Цель: развивать речевое дыхание, умение отчетливо произносить звуки; совершенствовать умение читать вслух, по цепочке, навык выборочного чтения; развивать умение самостоятельно работать в группе; способствовать обогащению словарного запаса пословицами и поговорками о дружбе, развитию внимания и памяти; содействовать установлению дружеских отношений в классе.
Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах.
Подготовительная работа: несколько учащихся учат стихи о дружбе.
Ход урока
I. Организационный момент
Ученик читает стихотворение.
Прозвенел уже звонок, Будем мы усидчивы,
Начинается урок. Прилежны и внимательны —
Молча мы за парты сели, И пойдет у нас работа
Друг на друга поглядели, Просто замечательно!
Усмехнулись, улыбнулись, Н. Ковалева
К педагогу повернулись.